Предметом возрастной психологии является... Предмет, задачи и проблемы возрастной психологии

В процессе всей жизни каждый человек преодолевает значительный путь своего становления, формирования зрелой личности. И у каждого этот путь индивидуален, поскольку человек является не только зеркальным отражением той реальности, в которой находится, но и носителем определенных духовных составляющих предшествующих поколений.

Немного о формировании индивидуальности

Прежде чем понять, что же является предметом возрастной психологии, необходимо ознакомиться с основными характеристика человека как личности. Получается, что человек - это своего рода единство двух диаметрально противоположных реальностей. Опыт предшествующих поколений человек впитывает из мифологии, сказок народов мира, трудов научного, исторического или художественного направления. Природные корни вкупе с современным мироощущением и внутренним пониманием своей сущности создают то уникальное, что есть в человеке. Именно это все и движет развитием духовной сферы. Даже в детстве ребенок уже понимает значение таких постулатов жизни, как добро и зло, сочувствие и равнодушие, понимание и отсутствие интереса и т. д. Человек с детства стремится к идентификации, самоопределению, осознанию сути своей уникальности.

Познание себя и окружающего мира

Познание себя начинается с ощущения грани между добром и злом, возвышенным и низменным. Будучи еще ребенком, маленький человечек черпает у взрослых образы нравственного поведения, модели восприятия действительности, применяет их на себя, тем самым проводя границу между собой и окружающими людьми. Вот он - ключ к идентификации себя. Ребенок, переступая грань недозволенного, как бы примеряет на себя самые различные социальные роли и психологические образы.

В подростковом возрасте человек продолжает "искать себя", а именно самоопределяться относительно своей личности, а также своего места в этом мире. Подросток позиционирует себя, с одной стороны, как полноценный член коллектива, а с другой стороны, как уникальное явление. Именно эта амбивалентность является прямым путем к самоопределению человека.

Юность - прекрасная пора ...

Недаром говорят, что юность - это самая прекрасная пора. Психологический столб сформирован, правила внешнего мира давно известны. Достаточно лишь полностью раскрепостить себя и быть открытым для чего-то нового. На данном этапе человек способен оценить историю развития мира, ощутить всю ее сложность и степень неизученного. Юноша или девушка пытается самостоятельно органично функционировать в реалиях социальной жизни, обществе с правами и обязанностями.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в каждый период жизни человек продолжает этот бесконечный путь самоопределения, познания себя. Детство, отрочество, юность ... Законы возрастного развития функционируют всегда. Предметом возрастной психологии являются закономерности? Ведь стоит только подумать о том, что очень многое стоит перед человеком в процессе самоопределения: открытие внешнего мира, знакомство с его историей, предметной и природной реалиями, законами функционирования социального пространства, с законами и правами вообще человеческой жизни.

Отметьте, что является предметом изучения возрастной психологии на ваш взгляд.

О психическом развитии ребенка

Проблема психического развития ребенка всегда занимала важное место в развитии психологической мысли, однако как наука она сформировалась лишь в конце XIX века. Скорее всего, этот пласт психологических знаний правильнее будет назвать не отдельной наукой, а ветвью сравнительной психологии. Что являет на сегодняшний день детская психология? Представляющая собой отрасль познания научного характера, она включает в себя две мощные ветви знания.

Что является предметом возрастной психологии? Ответ очень прост - законы развития человеческой психики в процессе жизнедеятельности.

Классификация детской психологии

Возрастная психология - это сфера научного знания, объединяющая в себе основные психологические вопросы развития детей всех возрастов. В соответствии с этим она подразделяется на разделы:

  • детская психология;
  • психология подросткового возраста;
  • психология человека в период юности;
  • психология зрелости;
  • психология старости, или геронтопсихология.

Психология развития - это область знаний, аккумулирующая информацию о законах преобразования психики людей с возрастом. Возрастная психология изучает различные изменения в поведении людей в течении всей жизни, выделяет закономерности приобретения знаний, умений и навыков в соответствии с возрастным этапом.

В чем различие между возрастной психологией и психологией развития?

Основное отличие психологии развития и возрастной психологии между собой в том, что первая стремится ответить на вопрос: "Почему происходит именно так, а не иначе?", то есть более детерминирована. Возрастная же психология в большей степени носит описательный характер, а именно занимается разъяснением основных возрастных психологических особенностей человека. Таким образом, можно сделать вывод, что основное различие этих областей научного знания в их предмете. Так, предметом возрастной психологии являются ключевые моменты в развитии психики ребенка в процессе перехода из одной возрастной группы в другую, включая разностороннюю специфику психики детей разного возраста.

Немного конкретики: что является предметом психологии развития и возрастной психологии

Вообще, отмежевание возрастной психологии «в сторону» и представление ее как самостоятельной области научного знания было обусловлено требованиями практики в вопросе воспитания и обучения детей. Внедрение основных постулат теории детской психологии настоятельно требовало переложения их в область практики. Подобно педиатру, который следит за развитием физического состояния ребенка, детский психолог проводит мониторинг степени развития и функционирования психики ребенка. Осуществление многократного скрина возможно на основе глубокой теоретической подготовки. Вот именно здесь сливаются теория и практика, подобно мощным потокам двух полноводных рек. Психология развития и возрастная психология - две области знания, впадающие в огромный "океан психологии". Разница между ними лишь в предметах рассмотрения, круге интересов.

О предмете исследования

Так, предметом возрастной психологии является динамика психики человека в соответствии с его возрастом. Предметом же психологии развития выступают закономерности развития человека в обществе как звена социальной структуры, особенности функционирования его психики и сознания. Таким образом, в области возрастной психологии изучаются сами источники, ведущие направления психического развития, то есть предмет этой области более конкретизирован. Предметом возрастной психологии являются тесты? Возрастная психология ориентирует свое внимание на сравнительно медленные, но качественно важные процессы в психике человека, которые явно просматриваются при перестроении возрастных групп. Как правило, данные процессы занимают от нескольких месяцев до нескольких лет жизни человека.

В какой литературе искать ответ на то, что является предметом возрастной психологии?

В учебниках по психологии, научных трудах и статьях довольно подробно и доступно излагается данная тематика. Изучение подобной литературы помогает в осмыслении поведенческих особенностей детей, взрослых или пожилых людей. Запомните, что ответы на все вопросы содержатся в психологии.

Комментарии