Ответственность за совершение налоговых правонарушений: виды, наказание, статьи закона, смягчающие обстоятельства

Система норм налоговых правонарушений качественно очерчивает границы потенциального применения методов государственного принуждения к субъектам налоговых отношений. Каждый дееспособный гражданин обязан знать структуру налогово-юридических составов. Это поможет развитию экономической сферы государства и поспособствует модернизации системы ответственности за совершение налоговых правонарушений. В нашем материале будет подробно рассказано об основных противозаконных деяниях в сфере налогового права и об установлении законных санкций за них.

Понятие и виды налоговых правонарушений

Ответственность лиц за совершение налоговых правонарушений устанавливается судебными инстанциями. В соответствии с нормами российского Налогового кодекса, правонарушением в рассматриваемой сфере именуется действие или бездействие виновного характера, совершенное налогоплательщиком, налоговым агентом или иными лицами. За деяние устанавливается законная ответственность в виде определенной судом санкции.

По специфике и направленности все правонарушения налогового характера делятся на четыре обособленные группы:

  • сопряженные с нереализацией полномочий в связи с регистрацией в налоговых органах;
  • связанные с несоблюдением процедуры учета объектов доходов, расходов, налогообложения и представлением в налоговые инстанции соответствующих деклараций;
  • связанные с нереализацией полномочий по удержанию, уплате или перечислению сборов и налогов.
  • связанные с воспрепятствованием легальной деятельности инстанций налогового администрирования.

Неисполнение полномочий из-за постановки на налоговый учет влечет за собой наложение на виновного субъекта определенных санкций. Это достаточно серьезное противоправное деяние, которое может проявляться в таких формах, как нарушение установленной продолжительности подачи заявления, ведение деятельности юридическим или физическим лицом без постановки на регистрационный учет, нарушение ранее установленного срока представления сведений о закрытии или открытии банковского счета и т.д.

Вторая группа включает в себя факты непредставления налоговой декларации, а также грубое несоблюдение норм объектов налогообложения, расходов или доходов субъектом налогового права.

Третья группа состоит из таких явлений, как неуплата или недостаточная уплата налоговых сумм, то есть нереализация налоговым агентом своих законных обязанностей.

Создание препятствий законной деятельности налоговых органов проявляется в несоблюдении процедуры пользования, распоряжения или владения арестованным имуществом, в непредставлении в заранее определенный срок нужных документов, а также в неявке или уклонении от явки при отсутствии уважительных причин свидетеля, который вызывается по делу о незаконном деянии. Здесь же следует выделить наложение ответственности за совершение налогового правонарушения в виде воспрепятствования реализации полномочий переводчиком, экспертом или специалистом, действующим в сфере налоговой проверки. Об этом свидетельствуют нормы НК РФ.

Противозаконные деяния, допускаемые банковскими организациями

Не только налогоплательщики могут быть субъектами юридической ответственности за совершение налоговых правонарушений в РФ. Нередко виновными лицами становятся сами банки. По характеру и содержанию деяний незаконного характера следует выделить три группы нарушений:

  • нарушение обязанностей, которые связаны с учетом налогоплательщиков;
  • непредставление информации о хозяйственно-финансовой деятельности;
  • неисполнение поручений на перечисление сборов и налогов, принимаемых в отношении счетов налогоплательщиков.

Отличительной особенностью правонарушений, допускаемых банковскими организациями, является неисполнение ими отдельных обязанностей публичного характера по оказанию содействия инстанциям налогового администрирования.

Таким образом, к ответственности за совершение налоговых правонарушений привлекаются абсолютно любые субъекты рассматриваемой юридической сферы.

Состав и особенности налоговых правонарушений

Термин "нарушение законодательства о сборах и налогах" встречается в НК РФ неоднократно. При этом четкое определение в нормативном акте отсутствует. К незаконным деяниям в рассматриваемой области законодательства, помимо правонарушений налогового характера, относятся также налоговые преступления и деяния, содержащие признаки нарушения, то есть административные или налоговые проступки.

Состав нарушений законодательства о сборах и налогах содержит в себе ряд субъективных и объективных особенностей, которые устанавливаются законодательством и характеризуют соответствующие деяния противоправного характера. Общими у всех нарушений рассматриваемого типа являются объекты их посягательства. Они складываются в связи или по поводу уплаты сборов и налогов, а также работы структуры налогового администрирования.

Объективная сторона противозаконных деяний заключается в совершении поступков, которые посягают на конкретный объект. Содержание противоправного поведения предусматривается в трех нормативных актах: НК РФ, КоАП РФ и УК РФ. Субъекты нарушений - это простые граждане и организации. Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения возможно только в отношении лица, достигшего 16 лет.

