Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция
Формирование звукопроизношения у детей должно завершиться к 5-6 годам. Однако, судя по отзывам педагогов, многие первоклассники имеют те или иные логопедические проблемы. Это существенно затрудняет их общение с другими людьми, приводит к появлению специфических ошибок при освоении письма. Как вовремя заметить нарушение у своего ребенка? Какие речевые дефекты пройдут со временем, а с какими нужно немедленно обращаться к специалистам?
Нарушения звукопроизношения
Речь малыша активно формируется в дошкольном возрасте. Довольно долго в ней могут наблюдаться следующие дефекты:
- Отсутствие звука. Он просто пропускается ("ошка" вместо "ложка", "учка" вместо "ручка").
- Замена одних звуков на другие, более легкие ("йыба" вместо "рыба", "сал" вместо "шар").
- Искажение звука (картавость, гнусавость).
- Смешение фонем, которые произносятся правильно. Ребенок говорит то "машина", то "масина", постоянно путаясь.
Различные дефекты в звукопроизношении у детей могут сочетаться другими проблемами: отсутствием фразовой речи, маленьким словарным запасом, использованием неправильных грамматических форм. Это может свидетельствовать о сложном расстройстве, при котором нельзя ограничиваться лишь работой со звуками.
Причины нарушений
Некоторые родители пытаются исправить имеющиеся у ребенка дефекты, постоянно поправляя его речь и делая замечания. Это приводит к резкой негативной реакции малыша, а иногда и к заиканию. Исправление звукопроизношения у детей - непростой процесс. Начинать его нужно не с замечаний, а с выявления причины дефектов. Ими могут быть:
- Проблемы со слухом.
- Нарушенная дифференциация, при которой малыш не различает близкие по акустическому звучанию фонемы (например, "д" и "т").
- Неправильное анатомическое строение языка, неба, челюсти, различные дефекты прикуса.
- Ограниченная подвижность речевого аппарата (особенно губ и языка).
- Неправильное воспитание, когда родители слишком долго "сюсюкаются" с ребенком или, наоборот, не уделяют ему внимания, засадив перед телевизором.
- Постоянное общение с людьми, имеющими речевые дефекты. Проблемы могут возникнуть и в том случае, когда родители говорят очень быстро и неясно.
- Двуязычие. Малыш путается в особенностях произношения, что приводит к искажению звуков по подобию другого языка.
Младшие дошкольники
Артикуляционный аппарат малыша развивается постепенно. Поэтому, добиваясь правильной речи, не забывайте об особенностях звукопроизношения у детей.
Нормально, если в 3 года:
- ребенок смягчает согласные ("л'озицька" вместо "ложечка");
- свистящие и шипящие фонемы пропускаются, заменяются, путаются или выговариваются нечетко;
- в речи нет звуков "л" и "р";
- звонкие фонемы оглушаются ;
- вместо заднеязычных звуков произносятся переднеязычные ("дород" вместо "город", "тарандаш" вместо "карандаш").
Дети могут четко произносить звук, но не выговаривать его в сочетании с другими, переставлять слоги в словах, пропускать согласные, если они стоят рядом. Насторожиться родителям стоит в том случае, если малыш неохотно идет на контакт, не понимает простейших просьб и вопросов, обходится словами-фрагментами (говорит "ма", а не "мама", "ако", а не "молоко").
Средние дошкольники
В возрасте 4-5 лет развитие звукопроизношения у детей протекает очень активно. Смягчение звуков почти исчезает. Дети начинают выговаривать шипящие, у большинства появляется звук "р", но произношение их еще не автоматизировано. Ребенок может сказать одно слово правильно, а в другом допустить ошибку. При этом звуки уже не пропускаются, а заменяются другими.
Иногда, научившись выговаривать фонемы "ш", "р", "ж", малыш вставляет их во все слова ("горубь" вместо "голубь", "жуб" вместо "зуб"). Но в целом речь становится чище, дети реже переставляют слоги, почти не сокращают слова. Считается нормальным, если малыш неправильно выговаривает свистящие, сонорные ("р", "л") и шипящие звуки. В остальных случаях проконсультируйтесь с логопедом.
Старшие дошкольники
Логопеды утверждают, что к 5-6 годам правильное звукопроизношение у детей должно быть полностью сформировано. Однако примерно у 20% детей в речи встречаются искажения.
Они могут быть связаны:
- С недостаточной автоматизацией шипящих звуков, а также фонем "л" и "р". У некоторых ребятишек формируется привычная картавость или шепелявость.
- С заиканием и дислалией, требующих помощи специалистов.
- С небрежным произношением, когда ребенок торопится, проглатывает окончания, нечетко выговаривает звуки.
Так как поступление в школу неумолимо приближается, работе над чистой речью должно уделяться повышенное внимание. При возникновении сомнений лучше прийти к логопеду и пройти тщательную диагностику.
