Основные виды анкет и их содержание
Всевозможные опросы, анкетирования, социологические и маркетинговые исследования настолько тесно вошли в нашу жизнь, что мы уже давным-давно не обращаем никакого внимания на количество и виды анкет, которые нам ежедневно приходится заполнять. Самый распространенный способ социологического и маркетингового исследования - это анкетирование. В качестве инструмента для исследований такой способ считается одним из самых гибких, т. к. вопросы могут быть заданы в разных формах. Не менее удобно использовать опросные листы в отделе кадров.
Коротко о главном
Анкета - это одна из двух разновидностей опроса. Бумага представляет собой перечень вопросов, на которые отвечает респондент. Несмотря на внешнюю простоту, правильно составить анкету под силу далеко не каждому специалисту. Некорректно составленный перечень - это неверные результаты исследования. Важно не только правильно написать вопросы, но и грамотно определить их очередность. Виды анкет бывают разные, и немаловажную роль играет цель заполнения.
Многое зависит и от правильности составления опроса для кандидата на работу. Например, во время прохождения собеседования многие специалисты просят приложить к анкете и резюме, т. к. во внутреннем документе отдела кадров отсутствует перечень профессиональных навыков или какая-то другая важная информация. Не менее часто можно встретить вопрос, который затрагивает виды образования. Анкета может не предусматривать такие варианты, как неполное высшее, начальное профессиональное, среднее специальное и т. д. Словом, без данных, отображенных в резюме, сложно судить о профессионализме искомого специалиста.
Какие цели у анкетирования при трудоустройстве?
Главная задача такого опросника - это получение исчерпывающей информации о трудовой деятельности специалиста, его опыте, навыках и образовании. Все остальные виды вопросов в анкете (про увлечения, хобби, место работы родственников и т. д.) можно назвать второстепенными. Анализируя заполненную анкету, руководитель должен понимать целесообразность дальнейшего трудового соглашения с конкретным специалистом и уровень его заработной платы. Может ли анкета заменить полноценное собеседование? Не на всех предприятиях, но иногда при трудоустройстве можно столкнуться с неприятным моментом, когда работодатель считает, что анкетирование может сполна заменить полноценное собеседование. Подобные мысли в корне неправильны.
Чаще всего руководители проводят анкетирование со всеми откликнувшимися кандидатами на вакансию, отбирают лучших, а уже затем назначают время и место проведения собеседования. Ответы, изложенные в опроснике, позволят менеджеру по подбору персонала понять, в каком ключе вести переговоры и стоит ли их вообще вести.
Анкеты в отделе кадров. Какие они бывают?
В отделе кадров практически любого крупного предприятия можно встретить 3 совершенно разных вида анкет:
- Для собеседования. Как правило, размещаются внутри компании на виду посетителей. Например, в крупных торговых центрах, супермаркетах, на сайте в электронном варианте и т. д. В этом случае соискатель заполняет бумагу и таким образом извещает работодателя о своем согласии занять вакантную должность в этой компании.
- Анкета для трудоустройства заполняется непосредственно на собеседовании. Этот бланк служит своего рода заменой резюме.
- Анкета при трудоустройстве выдается сотруднику для заполнения в его первый рабочий день. Такие бумаги обычно прикладываются к личному делу каждого работника.
Какие бывают виды вопросов в анкете?
В зависимости от проводимого исследования и цели будущего анкетирования в опросник могут быть включены следующие вопросы:
- Уточняющие личность респондента (пол, место жительства, возраст, семейное положение, образование, специальность и т. д.). Этот вид вопросов позволяет формировать полученные данные в группы и подгруппы.
- Вопросы, позволяющие определить факты поведения, которые руководят действиями и поступками опрашиваемого человека.
- Вопросы или тесты, которые позволяют выявить планы, мотивы, мнения, оценочные суждения и ожидания.
В анкетах для отдела кадров, как правило, фигурируют вопросы об образовании, полезных навыках, опыте работе. Часто можно увидеть вопросы, касающиеся интересов и целей, поставленных перед лицом, желаемой заработной платы и т. д.
