Селективное внимание: понятие и примеры

Ежедневно и ежесекундно мы подвергаемся воздействию большого потока звуковой информации. Гудки автомобилей в городской суете, разговор коллег по работе, гул бытовых приборов- и это только малая часть звуковых факторов, влияющих на нас каждую минуту. Представляете, что было бы, если б каждый такой момент отвлекал наше внимание? Но большую часть шумов мы просто игнорируем и не воспринимаем. Почему так происходит?

Представьте, что вы находитесь на вечеринке вашего друга в оживленном ресторане. Большое количество шумовых эффектов, звон фужеров и бокалов, множество других звуков - все они пытаются завладеть вашим вниманием. Но на фоне всего этого шума вы предпочитаете сосредоточиться на забавной истории, которую рассказывает ваш приятель. Как вам удастся проигнорировать все остальные звуки и послушать историю вашего приятеля?

Это пример понятия ”селективное внимание”. Его другое название - избирательное или выборочное внимание.

Определение

Селективное внимание - это просто акцент фокусировки на конкретном объекте в течение определенного периода времени, с одновременным игнорированием несущественной информации, которая также встречается.

Поскольку наша способность следить за вещами вокруг нас ограничена как по возможности, так и по продолжительности, и на нее прямым образом влияют индивидуальные психологические особенности личности, мы должны быть избирательными к тому, на что обращаем внимание. Внимание действует как прожектор, подчеркивая детали, на которых нам нужно сосредоточиться, и отсеивая ненужную нам информацию.

Степень избирательного внимания, которую можно применить к ситуации, зависит от человека и его способности концентрироваться на определенных обстоятельствах. Это также зависит от отвлекающих факторов в окружающей среде. Селективное внимание может быть сознательным усилием, но может происходить и подсознательно.

Как работает выборочное внимание?

Некоторые исследования показывают, что избирательное внимание - результат умения, которое помогает хранить воспоминания.

Поскольку индивидуально-психологические особенности личности и рабочая память могут содержать только ограниченный объем информации, нам часто приходится отфильтровывать ненужные сведения. Люди часто настроены уделять внимание тому, что обращается к их чувствам, или к тому, что хорошо знакомо.

Например, когда вы голодны, у вас больше шансов обратить внимание на запах жареной курицы, а не на звук звонка телефона. Это особенно важно, если курица является одним из ваших любимых блюд.

Избирательное внимание также может быть использовано для целенаправленного привлечения интереса к объекту или человеку. Многие маркетинговые агентства разрабатывают способы привлечь избирательное внимание человека, используя цвета, звуки и даже вкусы. Вы когда-нибудь замечали, что некоторые рестораны или магазины предлагают дегустацию продуктов питания в обеденное время, когда вы, скорее всего, будете голодны и наверняка продегустируете предложенные образцы, после чего вероятность зайти в их ресторан или кафе существенно возрастет. В этом случае зрительное и слуховое внимание завладевают вашими чувствами, в то время как шум или активность толпы покупателей вокруг вас попросту игнорируются.

«Чтобы поддерживать наше внимание к одному событию в повседневной жизни, мы должны отфильтровывать другие события, - объясняет автор Рассел Реллин в своем тексте ”Познание: теория и практика”. - Мы должны быть избирательными в нашем внимании, сосредотачиваясь на некоторых событиях в ущерб другим, потому что внимание - это ресурс, который необходимо оставлять для важных событий».

Селективное визуальное внимание

Существуют две основные модели, описывающие, как работает визуальное внимание.

  • Модель ”прожектор“ предполагает, что визуальное внимание работает так же, как и прожектор. Психолог Уильям Джеймс предположил, что такой механизм включает в себя координационный центр, в котором все четко просматривается. Область, окружающая эту точку, известную как край, все еще видна, но видна неочевидно.
  • Второй подход известен как модель ”зум-объектив”. Хотя он содержит все те же элементы модели прожектора, но дополнительно предполагает, что мы можем увеличить или уменьшить размер нашей фокусировки так же, как зум-объектив камеры. Однако значительная область фокусировки приводит к более медленной обработке, поскольку включает в себя существенный поток информации, поэтому ограниченные ресурсы внимания должны распределяться по большей площади.

Селективное слуховое внимание

Некоторые из самых известных экспериментов по слуховому вниманию - это те, которые проводит психолог Эдвард Колин Черри.

Черри исследовал, как люди могут отслеживать определенные разговоры. Феномен он назвал эффектом «коктейль».

В этих экспериментах два сообщения были представлены одновременно через слуховое восприятие. Черри обнаружил, что когда содержимое автоматического сообщения было внезапно переключено (например, переход от английского к немецкому языку или внезапное воспроизведение назад), немногие из участников обратили на это внимание.

Интересно отметить, что если динамик сообщения автоматической трансляции переключался с мужского голоса на женский (или наоборот), или если сообщение было заменено тоном 400 Гц, участники всегда замечали изменение.

Выводы Черри были продемонстрированы в дополнительных экспериментах. Другие исследователи получили аналогичное слуховое восприятие, включая списки слов и музыкальные мелодии.

Теории ресурсов выборочного внимания

В более поздних теориях внимание рассматривается как ограниченный ресурс. Предметом изучения является то, как эти ресурсы разводятся среди конкурирующих источников информации. Такие теории предполагают, что у нас имеется фиксированное количество внимания и требуется выяснить, как мы распределяем его доступные запасы среди множества задач или событий.

«Теория ориентированных ресурсов была подвергнута критике, как чрезмерно широкая и неопределенная. Действительно, она может быть неодинока в объяснении всех аспектов внимания, но вполне удовлетворяет теории фильтров, - предполагает Роберт Стернберг в своем тексте «Когнитивная психология», обобщая различные теории избирательного внимания. - Фильтры и узкие места теории внимания являются более подходящими метафорами для конкурирующих задач, которые, по-видимому, несовместимы... Теория ресурсов кажется лучшей метафорой для объяснения явлений разделенного внимания на сложные задачи».

Есть две модели, которые связаны с избирательным вниманием. Это модели внимания Бродбента и Трейсмана. Они также упоминаются как узкие модели внимания, потому что объясняют, что мы не можем одновременно следить за каждым входом информации на сознательном уровне.

Вывод

Селективное внимание в психологии изучается довольно основательно, а сделанные выводы достаточно сильно отличаются друг от друга. Одной из наиболее влиятельных психологических моделей избирательного внимания была модель фильтра Бродбента, изобретенная в 1958 г.

Он предполагал, что многие сигналы, поступающие в центральную нервную систему параллельно друг с другом, хранятся в течение очень короткого времени во временном «буфере». На этом этапе сигналы анализируются по таким факторам, как местоположение в пространстве, тональное качество, размер, цвет или другие основные физические свойства.

Затем они пропускаются через выборочный «фильтр», который позволяет сигналам с соответствующими свойствами, необходимыми человеку, проходить по одному каналу для дальнейшего анализа.

Часть информации с более низким приоритетом, хранящаяся в буфере, не сможет пройти этот этап до истечения срока действия буфера. Элементы, потерянные таким образом, не оказывают дальнейшего влияния на поведение.

Комментарии