Вибрато в голосе: как это сделать и способы обучения
При прослушивании академического пения невозможно не заметить интересные колебания голоса. При представлении оперного и эстрадного вокала у человека сразу происходит анализ сравнения. В профессиональной сфере главным отличием стилей друг от друга будет признак наличия вибрато.
Термин
Вибрато - изменяемое состояние высоты, силы (динамики) или тембра звука в течение короткого периода.
Извлечь его можно как из инструмента, так и из голоса.
Характеристика
Для приема вибрато характерны 2 стороны: скоростная (частота колебаний) и амплитудная.
Как делать вибрато голосом? Для идеального вибрато скорость должна ровняться колебаниям в 6-7 раз на одну секунду.
В случаях более частой вибрации звук становится похожим на блеяние. В профессиональных кругах подобную особенность называют "барашем" или "барашком" в голосе. Как показывает практика, такие колебания в голосе часто встречаются от природы и поддаются исправлению очень тяжело, а во многих случаях не поддаются совсем.
Если же процесс, наоборот, через чур медленный, его называют "качанием". Для вокалистов применяется просто жаргон - "кач". Такая ситуация чаще всего встречается с довольно зрелыми голосами, потому как мышцы, удерживающие гортань, находятся в ослабленном состоянии.
Амплитуда - расстояние звуковой волны от исходного до колеблющегося звука. Обычно суммированный диапазон при нормальном вибрато составляет не более одного тона.
Для чего?
Вибрато в голосе, а также в исполнении на музыкальных инструментах служит средством украшения. Оно способно придать звуку выразительность, привлекательность, некую теплоту и разнообразие тембра.
Способы извлечения
Для воспроизведения вибрато на струнных требуется умелая техника инструменталиста. Прием осуществляется с помощью пальца, который колеблет струну.
Касаемо духовых инструментов, процесс схож с вибрато в голосе. Он зависит не от моторной техники фаланг, а от умения управлять воздушным внутренним давлением.
Существует 2 способа извлечения голосового вибрато: одно является ложным, а второе правильным.
- Первое называется таковым, так как образуется с помощью грубого надавливания (форсирования) на связки. Происходит процесс сокращения мышц гортани, что влечет за собой напряженное и уставшее состояние голосового аппарата. В худших случаях грозит "качанием" голоса или даже его деградацией.
- Правильное извлечение вибрато происходит за счет качественного образования его в резонаторах (полостях, усиливающих звук) и их профессионального использования.
Как образуется?
Гортань, начинающая свободно колебаться в шейных мышцах, запускает процесс вибрации. Эту операцию можно запечатлеть наглядно, приложив пальцы к кадыку.
Вибрато в голосе можно остановить произвольно или же, наоборот, усилить его высоту и амплитуду. Лучшим вариантом считается спокойное и устойчивое звучание, что наглядно показывает правильную работу гортани без какого-либо форсирования.
Стоит подчеркнуть, что петь звуком, извлекающимся насильно, ни в коем случае нельзя. Когда вокалист попадает в резонаторы, то пение и последующее вибрато льются сами по себе. Процесс исходит не от голосовых связок, а полностью от всего тела.
Вибрато голосом. Как научиться?
Вибрато - очень полезное умение как в художественном смысле, так и в физиологическом. Оно расслабляет аппарат и освобождает голос в целом. Диапазон становится шире, скорость подвижнее, а тембр естественнее.
Но прежде, чем переходить к обучению вибрато, нужно обладать базовыми навыками пения:
- правильное вокальное дыхание и опора за счет него;
- освобождение голосового аппарата;
- атака звука.
В начале будущего вокалиста обучают "ровному" пению без какого-либо раскачивания в голосе. Только после освоения этой техники с учеником станут говорить о вибрато.
Важный момент! Когда певец сможет добраться до таинственных мест - резонаторов, то все пойдет само по себе. Вибрации начнут появляться в автоматическом режиме. Если же этого не происходит, то прямому голосу колебания можно привить с помощью упражнений.
Как делать вибрато голосом?
После обучения базовым умениям можно переходить к главному.
Пункт 1. Освобождение задней стенки глотки (ощущение зевка). При зажатой полости рта звук не сможет извлекаться полноценно, диапазон будет сокращен, а голос станет напряженным.
Пункт 2. Полное расслабление всех мышц тела. Пение - одновременный процесс работы всего организма, а не только голосового аппарата в отдельности.
Пункт 3. Правильная позиция при пении. Голова и спина должны находиться на одном уровне, ноги не сгибать и одну немного выставить вперед. Мышцы груди, поясницы и ягодиц влияют на подсвязочное давление.
Пункт 4. Использование диафрагмы (мышца, которая разделяет грудную полость от брюшной). Правильная позиция - это глубокий вдох, опущенная диафрагма и фиксированные плечи. Сосредоточение на звуке без прикладывания каких-либо усилий.
Пункт 5. Ровное дыхание. Объем воздуха следует использовать разумно и равномерно. При недостаточной опоре дыхания вибрато станет дрожать.
Пункт 6. Не переусердствовать. В случае неудач оттачивать базовые навыки пения и лучше разобраться в теоретическом понимании того, как научиться делать вибрато голосом. Затем снова, но очень аккуратно приступать к его практическому освоению.