Арзамасская железнодорожная катастрофа: число погибших, причины, история

Арзамасская железнодорожная катастрофа – взрыв поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан. Авария произошла в июне 1988 года. Поезд перевозил взрывчатое вещество. Несколько месяцев на месте аварии работала особая комиссия, но безрезультатно. Установить причины Арзамасской железнодорожной катастрофы так и не удалось.

Конец восьмидесятых стал началом эпохи перемен. Однако многие понимали, что вскоре наступит крах существующей системы. И как будто в подтверждение этого во второй половине восьмидесятых в СССР произошла серия крупных аварий. Одна из них – Арзамасская железнодорожная катастрофа.

Как это было

4 июня к железнодорожной станции «Арзамас I» подошел состав. Примерно за 300 метров находилась станция, на которой поезд простоял 20 минут. Половина локомотива неожиданно взорвалась вблизи города. Машинист Юрий Миканович остался жив. Он потерял сознание, очнулся спустя десять минут после катастрофы. Вышел из кабины и увидел кромешный ад…

Мощный взрыв разорвал поезд на две части. Задняя секция превратилась в груду искореженного металла. Миканович увидел людей, которые метались в панике – их дома были полностью разрушены. Произошла страшная авария, которая вошла в историю как Арзамасская железнодорожная катастрофа. Но что вызвало взрыв? Несчастный случай или диверсия?

Взорванный город

Причины Арзамасской железнодорожной катастрофы не установлены. Но авария не забыта. О трагедии снято несколько документальных фильмов, один из них – «Взорванный город».

Арзамасская железнодорожная катастрофа произошла в 9:30. Это был жаркий субботний день. Многие жители близлежащего населенного пункта отправились на приусадебные участки. Этой страшной аварии посвящена вышеупомянутая серия документального цикла «Следствие вели». Арзамасская железнодорожная катастрофа унесла более 90 человеческих жизней, изменила судьбы тех, кто остался в живых. О них рассказано в документальной киноленте с Леонидом Каневским.

Одна из героинь фильма – Тамара Сухамозова. Тот день она, как и многие, решила провести на приусадебном участке, куда отправилась с мужем. Как только они перешли железнодорожные пути, произошел чудовищный взрыв. Тамара очнулась и увидела над собой жуткий черный гриб. Затем мужа, который лежал неподвижно. Он был мертв.

Гигантский гриб над головой тем временем зловеще расползался. Можно было подумать, что это не что иное, как атомный взрыв. Очевидцем удалось сделать несколько фото. Арзамасская железнодорожная катастрофа представляла собой невероятной силы взрыв, который был слышен во всем городе. Это событие отпечаталось в памяти Тамары и прочих свидетелей той страшной трагедии на всю жизнь. То, что увидели жители Арзамаса, напоминает страшные кадры из фильмов о конце света.

Тушение пожара

Спустя несколько минут на местной пожарной станции прозвучала боевая тревога. Спасателей никто не вызывал – телефонная связь была нарушена. Но как уже было сказано, взрыв прогремел на весь город. На место происшествия выехало несколько машин. Уже через несколько минут автоцистерны были в эпицентре взрыва. Однако потушить огонь оказалось не так просто – горели дома, сараи, складские помещения. Вдруг выяснилось: взрыв уничтожил и систему водоснабжения.

Как пожарным удалось потушить огонь? Арзамас расположен на правом берегу Теши. Пожарные сперва доставляли воду из реки автоцистернами, поливальными машинами и даже ведрами. Затем им удалось наладить водозабор.

Пострадавших были десятки. Кому-то уже не требовалась помощь. Многие истекали кровью и в любой момент могли умереть. В съемках документального фильма, посвященного Арзамасской железнодорожной катастрофе 1988 года, принял участие начальник 4-го отряда военизированной пожарной охраны. Шамиль Айдагулов и его помощники все-таки потушили огонь. Однако в момент взрыва погибло более 50 человек. Айдагулов вспоминал, что среди погибших были и дети. Подробности Арзамасской катастрофы в советских газетах не освещали. Но по приблизительным подсчетам, пострадало около 1500 человек.

История Оли Малаховской

Недалеко от станции в момент аварии стоял автобус. Крышу его унесло взрывом. Внутри были и мертвые, и те, кого еще можно было спасти. В автобусе находилась десятилетняя Ольга Малаховская, которая осталась жива, но получила многочисленные глубокие порезы.

Из салона девочку на руках вынесла мать. Отца взрывом вынесло на несколько метров от машины, но он, к счастью, не получил серьезных травм. Более того, помогал людям выбраться из автобуса. Его дочь доставил в больницу друг семьи, который случайно в тот момент проезжал мимо. Олю перевезли в город Горький, где она перенесла несколько операций.