Правила составления анкет
В большинстве случаев менеджеры по подбору персонала или руководители стараются скачать бланки в Интернете. Бесплатные виды анкет, примеры которых не составит труда найти в Сети, в большинстве случаев требуется доработать. Существует несколько простых принципов, которые обязательно следует соблюдать при построении любого опросника. Состоят они в следующем:
- Необходимо учитывать восприятие текста, изложенного в анкете, будущим респондентом. Это ведущий принцип, от которого берут свое начало все остальные.
- Во время составления вопросов нужно обязательно учитывать практический опыт и специфику культуры той аудитории, которая будет заполнять бланки.
- Одни и те же вопросы, которые были заданы в разной последовательности, дадут совершенно разную информацию для анализа. Для большей достоверности сведений общие вопросы лучше ставить в начале, а уточняющие - в конце.
- Каждый смысловой блок анкеты желательно разрабатывать примерно одного размера. Делается это для того, чтобы каждый блок был равноценен для респондента во время заполнения.
- Пятый пункт касается распределения вопросов по степени их сложности. В начале анкеты должны находиться общие и наиболее простые вопросы, за которыми следуют более сложные. Желательно, чтобы во втором пункте стояли не оценочные, а событийные вопросы. Далее могут следовать мотивационные, после которых можно сделать небольшой спад и вернуться к событийным или добавить фактологические. Самые сложные вопросы (не более двух-трех) располагаются в самом конце. Перед завершающей "паспортичкой", если она расположена в конце.
Основные виды анкет должны иметь следующую структуру:
- В начале многих анкет можно заметить эпиграф. Эта вступительная часть неринципиальна, но имеет место в структуре. Она задает настроение респонденту перед ответами на поставленные вопросы. Бывают разные виды анкет: для родителей, маркетинговые, социальные и т. д. Категорически запрещается во вступлении к любой из них составлять эпиграф, который затрагивает непосредственно содержание исследования. Потому что высказывания и афоризмы могут психологически настроить человека заполнить анкету в духе прочитанного. Такой эпиграф неприемлем. Однако вступление, содержащее информацию о чрезвычайной важности проводимого исследования для всего региона, прекрасно мотивирует любого респондента.
- Обращение побуждает к мотивации и подробному заполнению. Как правило, в качестве обращения могут быть использованы следующие формулировки: "дорогой гость", "уважаемый читатель" и т. д. Оно всегда формируется в единственном числе.
- Довольно содержательным блоком вопросов является объективка. Здесь расположены вопросы, которые дают оценку социально-демографическим характеристикам респондентов. Если у маркетолога имеются все данные об отобранной группе, блок все равно стоит добавить. Эти простые общие вопросы подготавливают лицо к подробному заполнению более сложных и значимых пунктов. Кроме того, если эти вопросы опущены, респондент психологически чувствует явный недочет. Блок вопросов может быть расположен не только в начале, но и в конце. Однако для открытых тем лучше в начале. Если исследование затрагивает серьезные внутренние проблемы, то лучше в конце. В этом случае респондент может сомневаться в анонимности.
- Естественно, после всего вышеперечисленного наступает черед самого исследования или более сложных для восприятия вопросов. Сначала по возрастанию, а ближе к концу - по убыванию. Самые сложные вопросы (не более двух-трех) - в самом конце.
- После заполнения рекомендуется выразить благодарность за участие в опросе. Перед ней иногда располагается вопрос: "Хотели ли бы Вы снова принимать участие в наших опросах?".
Маркетинговая анкета. Виды анкетирования
От чего зависит классификация? В зависимости от способа получения документа респондентом виды анкет в социологии могут быть:
- почтовые (когда бланки с вопросами приходят опрашиваемому по почте);
- прессовые (от слова "пресса", то есть те анкеты, которые публикуются в печатных СМИ);
- раздаточные (когда анкетер раздает бланки анкет группе респондентов).
Прессовый и почтовый способ относятся к заочному анкетированию, во время которого не предусмотрен непосредственный контакт анкетера с респондентом. Опрос может быть проведен дома, по месту работы или учебы. Иногда, когда анкетирование проводится вне домашних стен, его могут организовать в отдельной аудитории со специально отобранной группой. Анкетирование при приеме на работу может быть как очным (во время проведения собеседования), так и заочным (перед приглашением на интервью).
