Художественный образ в литературе - основа сюжета произведения
Художественный образ является ключевым элементом любого литературного произведения. Именно образы персонажей, места действия, времени позволяют автору воплотить свое видение мира и поделиться размышлениями о вечных ценностях. Давайте разберемся, что же такое художественный образ, какие бывают образы в литературе и почему они составляют основу сюжета.
Определение художественного образа в литературе
Художественный образ – это особый способ отражения действительности, присущий искусству. В отличие от научного понятия, образ не просто фиксирует факты, но позволяет автору выразить свое отношение, оценку, обобщить значимые стороны жизни.
Художественный образ обладает двойственной природой: с одной стороны, это мыслительная модель действительности, с другой – ее чувственное воплощение в произведении. Вымысел и фантазия автора играют важную роль в создании образа, позволяя преобразовать реальный материал.
Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность, раскрывает в единичном вечное.
Виды художественных образов в литературе
В литературном произведении можно выделить разные типы художественных образов:
- Образ человека (персонажа) – один из основных элементов художественного мира.
- Пейзаж, интерьер – образы природы, города, помещения.
- Образ времени, исторической эпохи.
- Символические образы-символы.
- Гипербола и литота как художественные приемы создания образа.
- Собирательные обобщенные образы.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
Образ человека (персонажа)
Это один из ключевых элементов художественного мира произведения. Автор может создать образы исторических личностей (Петра I, Пугачева), вымышленных героев (Обломова, Печорина), типических персонажей («маленького человека», «лишнего человека»).
Герои наделяются индивидуальными чертами характера, внешностью, биографией, мировоззрением, что позволяет читателю мысленно представить их.
Символические образы
Это условные образы, которые выражают авторскую позицию, идею произведения. Классические примеры символических образов:
- образ дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» — символизирует кривые пути человечества;
- образ паруса в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» — символизирует одинокую человеческую душу;
- образ революции как страшного суда в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Собирательные образы
Это обобщенные образы, в которых воплощается типичный характер или явление. Например:
- образ чиновника у Н.В. Гоголя;
- образ «маленького человека» в произведениях Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова;
- образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
Такие образы позволяют автору обобщить значимые общественные типы.
Средства создания художественного образа
Для воплощения замысла и создания ярких запоминающихся образов писатели используют разнообразные художественные средства:
- Тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы.
- Антитеза (контрастное противопоставление).
- Детали (портрет, интерьер, пейзаж).
- Речевая характеристика.
- Композиционные элементы (авторские отступления).
Рассмотрим некоторые из них.
Деталь
Меткое описание внешности, жилища, одежды и других деталей позволяет создать зримый образ:
На морде у собаки оказался необыкновенный нос... нос, ни дать ни взять – пожарный кран.
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Речевая характеристика
Индивидуальные особенности речи персонажа (диалектизмы, просторечия, лексика) создают яркий живой образ:
Слышь ты, дядька, в Питере проживаешь?.. Ну, тогда земляк, стало быть... Во как вы в Питере-то поживаете? Хлеб жрете, что ль?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Таким образом, можно выделить различные типы художественных образов в литературе. Для их создания авторы используют все богатство выразительных средств языка. Яркие запоминающиеся образы являются основой сюжета и композиции произведения.
Многозначность и неисчерпаемость художественного образа
Художественному образу присущи многозначность и неисчерпаемость смысла. Один и тот же образ по-разному может интерпретироваться читателями и литературоведами.
Рассмотрим неоднозначные образы в произведениях классиков:
- Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно интерпретировать как эгоиста или как глубокую натуру.
- Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне» по замыслу автора отрицательный, но для современного зрителя скорее положительный.
- Неоднозначна трактовка образа Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать», несмотря на множество исследований.
Читатель наполняет образ своим личным опытом, мыслями и чувствами. Так образы классических произведений обретают «вечную жизнь», не теряя актуальности спустя века.
Художественный образ и композиция произведения
Художественные образы играют важную роль в композиции литературного произведения, формируя его сюжетно-тематическую основу.
Главные и второстепенные герои, их характеры, взаимодействие, развитие персонажей - все это определяет движение сюжета. Символические образы-лейтмотивы связывают разрозненные эпизоды в единое целое.
Образ рассказчика или повествователя также играет композиционную роль, задавая точку зрения, от лица которой ведется повествование.
Так, взаимодействие художественных образов порождает сюжет, движет развитием действия в произведении.
Художественный образ в поэзии
В поэтическом произведении также центральную роль играет художественный образ. Рассмотрим особенности образа в лирике:
- Образ лирического героя – центральный элемент стихотворения.
- Символические образы-символы (парус, дорога, роза).
- Тропы как средство создания поэтического образа.
- Образ адресата лирического послания.
В отличие от прозы, в поэзии образ часто строится на ассоциациях, намеках, многозначности. Читатель должен домыслить, дорисовать его.
Полюбил я белые ночи твои, безмолвные, Синеву и прохладу твою...
С. Есенин «Письмо к женщине»
Лаконичный намек на образ возлюбленной позволяет читателю представить этот образ, исходя из собственных чувств и ассоциаций.
Художественный образ в драматургии
В драматических произведениях главными носителями образа являются персонажи пьесы. Их речевые характеристики, взаимодействия создают живые запоминающиеся образы.
Важную роль играют реплики и ремарки – авторские пояснения, описывающие обстановку, действия, эмоции героев. Режиссерский замысел определяет сценическое воплощение драматических образов.
Таким образом, в драматургии, как и в прозе с поэзии, художественный образ – ключевой элемент, определяющий содержание и форму произведения.
Роль пейзажа в создании художественного образа
Пейзаж играет важную роль в создании атмосферы произведения и раскрытии образов персонажей. Описания природы могут характеризовать героев, передавать их эмоциональное состояние.
Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» пейзажи выражают внутреннее состояние Базарова, его тревогу и беспокойство. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» описание моря передает обреченность главного героя.
Так пейзаж становится полноправным художественным образом, раскрывая авторский замысел.
Роль портрета в создании образа персонажа
Портретное описание – важнейшее средство создания образа литературного героя. Детали внешности позволяют читателю визуально представить персонажа.
Яркие портреты в русской литературе: Онегин, Татьяна и Ленский в романе Пушкина «Евгений Онегин», Печорин в романе Лермонтова «Герой нашего времени», Чичиков и Собакевич в поэме Гоголя «Мертвые души».
Детали портрета (одежда, черты лица, манеры) могут передавать характер героя, его социальное положение, внутренний мир.
Роль интерьера в художественном произведении
Описание жилища, обстановки также используется для создания образа персонажа или места действия.
Например, в романе И.А. Гончарова «Обломов» интерьер квартиры главного героя раскрывает его лень и апатию. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» обстановка дома становится символом пошлости и бездуховности.
Через детали быта автор создает емкий художественный образ.
Система образов в произведении
Образы в художественном произведении предстают не изолированно, а во взаимосвязи. Это целостная система, все элементы которой подчинены авторскому замыслу.
Образ рассказчика определяет точку зрения повествования. Взаимодействие персонажей порождает сюжет. Пейзажи и интерьеры дополняют образы героев.
Главные и второстепенные образы создают единую картину мира произведения. Роль читателя - соотнести ее со своим видением жизни.
Претворение образа в театре и кино
Сценическая и экранная интерпретация образа - еще один этап его жизни. Режиссер и актеры привносят свое прочтение, дополняя и развивая замысел автора.
Зримые образы спектакля или фильма позволяют по-новому увидеть хорошо знакомых литературных героев.
Так театр и кино обогащают наше представление о возможностях художественного образа, его многогранности и неисчерпаемости.