Основные закономерности психического развития: формулировка, факторы и примеры
Людям интересна бытовая психология, но они редко занимаются изучением психического развития. Тем не менее, это интересная тема, которая поможет человеку лучше понять себя и правильнее воспитать своего ребенка. Основные закономерности психического развития будут интересны студентам, молодым людям, старшему поколению, а также настоящим и будущим родителям.
Формулировка
Что такое психологическое развитие? Это процесс психологических изменений, которые происходят постепенно и из количественных переходят в качественные. Основные закономерности психического развития таковы, что процесс этот протекает по спирали. Человек узнает что-то новое, а затем возвращается на предыдущий этап своего развития, перестраивает картину мира и только потом поднимается. Этот сложный процесс начинает происходить в голове ребенка с рождения. Кто сформулировал основные закономерности психического развития? Первым отечественным ученым был Л. С. Выготский. Именно он является автором концепции, которая рассказывает о том, что окружение и окружающая среда оказывает серьезное влияние на формирование человеческого мировоззрения и психологических функций. Обучение помогает человеку быстро и легко социализироваться в обществе, найти свое место в жизни. Психическое развитие невозможно без социальной среды, так как для его полноценного формирования просто необходим опыт поколений.
Цикличность
Основные закономерности психического развития делятся на четыре части. Первая из них – это цикличность. Психическое развитие всегда движется по спирали. Невозможно себе представить, чтобы человеческое сознание могло быстро сформироваться. На этот процесс уходит не одно десятилетие. Все люди знают, что память имеет ограниченные ресурсы, которые не может потреблять сразу и полностью. Поэтому, чтобы усвоить новую информацию, человеку сначала нужно «переварить» старую. Основные закономерности психического развития в детстве – это периоды интенсивного подъема, а затем спада в развитии. По такой схеме формируются многие психологические функции. Ребенок не может сразу запомнить целое стихотворение. Но если мама ежедневно будет учить свое чадо новой строчке, вскоре ребенок сможет рассказать четверостишье. Из этого можно сделать вывод, что память циклична. Речь тоже. Вспомните, как дети учатся говорить. Сначала их запас слов ограничен, а потом, в один из дней, ребенок начинает составлять предложения, и только затем целые фразы. Такое поэтапное развитие необходимо, чтобы мозг человека лучше запоминал усвоенный материал. Этим приемом часто пользуются учителя на уроках и преподаватели на лекциях. Ребенок не может усваивать навыки и знания без повторов. Недаром ведь говорят, что повторение — мать учения.
Неравномерность развития
Второй этап основных закономерностей психического развития – это его неравномерность. Молодые родители могут удивляться, как непоследовательно их ребенок укладывает в своей голове новые знания и навыки. Сегодня чадо может активно учиться говорить, а завтра ребенок будет молча собирать конструктор. Не нужно пугаться таким перепадам интересов. Развитие человека происходит неравномерно. Обычно какая-то область развита лучше, какая-то хуже. Равномерно и последовательно малышей развивать не получится. Например, если ребенку будет нравиться слушать сказки, он может после того, как научится говорить, сразу осваивать чтение. В то время как с логикой у него могут быть проблемы. Сильного дисбаланса допускать не стоит, но и не стоит думать о том, что развитие должно быть равномерным. Основные закономерности возрастного психического развития переживают свои видоизменения по спирали. То есть сегодня чадо могло усвоить новую информацию, и чтобы ее переварить и продолжить развиваться дальше, нужно выждать несколько дней. Поэтому нетерпеливые родители должны понимать, что не стоит требовать от малыша демонстрации навыков, которые он усвоил вчера. Чадо вам может показать выученные движения или же продемонстрировать свою сообразительность только через несколько дней или через неделю. За это время полученный материал обработается и хорошо усвоится.