Как и любое другое социологическое или маркетинговое исследование, анкетирование имеет свои собственные этапы:
- Постановка задач и проблем, которые будут разрешены анкетированием.
- Разработка опросника с большим количеством вопросов открытого типа.
- Пробное анкетирование и проведение анализа по факту выполненной работы.
- Корректировка и уточнение текста вопросов, их расположения в анкете.
- Проведение масштабного анкетирования.
- Анализ результата и подготовка отчета по факту выполненной работы.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- Разные виды анкет в маркетинге позволяют провести опрос большого количества людей практически по любой теме или проблеме.
- На проведение исследования не потребуется много времени.
- Возможность компьютерной обработки результатов исследования.
- Анонимный способ позволяет получить более достоверные сведения.
Минусы:
- Далеко не всегда правдивые ответы.
- Нежелание принимать участие в опросах.
- Не может отобразить ситуацию полностью.
- Поспешность при заполнении.
Несмотря на эти минусы, виды социологических анкет широко используются в маркетинге. Кроме того, анкета остается основным инструментом сбора и анализа информации об отдельных лицах при приеме на учебу или работу.
Интервью: резюме или анкета?
Как правило, анкета при приеме на работу используется для удобства не только кандидатов, но и работников отдела кадров. Но как быть, если кандидат пришел на собеседование с хорошим и подробным резюме? Хороший кадровый работник не станет моментально завершать встречу, а поступит уважительно к специалисту. Некоторые вопросы, которые очень хорошо освещены в резюме, можно отметить в анкете ссылкой на этот документ. Если хранить резюме действительно неудобно или руководитель требует к рассмотрению исключительно анкеты, то можно попросить переписать все данные на бланк.
Как правильно заполнить анкету для отдела кадров?
Виды ответов в анкете увеличивают шансы получить работу в несколько раз. Поэтому важно придерживаться нескольких простых советов по заполнению внутреннего документа.
Рекомендации:
- перед заполнением обязательно подробно ознакомьтесь со всеми пунктами и вопросами, указанными в анкете;
- уточните название той должности, на которую претендуете (в некоторых компаниях они могут быть различны);
- почерк должен быть понятным и разборчивым;
- несмотря на заполнение анкеты, всегда имейте при себе полное и развернутое резюме;
- в блоке "опыт работы" позволено указывать те места, где сотрудник не был оформлен официально;
- чтобы работодатель знал, о каком предприятии идет речь, резонно указывать не только юридическое лицо, но и название марки, фирмы, филиала и т. д.;
- старайтесь дать полные ответы на все поставленные вопросы;
- в графе "гражданство" не нужно указывать национальность (русский, россиянин и т. д.), но нужно указать страну (Украина, Российская Федерация, Республика Беларусь и т. д.);
- заполняя анкету в электронном варианте, обязательно оставьте комментарий или отклик с преимуществами вашей кандидатуры.
- в графе с ожиданиями по заработной плате старайтесь указывать среднюю ставку на претендуемую должность или примерно на 10-15 % выше нее.
Подводные камни всех анкет: рисунок
Иногда работодатель или менеджер по подбору персонала может огорошить соискателя таким простым заданием, являющимся частью анкеты. Во время первого знакомства и работодатель, и кандидат стараются показать себя с лучших сторон и могут скрывать о себе многое. Некоторые компании не хотят раскрывать сюрпризы. Рассказать о себе можно многое, не составит труда и аккуратно подробно заполнить анкету, а вот выполнить такое простое и неожиданное задание под силу далеко не каждому.
Что это - детское задание, которое способно помочь работодателю больше узнать о соискателе? Как правильно оформить рисунок?
- Размер и расположение. Большие рисунки свойственны решительным и смелым людям, в то время как маленькие отражают скрытую неуверенность, излишнюю скованность.
- Разные погодные условия символизируют скрытое поведение человека в хорошую и трудную минуту. Словом, как нарисуете, так и будете себя вести.
- Оптимиста сразу вычисляет присутствие на рисунке "улыбки до ушей".
Мы подробно обсудили некоторые виды анкет.