Архиепархия Божией Матери в Москве: расположение, история основания
Римско-католическая архиепархия Божией Матери в Москве представлена красивым кафедральным собором, выстроенном в неоготическом стиле. Это собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, находящийся на Малой Грузинской улице, практически в центральной части столицы.
Это один из трех католических храмов Москвы, в нем расположена кафедра католической архиепархии в России. Помимо собора, в столице открыты двери еще двух крупных храмов – Святой Ольги и Святого Людовика. Но по производимому на прихожан впечатлению с главным собором они не сравнимы. Есть небольшие католические приходы.
Когда на Руси появился католицизм?
Когда появилась католическая архиепархия Божией Матери, в Москве ли были ее истоки или же в другом русском городе – вопросы, являющиеся предметом для дискуссий как среди историков, так и в церковных кругах.
Конечно же, миссионеры самых ранних времен, жившие при апостолах, даже если и добирались до славянских земель, то документов об этом никаких не оставили. Официально считается, что первый католический епископ был приглашен на Русь в 959 году из Германии. Приглашенным стал Адальберт, известный церковный хронист, то есть летописец. По возвращении из русских земель он принял сан епископа Магдебургского. Приглашение же, а точнее просьбу прислать священнослужителя, направила к германскому королю Отгону I, который более известен в качестве императора Священной Римской империи, княгиня Ольга, вдова Игоря и мать Святослава.
Приезд германской миссии осуществился в 961 году и завершился неудачей. Принявший правление Святослав являлся убежденным язычником. По этой причине церковнослужители были вынуждены вернуться в Германию. Эта миссия официально считается первой попыткой епископства и становления архиепархии в русских землях. Возможно, что и до приезда германских миссионеров на Руси были латинские проповедники. Однако официальное приглашение и документальные подтверждения визита существуют только в отношении визита немецких церковников.
Поддерживались ли отношения с Ватиканом?
Взаимоотношения русских князей и папского престола никогда не прерывались, хотя и не были регулярными. К примеру, принявший византийский вариант христианской веры князь Владимир имел переписку с Ватиканом и даже принимал у себя епископа Бруно Кверфуртского.
Гостеприимством Владимира епископ пользовался около месяца, после чего отправился к печенегам. Визит был не только миссионерским, но и дипломатическим. Что достаточно любопытно, целью дипломатической миссии было заключение мира между русским государством и печенегами. Епископу благоволила удача, мир он заключил, а какая-то часть печенегов приняла от него крещение. В XIII столетии же орден доминиканцев продолжил дело Бруно Кверфуртского и на печенежских землях было основано архиепископство.
Какое отношение папа Климент Святой имеет к Руси?
Святой Климент принял мученическую кончину на территории Крыма. Почитали его в раннем Средневековье не только в западных землях, но и в славянских. К примеру, князь Владимир, завоевавший Крым и взявший приступом Херсонес, вывез оттуда часть мощей Святого Римского Папы. Вряд ли бы князь стал вывозить в свою столицу безвестные кости.
Мощи упокоились в церкви Десятинной Богородицы. Долгие годы оны были предметом гордости и главной христианской святыней Руси. Например, при приеме французского посольства князь Ярослав демонстрировал подданным Генриха Первого мощи Святого Климента.
После окончательного присоединения Крымского полуострова, в XVIII столетии, вблизи Херсонеса была возрождена древняя обитель – монастырь Святого Климента, существовавший еще в VIII-IX веках, но заброшенный в Средневековье. Этому открытию поспособствовала российская архиепархия Божией Матери, в Москве тогда имевшая два действующих храма Святого Климента. Но и помимо мощей Святого Климента вполне живые главы латинской конфессии периодами принимали участие в жизни русского государства.
Состоялась задолго до того, как обосновалась архиепархия Божией Матери в Москве, поездка в Италию русского княжича Ярополка, сына дважды свергаемого с киевского престола Изяслава. Целью поездки была просьба помощи в возвращении власти у Григория VII. Поездка была успешной. Благодаря ей представители старшей ветви потомков Ярослава Мудрого вернули себе русский престол.
Когда на Руси появились латинские храмы?
Разумеется, храмы, которыми сейчас располагает архиепархия Божией Матери в Москве, далеко не первые католические церковные помещения на Руси.
Документальное подтверждение своего существования в начале XIII в. имеет только киевский монастырь Девы Марии, который был открыт миссией бенедиктинцев. Именно его и принято считать первым религиозным сооружением католической конфессии на территории Российского государства. Этот монастырь, как и другие строения, в том числе и церковь Десятинной Богородицы, были до основания разрушены ордами монголо-татарских захватчиков.
Когда появились первые миссии в Москве?
Официальные представители латинского духовенства впервые оказались на территории Москвы не в качестве миссионеров или частных представителей вместе с Лжедмитрием Первым. До въезда Лжедмитрия и сопровождавших его духовников на территории современной столицы России католические священники находились исключительно в составе посольств и дипломатических миссий либо же являлись частными лицами.