Обследование звукопроизношения у детей
Приступая к диагностике, логопед тщательно проверит строение речевого аппарата маленького пациента. Малыша попросят выполнить различные движения челюстью, губами и языком. Так выявляется их подвижность.
Чтобы исследовать особенности звукопроизношения у детей, их просят выговорить звук изолировано. Проверяется, насколько быстро происходит артикуляционное переключение. Малыши повторяют слоги ("пак-кап") или цепочки из них ("мна-мну-мно").
Затем показываются картинки. В названии предметов, изображенных на них, есть исследуемый звук. Он стоит в разных позициях и сочетаниях. Если ребенок допускает искажения, логопед просит повторить слово вслед за ним, произнести слоги с проблемным звуком. Важно подбирать для обследования не только легкие, но и многосложные слова.
Иногда названия картинок малыш выговаривает правильно, а в обычной речи заменяет одни фонемы другими. Проверить это помогает произнесение чистоговорок, потешек, где часто встречается исследуемый звук, беседы по сюжетным картинкам.
Обследование фонематического слуха
Помимо диагностики звукопроизношения, у детей проверяется способность к различению фонем. Внимание следует сосредоточить на следующих парах звуков: "шипящий + свистящий", "твердый + мягкий", "глухой + звонкий", "р + л". При этом используются следующие виды заданий:
- повторить за логопедом оппозиционные слоги ("ри-ли", "уч-ущ");
- воспроизвести ряд из 3-4 элементов ("вля-пля-мля-для");
- выполнить движение (хлопок, прыжок), услышав заданный слог;
- выбрать те картинки, названия которых начинаются с указанных звуков;
- объяснить значение схожих по звучанию слов (например, "лак-рак") или показать нужную картинку.
Коррекция звукопроизношения у детей
Логопедическая работа включает в себя три этапа. Перечислим их:
- Подготовительный этап. Ребенка учат различать на слух формируемую фонему. Мышцы губ и языка должны освоить новые для них движения. Для этого используются артикуляционная гимнастика, упражнения для формирования правильной воздушной струи. Ребенок занимается перед зеркалом, все движения делаются в медленном темпе. При возникновении трудностей можно помочь язычку руками (например, приподнять его или свернуть в трубочку). Эту часть работы могут взять на себя родители, посоветовавшись с логопедом или прочитав соответствующие книги.
- Постановка звуков. Эту часть работы лучше доверить логопеду, знакомому со специальными приемами. Он в игровой форме научит дошкольника произносить требуемый звук в изоляции от других.
- Автоматизация фонемы в речи. Чтобы звук произносился на автомате, его нужно много раз повторить. Сначала малыш произносит его в слогах различных типов, потом в словах, причем отрабатываются различные позиции. Только после этого можно переходить к предложениям, коротким стихам и чистоговоркам. В них не должно быть звуков, которые ребенок еще не умеет выговаривать. На последнем этапе используется пересказ коротких историй, описание сюжетных картинок.
Иногда дети, научившись выговаривать звук, упорно смешивают его с другим. В таком случае проводится работа по их дифференциации. Малышу предлагается найти отличия в артикуляции при произнесении каждого из звуков. Затем фонемы отрабатываются в слогах, похожих словах, и, наконец, в скороговорках.
Организация занятий
Воспитание звукопроизношения у детей - процесс не быстрый. Тем более если выявлено искажение большого числа фонем. Ставить их приходится постепенно, начиная с самых легких. Одновременно не должны отрабатываться звуки, при произнесении которых органы речи занимают противоположное положение. Например, "с" требует широкого языка с образование желобка посередине. Его не стоит ставить вместе со звуком "л", для произнесения которого необходим узкий язык.
Занятия с логопедом должно проводиться систематически, 2-3 раза в неделю. Чтобы заинтересовать дошкольников, широко применяются игрушки, картинки, настольные игры (лото, домино). Однако работа над звукопроизношением должна продолжаться и дома. Логопед обычно дает родителям домашние задания. Чаще всего это комплекс артикуляционной гимнастики, который рекомендуется выполнять ежедневно. Для формирования правильного речевого дыхания полезно петь гласные, сдувать бумажки с языка, пускать мыльные пузыри.
Развитие речевой функции неразрывно связано с формированием мелкой моторики. Поэтому, если у вашего ребенка имеются проблемы со звукопроизношением, познакомьтесь с пальчиковыми играми. Старайтесь каждый день лепить, рисовать, вырезать фигурки из бумаги, делать украшения из бусин, собирать мозаики или конструкторы.
Звукопроизношению у детей дошкольного возраста должно уделяться самое пристальное внимание. Ведь недостатки, укоренившиеся с раннего детства, впоследствии выправляются с большим трудом. Чтобы предупредить их, родители должны внимательно следить за своей речью, четко выговаривать все звуки и не откладывать визит к логопеду при появлении тревожных симптомов у малыша.