Социальная информация - это... Понятие, виды, функции и методы сбора информации

Социальная информация ‒ это те сведения и сообщения, которые передаются в процессе общения. Это совокупность эмоциональных и иных воздействий, передаваемых участниками коммуникационного процесса. Это знания и эмоциональные посылы, передаваемые людьми последующим поколениям.

Что представляет собой социальная информация

Существуют различные каналы передачи подобных сообщений, несущих просветительную и образовательную функции. Например, наиболее ярко невербальные социальные сообщения передаются посредством традиционной культуры. В современном обществе важным каналом обмена такими данными являются средства массовой информации.

Понятия "информация" и "социальная информация" неразрывно между собой связаны. Только, в отличие от первой, являющей собой знания об обществе, вторая отличается своей динамичностью и в полной мере отражает процессы, происходящие при социальной коммуникации. В процессе эволюционного развития общества произошло усложнение структурной части социальной информации. Если раньше поведение человека регулировалось выработанными поколениями генетическими знаниями, то в настоящее время общество предпочитает оперативную информацию, отличающейся своим многообразием и оперативностью.

Виды общественной информации

С точки зрения социального назначения информацию данного типа можно классифицировать на следующие виды:

  • специальная;
  • массовая.

Другой способ деления основан на том, при помощи какого способа она отражается в сознании человека. Различают эстетическую и логическую составляющие социальной информации.

Помимо этого, существуют виды социальной информации, основанные на чувственном восприятии поступающих к человеку данных от окружающего мира. В соответствии с этим различают тактильный, аудиальный, вкусовой и другие виды.

Методы систематизации

Социальная информация ‒ это данные, которые нуждаются в периодическом сборе и систематизации. Например, социальная информация может быть получена следующими методами:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • анализ;
  • экспертный опрос;
  • социальный эксперимент и др.

Наибольшее распространение получил метод социологического наблюдения, подразумевающий проведение опросов, анкетирование и взятие интервью. Данные методы позволяют получить максимально актуальные, надежные и достоверные сведения.

Как осуществляется сбор социальных сведений

Сбор данных является важным этапом любого социологического исследования. При этом сбор социальной информации осуществляется комплексно, с применением сразу нескольких методов. Например, анализ документов является традиционным и достаточно надежным методом, который часто выступает в качестве формализованного и дополнительного способа получения нужных социологических данных. Универсальным и часто используемым методом является опрос, который может проходить в форме прессового или раздаточного анкетирования, в форме стандартизированного интервью, а также свободного, лишенного формальностей интервью. Социологическое наблюдение — метод сбора первичной социологической информации, который осуществляется путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования.

Цели и задачи

Социальная информация ‒ это все накопленные знания о мире, которые используются человечеством в самых различных сферах их жизнедеятельности. Отсюда можно выделить следующие функции:

  • научно-познавательная;
  • идеологическая;
  • управленческая;
  • коммуникативная и др.

Каждая из этих функций строго специфична, однако целесообразно рассматривать их в комплексе. Некоторые пары функций неразрывно связаны между собой, как, например, коммуникативная и управленческая. Примечательно, что социальная информация никогда не перестает быть ценной. Даже в том случае, если теряется ее актуальность, она остается незаменимым источником различных исторических фактов.

Социальная информация - это прекрасная возможность хорошо ориентироваться в окружающем каждого человека реальном мире, а также максимально объективно эту реальность воспринимать. Возможность наблюдать за окружающей обстановкой и принятыми в том или ином коллективе нормами дает возможность индивиду правильно ориентироваться в окружающей обстановке, а также строить свое поведение таким образом, чтобы оно органично вписывалось в уже существующие правила.

Каналы передачи

Человек получает необходимую для него информацию при помощи различных социокультурных институтов, в качестве которых могут выступать: семья, образование и средства массовой коммуникации. Семья выступает в качестве первого социокультурного института, откуда человек получает самое первое представление об окружающем его мире. Поэтому сложно переоценить роль семьи в формировании и передаче социальной информации последующим поколениям. Телевидение и интернет позволяют получать самые различные знания о мире и о нормах коммуникации в нем.

Наконец, образовательно-просветительные институты, а также система непрерывного образования обеспечивают современного человека достоверной и актуальной информацией. Немаловажное значение имеет непосредственное общение между людьми. Они при помощи устных или письменных сообщений участвуют в обмене социальной информацией. Однако наибольшее распространение в настоящее время получила общественная информация из интернета. Для большинства современных людей это наиболее простой и быстрый способ получения сведений в текстовой форме, а также в форме аудио- или видеофайла.

Социально-педагогическая информация

Она дает нам общее представление о том, в каком состоянии в настоящее время находится социально-педагогическая система, а также о том, каким образом обеспечиваются потребности в информационных ресурсах в образовательном процессе. Она является важнейшим интеллектуальным ресурсом, активно используемым современным обществом.

Социально-педагогическую информацию невозможно представить без использования информационных технологий, позволяющих существенно ускорить процессы сбора, переработки и хранения ресурсов. Она является важной частью общественной интеллектуальной собственности. Более того, с каждым годом ее значение все более возрастает. Достоверные данные такого типа необходимы в процессах управления. Социальная информация позволяет принимать правильные управленческие решения, а также корригировать ранее принятые решения. Собирать, систематизировать и применять данную информацию крайне целесообразно во всех сферах жизни и во всех видах человеческой деятельности, так как это способствует принятию обоснованных, адекватных текущей ситуации действий.

Обобщение полученных исследовательских данных

Затрагивая различные сферы общественной жизни, социальная информация может классифицироваться на экономическую, политическую, социальную. Различают также бумажную, электрическую и электронную в зависимости от того, какой именно материальный носитель используется для ее передачи. Формально в качестве носителей информации применяются печатные издания, радио и телевидение. В зависимости от поставленных целей социальная информация может быть представлена качественно или количественно. Рассматривая поступление данных от объекта к субъекту и наоборот, можно выделить прямой и обратный тип передачи данных.

Из социальных данных может быть сформирована справочная информация, включающая в себя нормативные сведения, или же оперативная информация. Последняя обладает переменным периодом использования и характеризуется быстрыми сроками сбора. В зависимости от того, к каким именно функциям управления относится социальная информация, она классифицируется на следующие виды:

  • регулятивная;
  • прогнозная;
  • организационная;
  • контрольно-учебная.

Методы сбора социально-педагогической информации

Анализ документов позволяет получить данные о тех событиях, наблюдение за которыми уже не представляется возможным. Однако доклады, протоколы, публикации и другие источники могут предоставить ценную статистическую социальную информацию. Архивные исследования предоставляют уникальную возможность изучить то или иное социальное явление, затрагивая более широкий временной интервал. Архивное исследование предполагает работу с данными переписи населения, фольклором, личными письмами, а также газетными материалами и различными статистическими отчетами.

Другим, не менее важным методом социальной информации является наблюдение, в процессе которого собираются первичные эмпирические сведения. Главным достоинством данного метода является независимость и максимальная объективность получаемых данных, а также возможность запечатления самого процесса человеческого общения и его элементов. Эксперимент является наиболее ценным и в то же время наиболее сложно выполнимым методом сбора социальной информации. В совокупности все существующие методы исследований социального поведения человека направлены на познание и улучшение коммуникативного процесса. В этом заключается главная функция социальной информации.

Комментарии