Технология творческих мастерских: особенности, функции, значение

Технология творческих мастерских на уроках технологии – отличный способ для выполнения социального заказа, поставленного перед школой. Технологические, коммуникационные, геополитические преобразования, которые наблюдаются в современном обществе, стали причиной модернизации школьного образования.

Актуальность технологии

Изменение социальных отношений привело к необходимости обращения внимания на ученика как на полноправного субъекта межкультурной коммуникации, активного участника образовательного процесса.

Именно поэтому в качестве основной стратегии обучения был выбран личностно-деятельностный подход. Технология творческих мастерских идеально подходит для подобной методики, так как в центре процесса ставится личность ребенка, учитываются его индивидуальные творческие способности, интересы, наклонности.

Возникающие проблемы

Проблема заключается в том, что при классической системе образования не создавались оптимальные условия для формирования практических навыков. Основной акцент учителями делался на теоретическую подготовку подрастающего поколения. Из-за низкого деятельностного компонента в обучении у школьников не были сформированы навыки общения, в минимальной степени было развито креативное мышление.

Что необходимо было сделать для того, чтобы справиться со сложившейся в отечественном образовании ситуацией? Технология творческих мастерских – отличный вариант формирования позитивного отношения к обучению. Благодаря созданию проблемных ситуаций, решать которые должны сами школьники, существенно возрастает их внешняя и внутренняя активность. Чем более активные методы выбирает в своей работе учитель, тем проще ему заинтересовать своих воспитанников, вовлечь их в образовательный процесс.

Технология творческих мастерских на уроках технологии, физики, химии дает возможность не просто осваивать определенную информацию, но и отрабатывать приобретенные навыки на практике.

Основные идеи

Какими особенностями обладает педагогическая технология? Творческая мастерская, созданная А. Валлоном, П. Ланжевеном, Ж. Пиаже, предполагает обучение подрастающего поколения способам получения знаний и умений. Суть данной методики заключается в самостоятельном «открытии» информации посредством исследования ее связи с практикой. Технология творческих мастерских базируется на методе критического мышления. Ребенок не просто «принимает» сведения, сообщаемые ему наставником, а проверяет их путем решения самостоятельных творческих задач. Важны плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого и др.; внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения; миссия преподавателя-мастера заключается в разблокировании способностей ребенка, в создании условий для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Технология «Творческая мастерская» в начальной школе направлена на формирование у ребят универсальных учебных навыков. Педагог прививает своим воспитанникам любовь к учебе, помогает им выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Определение

Мастерская – одна из главных развивающих, обучающих, воспитывающих форм работы в современной школе. Существует несколько определений данной методики. Например, В. М. Монахов считал ее продуманной до мелочей моделью педагогической совместной деятельности по организации, проектированию, проведению учебного процесса с созданием комфортных условий для каждого ребенка. На базе технологии творческих мастерских педагог проводит необычные занятия, которые заставляют детей анализировать и объяснять увиденные эксперименты.

Принципы технологии

В технологии творческих мастерских педагог пользуется определенными принципами:

  • относится к ребенку как к равному собеседнику;
  • не просто сообщает ему определенные знания как неоспоримую истину, а направляет на самостоятельный эксперимент путем критического отношения к полученной информации;
  • самостоятельный разбор творческих заданий и упражнений;
  • плюрализм подходов, мнений, уважительное отношение к мнениям одноклассников, педагогов;
  • работа в команде;
  • проявление лидерских качеств;
  • критичность мышления.

Технология творческих мастерских позволяет каждому ребенку выполнять определенные задания, пользуясь собственными способностями, интересами, личным опытом. В настоящее время нет точных методик, согласно которым педагог создавал бы такие мастерские. Именно поэтому у каждого творческого учителя есть своя точка зрения относительно того, как именно можно ее использовать.

Страницы истории

Как появилась педагогическая технология «Творческая мастерская»? В двадцатые годы прошлого века научно-педагогическая общественность горела желанием избавиться от всего, что мешало человеку быть счастливым и свободным. Именно в это время в центре внимания общественности оказалась личность. Психологи, врачи, педагоги активно изучали особенности личности ребенка, пытались найти эффективные способы ее развития.

Во Франции в этот период появилась «Французская группа нового образования», в которую вошли именитые педагоги, психологи того времени: Пиаже, Валлон, Ланжевен. Что представляли в то время педагогические технологии? Французская творческая мастерская пыталась противопоставить консерватизму классической школьной системы интенсивные новые методы обучения, воплотить их в реальную практику.

В своем манифесте эта группа единомышленников писала о том, что ставит перед собой основную цель – воспитание критически мыслящей и свободной личности.