Субъективная сторона нарушения рассматриваемого законодательства определяется как совокупность особенностей, которая характеризует отношение лица к содеянному, его взгляды на случившееся. В основе находится виновное состояние налогоплательщика, налогового агента или иного лица. Налоговое нарушение признается совершенным специально, если лицо, которое его совершило, осознавало нелегальный характер собственных деяний либо сознательно допускало вредные последствия.

Итак, привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений возможно только за совершение незаконных деяний в рассматриваемой правовой сфере. Такого рода деяния делятся на преступления и правонарушения. Правонарушения можно определить как посягающие на социальные отношения виновные действия или бездействия простого гражданина либо организации (юридического лица).

Понятие и виды ответственности за совершение налоговых правонарушений

В соответствии со статьей 23 НК РФ, лицо, выплачивающее налоги, несет ответственность за полное невыполнение или ненадлежащую реализацию возложенных на него полномочий и обязанностей. Ответственность лиц за совершение налоговых правонарушений обладает рядом важных признаков.

Ответственность всегда связана с императивными юридическими инструментами, то есть мерами государственного принуждения. Последнее реализуют инстанции налогового администрирования.

Ответственность характеризуется некоторыми лишениями. Это объективное ее свойство. Лишения заключаются в применении определенных санкций, которые могут обуславливать специальные правовые ограничения, а также финансовые или социальные потери. Здесь важно отметить, что любые санкции делятся на правовосстановительные и карательные, то есть штрафные.

Еще один важный признак любых мер ответственности за совершение налоговых правонарушений - это процессуальная форма их реализации. Привлечение к ответственности реализуется в строгом согласии с процедурами, которые предусмотрены законом. Это следующие акты:

  • законодательство о сборах и налогах (совокупность дел о налоговых правонарушениях);
  • законодательство об административных правонарушениях (совокупность дел о проступках, то есть деяний с признаками налоговых правонарушений);
  • уголовно-процессуальное законодательство (производство предварительного расследования).

Итак, ответственность за совершение налоговых правонарушений (по статьям НК РФ) представляет собой применение инстанциями налогового администрирования определенных санкций в отношении гражданина, допустившего налоговое правонарушение.

Административная ответственность предусматривает в основном карательные штрафные санкции. Ответственность уголовного характера обуславливается высокой социальной опасностью и подпадает под признаки преступления. В виде карательных санкций здесь могут выступать ведение обязательных работ, лишение права на занятие некоторых профессиональных должностей или даже лишение свободы.

Административная и уголовная ответственность

Про ответственность, предусмотренную за совершение налоговых правонарушений, следует рассказать чуть подробнее. В административной сфере выделяются проступки - противоправные деяния организации или простых граждан, посягающих на установленную в области сборов и налогов систему.

Субъектами нарушений являются должностные лица организаций, выплачивающих налоги, налоговые агенты и плательщики сборов. Все нарушения можно поделить на четыре группы:

  • связанные с реализацией кассовых операцией и денежных расчетов;
  • в области сборов и налогов;
  • связанные с маркировкой продукции продакцизного типа;
  • связанные с воспрепятствованием деятельности органов налоговой направленности.

Каждая представленная группа должна содержать только признаки административных правонарушений. Если же дело касается уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений (в данном случае уже преступлений), то выделяются следующие обособленные группы:

  • непосредственно налоговые преступления - тяжкие деяния, которые наносят существенный вред локальной или государственной экономической системе;
  • преступления против порядка маркированной продакцизной продукции (это производство, хранение, транспортировка или сбыт нелицензионного продукта в особо крупных масштабах).

Здесь же следует выделить лжепредпринимательство, нанесение ущерба банковским или кредитным системам, большие налоговые задолженности, воспрепятствование деятельности налоговых инстанций и т.д.

Смягчающие и исключающие ответственность обстоятельства

Лицо не может не привлекаться к ответственности за совершение правонарушений или преступлений. Исключение составляют лишь случаи, когда истек срок давности либо субъект нарушения признается недееспособным - психически больным, нездоровым, не достигшим возраста деликтоспособности (привлечения к ответственности) и т. д.

Существуют также обстоятельства, именуемые смягчающими. Ответственность за совершение налоговых правонарушений может быть снижена в следующих случаях:

  • совершение злодеяния под угрозой или принуждением со стороны третьих лиц;
  • тяжелое материальное положение гражданина, которое и подтолкнуло его к совершению правонарушения;
  • стечение тяжелых семейных или личных обстоятельств виновного лица;
  • репутация обвиняемого лица ранее не была ничем запятнана.