Последнее посольство папского престола перед тем, как началось правление Лжедмитрия посетило Русь при Иоанне Васильевиче. Возглавлял дипломатическую миссию прелат Антоний Поссевино.
Лжедмитрия Первого же сопровождало весьма большое количество церковнослужителей, среди которых были:
- францисканцы-бернардинцы во главе с отцом Анзерином;
- францисканцы-конвентуалы, с ними ехал польский священник Ежи Туровский;
- иезуиты, которыми руководил духовник будущего царя, отец Савицкий.
Становления единства русской церкви и Святого престола, которое и было целью этой миссии, не состоялось ввиду свержения Лжедмитрия и наступления смутных времен.
Когда открылась постоянная католическая миссия в Москве?
В XVII столетии, во времена регентства царевны Софьи, в Москве открылся постоянный католический приход при миссии иезуитского ордена.
В это же время начала действовать и первая католическая школа. Также появилась и достаточно большая община приверженцев латинской конфессии, среди которых были Сильвестр Медведев, Петр Артемьев и Палладий Роговский.
Первая каменная католическая церковь в Москве была заложена при правлении Петра Великого. Это был храм Святых Апостолов Петра и Павла.
Когда была учреждена архиепархия?
Предвестниками учреждения архиепархии слала череда указов, которые регламентировали деятельность разрозненных католических приходов на территории страны. Архиепархия Божией Матери в Москве еще не существовала, более того, по всей России, от Петербурга до присоединенных белорусских и прибалтийских земель, на момент начала правления Екатерины Великой было большое количество латинских миссий с действующими храмами, учрежденных разными орденами – капуцинами, францисканцами, иезуитами.
Это требовало упорядочивания, и ряд государственных указов регламентировал нахождение католических приходов на территории России, определив в качестве надзирающего за их деятельностью государственного органа юстиц-коллегию. Высшей инстанцией же для католического духовенства стал Сенат империи.
В 1782 году на территории Российской империи учреждается первое архиепископство с кафедрой в Могилеве. Делает это отдельным указом Екатерина Великая. Таким образом в России были заложены структура, иерархия и канонические положения латинской конфессии.
Когда была основана московская архиепархия?
До революции, то есть до начала прошлого столетия, архиепархия Божией Матери в Москве находилась в подчинении Могилевской митрополии, а резиденция иерарха католической церкви находилась, разумеется, в столице – в Санкт-Петербурге.
К 1938 году на территории России остались лишь две действующие церкви – в Москве и в Ленинграде, которые отошли под юрисдикцию епископа Риги в 1950 году.
Возрождение латинской конфессии началось в стране в 1991 году. К 2002 г. оформились епархии, получившие свои названия не по городам, в которых расположены кафедры, а по именам святых покровителей. В Москве это Божья Матерь, в Иркутске – Святой Иосиф, в Саратове – святой Климент и так далее.
Какие храмы не имеют отношения к латинской конфессии?
В столице достаточно много церквей, которые гости города, да и местные жители ошибочно принимают за храмы латинской конфессии. Происходит это во многом из-за внешнего вида, архитектуры зданий.
Такими церквями, построенными в XVIII-XIX столетиях, богата Москва. Храм Знамение Божией Матери на "Рижской", расписание богослужений которого сразу же выдает принадлежность церкви к православной конфессии (ежедневно, в 8.00 и 17.00), и ряд других по своему архитектурному стилю не имеют ничего общего с канонической архитектурой. Однако понять далекому от религиозных тонкостей и неразбирающемуся в конфессиях человеку, какой перед ним храм – католический или православный, нетрудно, для этого нужно лишь зайти в церковь. Однако Господь един, и на каком языке служат воскресную службу, а также читают молитвы перед иконами, для него значения не имеет.
Часто вводит в заблуждение и название архиепархии. Божья Матерь звучит весьма православно, большинство людей привыкли ассоциировать с католичеством другое словосочетание – Дева Мария.
Не так уж редко принимают за латинский и храм Козельщанской иконы Божией Матери. Москва богата церквями, которые долгие годы были закрыты для прихожан и нуждаются в серьезной реставрации. Этот нюанс тоже вносит путаницу в восприятие принадлежности храма к той или иной конфессии. Часто ошибочно относят к ведению латинской архиепархии и храм Державной иконы Божией Матери. Москва имеет еще множество церквей, чья внешняя архитектура, стиль постройки схожи с европейским, а не с византийским. Однако разобраться в том, к какой конфессии относится храм, можно, просто прочитав табличку у входа в него.
Чем интересна архиепархия для неверующих?
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии не только место для вознесения молитв, это еще и культурный центр общины. Здесь регулярно проходят вполне светские концерты органной музыки и иные подобные мероприятия.
Расположен католический собор на улице Малой Грузинской. Ближайшие станции метрополитена – «1905 года», «Белорусская», «Краснопресненская».