Гексоген

Уже спустя полчаса после катастрофы на место происшествия выехало все городское и областное руководства. Никто не мог понять причину и природу взрыва. Неизвестно было, опасно ли находиться на месте трагедии.

На станцию прибыли также сотрудники КГБ. В первую очередь нужно было определить, что за груз находился в локомотиве. Кабина машиниста не получила серьезных повреждений. В ней находилась документация на перевозимый груз, благодаря которой удалось установить: в трех составах злосчастного локомотива находился гексоген. Это мощное взрывчатое вещество. В поезде, который следовал утром 4 июня 1988 года к станции «Арзамас I», перевозилось 120 тонн гексогена и тратила.

Взрыв нанес колоссальный ущерб городу. Разрушения произошли в радиусе 2000 метров. Было уничтожено 250 метров железнодорожного полотна. Авария разрушила главное здание вокзала и станционные постройки. Полностью уничтожено было 44 жилых дома.

История Наташи Галаниной

Это еще одна жительница Арзамаса, пострадавшая 4 июня 1988-го. Девочка-подросток жила в одном из домов, разрушенных в результате катастрофы. Позже она вспоминала, что в тот день ее посетило тревожное предчувствие. С раннего утра она не находила себе места. В тот момент, когда подошла к окну, страшный взрыв вынес стекла. Наталья почувствовала нестерпимую боль в лице.

Дом, где она жила, 4 июня был полностью снесен взрывной волной. Девочка оказалась под завалами. Родители доставали дочь из-под обломков. Наташе сделали несколько операций, но из-за начавшейся гангрены пришлось ампутировать руку.

Угроза второго взрыва

С места трагедии выносили всех, кто подавал признаки жизни. Тем временем появилась угроза второго взрыва. В составе была цистерна со сжиженным газом, к которой огонь подобрался совсем близко. Солдаты, принимавшие участие в тушении пожара и спасении людей, оттащили тяжелую цистерну голыми руками.

Медицинская помощь

Взрывная волна разрушила окна и в городской больнице. Врач-травматолог и медсестра, которые дежурили в тот день, тут же навесили на окна влажные простыни. Они поняли, что произошла авария, а потому поспешно начали готовиться к приему пострадавших. Но прошло 10-20 минут, а жертв катастрофы не привозили в больницу. Наступила зловещая тишина. Только где-то вдалеке выла сирена.

Вдруг в начале 12-го распахнулись двери и в больничный коридор начали заносить раненых. Буквально за несколько минут все помещение было занято носилками с окровавленными людьми. А когда уже все было занято, раненых оставляли на территории, прилегающей к больнице, которая в тот день превратилась в полевой госпиталь.

Хирурги делали операцию за операцией. Поток пострадавших не прекращался. 4 июня 1988 года сюда привозили раненых с такими тяжелыми и страшными травмами, которых местные врачи прежде не видели. На работу вышли все сотрудники арзамасской больницы. Их никто специально не вызывал. Узнав о катастрофе, врачи поспешили на помощь.

Диверсия

Согласно правилам техники безопасности, в нескольких вагонах, расположенных друг за другом, не может храниться взрывчатое вещество. Между ними должны быть вагоны с другим грузом либо порожние. Это правило было нарушено.

Взрыв произошел вблизи крупной нефтебазы. Если б состав не остановился перед переездом, последствия были бы еще печальнее. Эта деталь послужила основанием для версии о том, что взрыв произошел неслучайно. Но прежде чем делать выводы, нужно было провести не одну экспертизу.

Причины аварии

Сотрудники госбезопасности опросили десятки свидетелей. Версию о том, что катастрофа была тщательно спланирована, так и не удалось подтвердить. Следователи пришли к выводу: причина взрыва - в совокупности факторов (халатность, нарушение правил). Но это не официальная версия. Дело не было закрыто.

Арзамасская воронка

Словно страшный бой изуродовал землю, на которой произошла Арзамасская железнодорожная катастрофа. Воронка, образовавшаяся на месте трагедии, была длиной 85 метров и шириной 28 метра. Глубина ее составила 10 метров. В момент катастрофы у переезда стояло несколько десятков автомобилей. Их разнесло на мелкие кусочки. Сколько там погибло человек, неизвестно.

Взрыв уничтожил 150 домов. Более восьмисот семей остались без крова. Для жителей Арзамаса, потерявших кров, в кратчайшие сроки был возведен микрорайон. На месте разрушенных домов сегодня стоит часовня, а на ее стене – памятные доски с именами погибших.

Комментарии