Их статья про технологии творческих мастерских стала пособием для тех, кто поддерживал идеи французских просветителей. Выступая за обновление содержания образования, представители GFEN не отвергали полностью идеи педагогов, которые работали при классической системе. Поклонники этого движения утверждали, что базой для своей философии они считают мысли гениальных представителей человечества: Песталоцци, Декроли, Руссо, Корчака, Макаренко, Пиаже, Баттельхейма, Бакле.

Основатели GFEN не принимали традиционные компоненты образовательного процесса. Они разрешали ребенку слушать не учителя, а своего одноклассника, выдвигать любые гипотезы, искать способы для их отстаивания.

Ими был предложен тезис о том, что знание является созиданием и поиском противостояния с навыками, полученными ранее, с критической оценкой той информации, что уже была принята.

Педагоги GFEN настаивали на том, что у каждого ребенка есть природные задатки к творческой деятельности. В конце прошлого века в Марселе была создана группа из 350 французских педагогов, а также представителей других европейских стран, которые создали положения новой технологии – мастерских.

Основное содержание

Технология творческих мастерских на уроках физики, химии, биологии – это вызов традиционной образовательной системе. Ученик находится в активной позиции, он сам выстраивает свои знания, раскрывает внутренний потенциал. Благодаря такому подходу формируется личность с обновленным менталитетом. Ребенок развивается как ответственная, творческая, самостоятельная личность.

Уместна технология творческой мастерской в ДОУ, ведь именно в дошкольный период важно обращать внимание на каждого ребенка. Лозунг «Все способны», выдвигаемый основателями данной педагогической технологии, позволяет проводить раннюю диагностику одаренности, создавать для талантливых детей оптимальные условия для развития и становления их личности.

Что представляет собой технология «Мастерская творческих проектов»? 2 класс – возраст, когда ребята начинают прислушиваться к своим сверстникам, пытаются устанавливать с ними взаимоотношения. Педагог предлагает работу в небольших группах, что позволяет детям получать навыки работы в команде. Они самостоятельно ищут способ решения задачи, поставленной перед ними учителем, то есть создают собственную «творческую мастерскую».

После внедрения в российские школы новых образовательных стандартов востребована технология творческих мастерских на уроках английского языка, литературы, истории, обществознания.

Уроки технологии в начальной школе

Отдельного внимания заслуживает методика, которую предложила Т. Н. Проснякова. Технология «Творческая мастерская» в 4 классе предполагает работу по программе Н. А. Цирулик. Суть ее в знакомстве детей с разнообразными произведениями прикладного и декоративного искусства, развитии интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения.

Так как каждый школьник представляет собой неповторимую индивидуальность с собственными эмоциональными и психофизическими особенностями, ему необходимо предоставлять максимальные возможности для самореализации.

При освоении различных технологических приемов, изучении материалов дети получают возможность познать и совершенствовать свои способности и возможности.

Какую цель преследует технология «Творческая мастерская» в 4 классе? Предназначение методики в раскрытии творческого потенциала ребенка с помощью средств художественного труда.

Его задача состоит в совершенствовании мелкой моторики рук при освоении разных технологических приемов, а также развитие конструкторских способностей, формирование логического мышления, художественного вкуса, воображения, расширение способов познания окружающей действительности. В рамках данной технологии происходит формирование культуры ребенка в разных проявлениях.

Программа 3-4-го классов предполагает несколько разделов, в каждом из которых есть определенная группа материалов: картон и бумага, пластилин, текстильные материалы, комбинированные работы из разных элементов.

Деятельность младших школьников с каждым видом материала осуществляется по спирально-концентрическому принципу. Дети на основе навыков и умений, сформированных ранее, расширяют и углубляют свои возможности. Благодаря решению содержательной задачи каждой линии ребенок получает возможность в полной мере понять роль, значение, место, применение материала в окружающей действительности.

В систему представлений об используемом материале в данной методике включают:

  • историческую справку;
  • художественно-прикладные традиции по работе с материалом;
  • инструменты;
  • способы и виды получения материала;
  • изменения качеств и свойств по мере обработки;
  • сочетание с иными материалами.

Так как трудовое обучение является составной частью комплекса учебных дисциплин, оно способствует повышению качества работы школьников на других школьных уроках. Нельзя оставить без внимания и обратную связь. Например, технология пересекается с математикой, так как на трудах ребята пользуются геометрическими фигурами, применяют угольник, линейку, циркуль, ведут расчеты.

С уроков по окружающему миру ребята переносят в технологию образы растительного и животного мира. Знания по экономике помогают школьникам распределять обязанности, знакомиться с разными профессиями, рекламировать созданные своими руками изделия.

