Жанр португальского фаду и его история
Португальская музыка имела общность с музыкой Испании, и ее развитие также происходило вместе с ней. Самым распространенным жанром песен был португальский фаду - сочинение, исполняемое одним голосом и носящее лирический характер.
История
С португальского fado означает "фатум". Фатум в Древнем Риме олицетворял судьбу. Главной чертой жанра является принятие горькой жизни и смирение с ней.
История возникновения данного жанра является спорной до сих пор. Из одних источников - он имеет арабское происхождение, из других - бразильские корни.
Наиболее популярная версия гласит, что столицей португальского фаду был Лиссабон. Зарождение жанра приходилось на вторую четверть XIX века. Фаду возникли в старейшем лиссабонском районе - Алфаме, где произошло смешение народов. В нем проживали и представители Пиренейских островов, и Африки (после периода существования колоний Португалии), и Южной Америки.
Источником жанра стали танцы, такие как фофа (Из Португалии и Бразилии), лунду (из Африки), а также фанданго (из Испании).
Еще одной версией исходника считают литературу с поэзией, которые были неразлучны с музыкой: модинья (любовная лирика с ноткой сентиментализма) и катрен (рифмованное четверостишие).
Этапы
Условно можно выделить 4 этапа развития португальской песни фаду:
- 1830 - 1868 годы.
В этот период романс живет в кругах простого и бедного маргинализированного народа. В начале своего пути португальская песнь исполнялась в тавернах скудных районов и только мужской половиной.
- 1869 - 1890 годы.
Фаду пробирается в высшие слои и захватывает сердца аристократов. Не зря данный период также называют "аристократическим". На то время Лиссабон был ограничен в плане ночных заведений, потому некоторые представители высших слоев пробирались в "грешные" помещения простого народа (кварталы Мурария и Алфама).
- 1890 - 1920 годы.
В данный отрезок времени происходит количественный рост произведений португальского фаду и впоследствии его распространение. В XX столетии эти процессы происходили при авторитарно-диктаторской власти, что сказывалось на возможности выступлений. Тексты песен не обходились без цензуры, а исполнителям требовалось разрешение на их исполнение.
- 1930 - по настоящее время.
Фаду выходит из тени фольклорных истоков и переходит уже в профессиональный жанр. После распада власти Салазара (португальский премьер-министр) и революционных событий песнь переживает некий спад, но впоследствии становится национальным достоянием, которое актуально и по сей день.
Виды
Португальский романс фаду, исходя из местоположения, разделяется на лиссабонский и коимбрский подвиды.
- Лиссабон - столица Португалии и главный порт страны.
- Коимбра - один из португальских городов, который является центром одноименного округа и муниципалитета Бейра-Литорал.
Коимбрский подвид был ввезен из Лиссабона и впитал традиции эпохи бельканто. Представляет собой консервативное пение студентов в университете города Коимбра. Традиция развилась в высших слоях общества и исполнялась только мужчинами.
Мелодия проста и без каких-либо импровизаций. Смысл заключен именно в тексте, который, в отличие от фаду Лиссабона, пытался вселять в людей оптимизм и надежду.
Как исполняется?
Как было сказано ранее, в начале своего пути жанр португальского фаду пели исключительно мужчины. Однако затем к числу исполнителей подключились и женщины.
Композиция исполняется одним голосом под аккомпанемент гитары классического или португальского вида (инструменталистов называли "гитаррадаш") иногда и в количестве двух струнных. Помимо вышеописанных вариантов, сочинения могли сопровождать и гитары басового типа.
Исполнителей фаду в музыкальных кругах называли "фадиштом". Обязательным критерием для статуса профессионала считалось умение артиста выразить настроение светлой грусти и ностальгии по былому (саудади).
- Саудади является народной чертой Португалии с Галисией и считается довольно сложной эмоцией для демонстрации.
Исполнителям, владеющими навыками виртуозности и импровизации, присваивают высший профессиональный статус - "эштилишта".
Концерты проходят в домах фаду, кабаках, ресторанах для туристов и театрах.
Форма
Жанр португальского фаду условно делится на 2 группы: каштису (исконные, классические) и кансан.
1. Каштису воспроизводится в размере 4/4 (четыре четверти в одном такте), имеет фиксированный ритмический рисунок и гармоническую структуру. Аккомпанемент носит характер рефрена (повторение мотива). Стихи написаны в форме катрена (четверостишия).
2. Кансан позволяет чередовать куплет с припевом, а также наполнен более сложной гармонией. Есть возможность свободно выбрать аккомпанемент в заданных гармонических рамках.
Португальские певицы фаду
Первой знаменитой исполнительницей в истории считают Марию Северу. Основной ее работой являлось ведение хозяйства таверны, но, к сожалению, это был не единственный вариант зарабатывания денег. Марии приходилось заниматься проституцией. Несмотря на это она увлеклась пением и игрой на португальской гитаре. Одним из ее любовных поклонников являлся богатый граф, который был очарован голосом певицы.
Образ Северы, описанный в романе "1900" Жулио Данташа, смог подарить певице посмертную славу.
Амилия Родригеш считается королевой фаду и голосом Португалии. Она является единственной, кто трижды был удостоен ордена Сантьяго, а также рыцарской награды Инфата дона Энрике.
Певица обладала очаровывающим сильным голосом и довольно привлекательной внешностью. Изначально Амилия приобрела популярность в столице Португалии, но затем ее исполнение португальской музыки фаду стали прославлять и в остальных странах.