Метаморфозы
Продолжая знакомиться с основными закономерностями психического развития ребенка, нужно рассказать о том, что развитие происходит не только циклично и непоследовательно, но еще и метаморфозами. Знания и навыки перетекают один в другой. Ребенок не может научиться ходить прежде, чем он научится ползать. Один процесс плавно вытекает из другого. Чтобы научиться петь, ребенок должен уметь говорить, а чтобы ваше чадо смогло смеяться, ему нужно сначала научиться улыбаться. Такие знания и навыки, которые плавно перетекают из одного в другое, обязательно нужно развивать. Родители должны знать последовательность развития, ведь в юном возрасте, да и во взрослом тоже, азы пропускать нельзя. Информация о предмете должна быть разносторонняя. Основные закономерности психического развития человека связаны с его способностью применять знания в различных областях. Если человек научился рисовать на бумаге, он может опробовать те же действия на ткани или же на камне. Благодаря этому навыку человек быстро развивается.
Обратное развитие
Место в памяти ограничено, поэтому человек не может запомнить все, что хочет. Мозг выбирает нужную информацию, знания и навыки. А не нужные либо забываются, либо преобразовываются. Основные закономерности психического развития ребенка базируются на этом принципе. Ребенок, когда рождается, обладает многими способностями, которые со временем отмирают. Например, дети могут лепетать, но когда они научатся говорить, навык неразборчивой речи уходит в небытие. Вы можете сказать, что у вас в голове хранится много ненужной информации, а нужная порой туда просто не помещается. Но это не совсем так. Память работает по очень интересному принципу. В нее можно положить что угодно, а достать можно только то, что действительно нужно. Даже та информация, которая в школе заучивалась наизусть, к институту уже забывается. Как много взрослых людей с гуманитарным образованием могут сказать, что такое синус, а что такое косинус? А многим ли эти знания понадобились в жизни? Память уникальна. Она помогает человеку выживать в тех условиях, в которых он обитает. Если индивид занимается одной и той же работой каждый день, она переходит у него из сознания в подсознание. Например, человек, водительский стаж которого составляет 10 лет, ведет машину не задумываясь о том, когда нужно включить поворотник или нажать на тормоз. Действия происходят автоматически.
Пластичность психики
Сознание человека устроено очень сложно. Основные принципы и закономерности психического развития определяются пластичностью психики. В чем она заключается? В том, что в любой момент она готова меняться под влиянием внешних факторов или же приобретенного личностью опыта. Маленького ребенка можно выучить любому языку, невзирая на его гены и на то, на каком языке говорили его родители. Все будет зависеть от культуры и от среды, в которую попадет малыш. В чем еще проявляется пластичность и закономерность психического развития? Основным примером может являться способность человека адаптироваться к любым условиям. Например, ребенок с плохим зрением будет обладать хорошим слухом, обонянием и осязанием. Подобного рода компенсации встречаются у людей с различными отклонениями от общепринятых норм. Еще один пример пластичности – это подражание детей взрослым авторитетом. Девочка гламурной мамаши будет вести себя таким же образом. Желание выставлять себя напоказ и демонстрировать окружающим свои таланты, не прописано в генах, оно заложено воспитанием.
Факторы развития
Основные законы и закономерности психического развития можно разделить на две формы:
- Внутренние – это те, которые ребенок наследует от своих родителей. Что сюда входит? Строение мозга, чувствительность, неравная система, внешний вид и инстинктивные потребности. Человек может стать точной копией родителей, или же родиться с каким-либо увечьем. Отклонение от нормы случается под воздействием радиации, лекарственных средств или же различного вида наркотиков. Все это составляет природную основу индивида.
- Внешние. Именно под воздействием общества у человека происходит психологическое развитие. Социальный статус родителей, образование, окружение, все это накладывает свой отпечаток на личность. Без общества психологического развития быть не может. Если человек будет воспитываться в условиях дикой природы или же в асоциальных кругах, его поведение будет сильно отличаться от нормы, и такой индивид не сможет нормально существовать по законам развитой цивилизации.