Огромную помощь в достижении задач, поставленных перед курсом, оказывает правильно поставленная работа с учебником. Материал в нем группируется в полном соответствии с учебной программой. Рассмотрение отдельной темы предполагает разные этапы решения творческой и художественной задачи.

Первый этап направлен на формирование у детей навыков наблюдения. Дети учатся анализировать фотографии поделок, определять материал, из которого они выполнялись. Затем школьник продумывает основные этапы своей деятельности, последовательность действий, развивая самостоятельность. Художественный вкус и техническое мастерство развиваются при объединении художественного образа и технологии. Школьник получает навыки проектной деятельности, переходит от исходного материала к созданию готовой работы. Педагог применяет в рамках творческих мастерских индивидуальные и коллективные способы работы, организует конкурсы, выставки, ярмарки, показы, превращая обычные уроки труда в художественные студии.

Подводим итоги

Применение в работе технологии творческих мастерских позволяет учителю выбирать интенсивные методы развития и обучения. Педагог не просто сообщает знания как неоспоримую истину, а создает такие условия, при которых ребенок выстраивает свое собственное образовательное пространство.

Учитель не является авторитарным наставником, он талантливый скульптор, который относится с уважением к школьникам.

Технология, которая появилась в европейской педагогике в конце прошлого века, имеет серьезную психологическую основу. Школьники учатся самостоятельно приобретать знания, формулировать свою позицию, обосновывать выбранную точку зрения.

В рамках проведения мастерских у учителей появляется вопрос об умениях, знаниях, навыках. Суть технологии состоит в том, что цель и задачи деятельности на уроке формулируют дети, а не педагог. Совместными усилиями участники образовательного процесса выдвигают гипотезу на конкретном уроке, а в конце занятия делают вывод о ее результативности. Такая инновационная педагогическая технология не предполагает традиционной передачи значительного объема знаний от учителя школьникам. Отечественные психологи, в частности, Н. Ф. Талызина, убеждена в том, что нельзя усвоить знания, если они не предполагают активных действий со стороны обучаемого. Качество усвоения ЗУН зависит от многообразия видов деятельности, выбираемых в ходе урока педагогом для своих воспитанников.

Деятельность, связанная с выполнением заданий в рамках мастерской, предполагает концентрацию познавательных сил, мышления, памяти, воображения. Особенность этой технологии состоит в том, что ребятам предлагается объемная формулировка, в которой много неопределенности и недосказанности. Именно такой подход предполагает творческий поиск правильного решения самими школьниками. Ребята не только определяют цель деятельности, они выстраивают алгоритм действий, подбирают теоретическую базу для достижения поставленной задачи.

Заключение

В современной образовательной системе нашей страны происходят серьезные изменения, направленные на повышение самостоятельности школьников. Для выполнения социального заказа, поставленного перед образовательными учреждениями обществом и государством, необходимо внедрять в воспитательный и образовательный процесс инновационные педагогические технологии.

Среди них интерес представляет технология творческих мастерских. Данный метод в полной мере соответствует современным представлениям психологов и педагогов о формировании компетентности у выпускников школ. Основной задачей педагога становится помощь ребенку в раскрытии его интеллектуальных, творческих способностей, возможностей.

В ходе мастерских, организуемых в разных предметных областях, осуществляется освоение подрастающим поколением интеллектуального и духовного саморазвития, эмоциональной саморегуляции, то есть освоение элементов компетенции личностного роста. При этом ребенок развивает культуру поведения, что позволяет ему легко адаптироваться в современном обществе.

Своим названием технология обязана тому, что в ней предполагается существование мастера. Он лишь создает тот алгоритм действий, благодаря которому происходит творческий процесс. В нем педагог выполняет функцию наставника, а все основные этапы проходит сам ученик. Среди методов, которые оптимально подходят для этой инновационной педагогической технологии, отметим групповую, парную, индивидуальную деятельность. Технология мастерских предполагает не сообщение и освоение научной информации, а передачу способов проведения работы.

Каждый этап учебного занятия направляет самостоятельную познавательную деятельность школьников. Они могут сами выбирать способы исследования того вопроса, который был поставлен в начале урока. Личностный подход, который широко используют в наши дни в отечественном образовании, тесно связан с технологией мастерских.

У каждого школьника есть возможность подобрать для себя оптимальные методы работы, согласовать их со своим наставником, выбрать алгоритм достижения универсальных учебных достижений. Творческая мастерская - идеальный способ раскрытия и развития интеллектуальных, творческих способностей школьников.

Комментарии