Правило трех единств, или Основы классицистической литературы
Каждый из нас в школе или институте слышал о таком понятии, как классицизм. Это эстетическое направление, встречающееся во многих видах культуры и искусства. Вообще, слово классицизм произошло от латинского classicus, что означает в переводе «образцовый». Навевает мысли о чем-то строгом, точном, даже античном, не так ли? Все верно, поэтика классицизма начинала складываться еще в эпоху позднего Возрождения в Италии, а окончательно сформировалась в XVII веке во Франции.
Основы этого направления - правила античного творчества Аристотеля, Горация - требуют строгого соблюдения канонов, которые в этом жанре незыблемы и беспрекословны к выполнению. Также эстетика классицизма имеет свою особую иерархию жанров: эпопея, ода, трагедия - «высокие» жанры; сатира, комедия, басня - «низкие». Давайте же рассмотрим основу литературного классицизма.
Правило трех единств
Включает в себя следующие понятия:
- Единство времени – действие строго в течение суток.
- Единство места – на протяжении всего произведения действия происходят в одном месте, как правило, это дом, дворец, усадьба и т. д.
- Единство действия – отсутствие побочных партий и персонажей, наличие одного основного сюжета.
Для чего нужно правило трех единств в литературе
Требование единства времени можно объяснить так: зритель, находящийся в театре на протяжении небольшого количества часов, не поверит событиям на сцене, длительность которых сильно не соответствует длительности самого спектакля. Если в пьесах Шекспира действие может занимать несколько месяцев, то в драматургии классицизма такое невозможно. Действие в пьесе, написанной в этом стиле, обязательно делится на пять актов и занимает не более суток. Физическое время восприятия зрителя непременно должно совпадать со временем действия на сцене.
На этих же принципах основывается и требование единства места. Полагалось, что зритель должен понимать, что перед ним все время одна и та же сцена. Этот строгий характер принципа классицизма особенно видно в сравнении с иным типом драматургии - шекспировским. Вспомним его пьесы, где действие переносится из одного места в другое. Требования единства времени и места сильно сокращали разнообразие сюжета произведений классицистической драматургии, но в то же время способствовали особой строгости и четкости построения пьесы.
Последнее требование — единство действия — в каждой пьесе количество действующих лиц должно быть минимальным; действие развивается логично, строго, четко, без побочных сюжетных линий. Зрителю трудно будет досмотреть постановку до конца, если в ней нет единства действия.
Классицизм в зарубежной литературе
Классицизм сначала опирался на теории Аристотеля и Горация - античных авторов. В европейской литературе заканчивает свое существование этот стиль с 1720-х годов. В нем также строго соблюдалось правило трех единств, о котором говорится ранее в статье.
Европейский классицизм в своем развитии прошел два основных этапа:
- Расцвет монархии, позитивное развитие науки, культуры и экономики. В это время писатели-классицисты видели своей задачей прославление монарха.
- Кризис монархии, критика недостатков в политическом строе. Авторы осуждают монархию.
Развитие классицизма в России
Это художественное направление нашло отклик в России позже, чем в остальных странах мира. Национальные традиции - вот на что опирался русский классицизм. Именно в этом и проявилась его уникальность и своеобразие.
Классицизм особенно сильно развивался в архитектуре, там он достиг очень больших высот. Это было связано с созданием и строительством новой столицы (Санкт-Петербурга) и активным ростом других городов России. Достижения классицизма проявились в большом количестве построек, например стрелка Васильевского острова (Ж. Ф. Тома де Томон) в Петербурге, Александро-Невская лавра (И. Старов), архитектура Царского села (А. Ринальди) и многие другие.
В Царском селе итальянский архитектор Антонио Ринальди работал над семью объектами, в числе которых Китайский театр, Чесменская колонна, Кагульский обелиск.
На фото Мраморный дворец (А. Ринальди) в Санкт-Петербурге.
Развитие классицизма в русской литературе
В России классицизм зародился во второй четверти XVIII века и подарил нам таких прекрасных творцов, как М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. Тредиаковский, Г. Р. Державин, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин и множество других великих имен.
Конечно же, больший вклад в развитие русского классицизма в литературе внес Михаил Васильевич Ломоносов. Им была разработана система трех "штилей", создан образец оды - торжественного послания, которое стало пользоваться большой популярностью в то время. Особенно четко традиции классицизма были отражены в комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль".
Кроме обязательного правила трех единств классицизма в литературе, к особенностям этого стиля в России также относят следующее:
- деление героев на отрицательных и положительных персонажей, обязательное наличие резонера - героя, выражающего позицию и мнение автора;
- присутствие в сюжете любовного треугольника;
- торжество добра в финале и непременное наказание порока.
Классицизм сыграл огромную роль в развитии мирового искусства. Это направление - основа, базис литературы. Классицистическому стилю принадлежит огромное количество великих произведений. Ежедневно во всех театрах мира играют известнейшие комедии, трагедии и пьесы, ставшие непревзойденными шедеврами.