Предпосылки
Основные закономерности и факторы психического развития формируются не только под влиянием среды обитания. Предпосылки для развития формируются на основе обучения и личной заинтересованности. Как же они разделяются?
- Внешние. Любого ребенка с рождения начинают обучать и воспитывать. Сначала чаду рассказывают о том, как нужно себя вести в обществе, потом о том, как должен выглядеть интеллигентный человек, и затем отправляют поочередно в школу и институт для получения общих и специальных знаний. Под влиянием образования и тех людей, которые занимаются этим процессом, ребенок формирует свою картину мира, закладывает себе в голову знания и получает представление о том, кем ему хочется быть, и кем нужно казаться, чтобы заслужить уважение.
- Внутренние. Чтобы человек нормально развивался ему нужно иметь внутреннюю мотивацию. Личная заинтересованность в развитии помогает детям быстрее познать какой-либо предмет, освоить новый навык или осознать что-то. Мотивация может быть как внутренняя, так и внешняя. Работает она одинаково хорошо. Но именно действие, подкрепленное личным желанием, будет доставлять ребенку особую радость. Умение браться за работу с энтузиазмом не дается людям природой. Любопытство и упорство – это те качества, которые помогают человеку выработать его родители.
Теории развития
Есть несколько теорий основных закономерностей психического развития. Кратко этот список будет выглядеть так:
- Сенситивность возрастная. Это тот период, когда человек должен получить тот или иной навык. Если личность не успела приобрести или чему-то выучиться в оптимальный для приобретения этого навыка срок, потом заполнить пробел будет сложнее. Например, ребенок, который научился плавать до 5 лет, не будет испытывать с этим навыком никаких проблем в дальнейшем. Человеку в 15-20 лет научиться плавать сложно, но возможно. Освоить процесс плавания в 30 будет практически невозможно.
- Кумулятивность развития. В процессе развития человек приобретает много новых навыков и умений. Вследствие метаморфоз навыки преобразуются и видоизменяются. Этот процесс способствует психическому развитию. В качестве примера можно привести цепочку действий, которые должен проделать ребенок, чтобы перейти к словесно-логическому мышлению. Прежде чем юное создание справится с этой миссией, ему потребуется пройти период наглядно-действенный, а затем наглядно-образный.
- Дивергентность – конвергентность. Способность человека изобретать что-то новое на основе старых знаний и умений.
Противоречия
Чтобы нормально развиваться, человеку нужно сталкиваться с противоречиями. Разница между потребностями и стремлениями и невозможностью их реализовать толкает человека на поиск других способов решения проблемы. Старые методы не работают, поэтому нужно придумать новые или же преобразовать уже имеющиеся в наличии. У каждого возраста есть свои потребности, а значит, появляются свои противоречия. Тот период, когда они появляются, можно назвать переломным. По таким моментам можно определять взросление человека. Новые качества психического развития создают основу для перехода к следующему этапу развития. Например, можно рассмотреть младенца, круг общения которого замыкается на матери, отце и небольшом количестве близких родственников. Младенец может просить окружающих, чтобы они удовлетворяли его потребности, только одним способом. Крик и плач решают все проблемы. Но с возрастом этого становится недостаточно. У ребенка появляются эмоции. Между младенцем и матерью налаживается эмоциональный контакт. Появляется улыбка и развивается мимика. Когда ребенок подрастает, ему хочется общаться со взрослыми на равных, поэтому чадо познает новый для себя способ общения, он начинает произносить слова, затем фразы и предложения. Благодаря этому он может выражать свои мысли и желания. Старая форма общения не исчезает. Человек при надобности или при гневе может неосознанно срываться на крик или же в случае глубокой душевной раны - расплакаться. Эти инстинктивные детские привычки уходят в подсознание и работают только в совокупности с эмоциями.