Каждое из представленных обстоятельств носит диспозитивный характер, то есть не обязательно для принятия во внимание судебной инстанцией. Но это правило не распространяется на рассмотрение отягчающих обстоятельств. Ответственность за совершение налоговых правонарушений может быть усилена в случаях, когда лицо ранее привлекалось за совершение аналогичных противозаконных деяний.

Лицо, с которого взыскивалась санкция, считается подверженным ей в течение 12 месяцев. Проще говоря, статус виновности дается на один год. Это чревато некоторыми ограничениями для субъекта правонарушения. Например, он может быть временно отстранен от должности, лишен возможности заключать некоторые виды сделок и т. д.

Налоговые санкции

Санкцией называют меру ответственности за совершение налогового правонарушения. В рассматриваемой сфере они устанавливаются Налоговым кодексом в виде денежных взысканий.

Если есть хотя бы один смягчающий фактор, то размер штрафа может быть сокращен минимум в два раза по сравнению с размером, который был закреплен статьей НК РФ. При обнаружении обстоятельств отягчающего характера сумма штрафа повысится на 100 процентов, то есть в два раза.

Если были совершены два и более налоговых правонарушения одним лицом, то санкция взыскивается за каждое виновное деяние в отдельности без поглощения меньшей санкции более тяжкой и строгой. Объем штрафа, повлекшего задолженность по сбору или налогу, подлежит перечислению со счетов самого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в полном объеме и в установленной очередности.

Следует рассказать об основных видах противозаконных деяний и устанавливаемой за них ответственности налогоплательщика. За совершение налоговых правонарушений в виде неисполнения обязанностей, возникающих при постановке на учет, виновный субъект уплачивает штраф в размере 5 тыс. рублей. Статья 116 НК РФ свидетельствует об этом. Причем сумма штрафа увеличивается, если неисполнение обязанности длится более 90 дней.

За осуществление деятельности организацией или предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе устанавливается взыскание 10% от доходов, которые были получены в течение указанного времени. При этом сумма доходов не должна быть меньше 20 тыс. рублей. В противном случае суд самостоятельно высчитает новые объемы штрафных санкций. Если деятельность без лицензии осуществлялась более 3 месяцев, то она карается санкцией в размере 20% от доходов.

За нарушение срока предоставления информации о закрытии или открытии банковского счета с налогоплательщика взыскивается сумма 5 тыс. рублей штрафа. По общим правилам, организации и предприниматели должны сообщить о закрытии или открытии счетов в течение пяти дней.

Несоблюдение порядка учета

Следующие две группы правонарушений также прописаны в НК РФ. Ответственность за совершение налоговых правонарушений организациями и предпринимателями может наступить при непредставлении налоговой декларации в закрепленные законом сроки. В этом случае штраф составит всего 5% от суммы налога, который подлежит оплате по данной декларации. Он должен составлять минимум 100 рублей. Непредставление декларации в течение более чем полугода повлечет за собой штраф в размере 30%.

Грубое нарушение организацией требований учета доходов или объектов налогообложения предполагает наложение санкции в размере 5 тыс. рублей. Под грубым несоблюдением закона понимается в данном случае отсутствие первичных документов или счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, а также постоянное неправильное отражение финансов, ценностей материального характера, нематериальных активов, финансовых вложений и т. д. За эти же деяния, но совершаемые более одного периода, следует штраф в сумме 15 тыс. рублей.

Неисполнение обязанностей по операциям со сборами

Неуплата или частичная уплата налоговых сумм имеет место по итогам занижения финансовой базы, неверного исчисления налога и прочих деяний неправомерного характера. Такого рода деяния влекут за собой взимание штрафа в размере 20% от неуплаченных налоговых сумм. При этом штраф может быть увеличен до 40%, когда указанные деяния имели умышленный характер.

Неправомерное неперечисление или частичное перечисление налоговых сумм, подлежащих перечислению или удержанию налоговым агентом, влечет взимание штрафа в размере 20% от установленной суммы. Нужно иметь в виду, что агенты должны своевременно и качественно исчислять, удерживать из средств и перечислять в бюджеты определенные налоги.

Создание препятствий законной деятельности органов финансового администрирования также входит в группу налоговых нарушений. Ответственность за совершение такого рода действий влечет за собой штраф 10 тыс. рублей.

По 50 рублей за один просроченный или неподанный документ будет взыскано с граждан, которые не представили в установленный срок документы и сведения о налогах и сборах.

Неявка или уклонение от явки свидетеля, который был вызван по делу о налоговом правонарушении, повлечет за собой взимание штрафа в 1 тыс. рублей. Исключения составляют случаи, когда неявка была вызвана уважительными причинами. Отказ судебного эксперта или переводчика в реализации налоговой проверки наказывается штрафом 500 рублей. Неправомерное сообщение лицом сведений о налогах и сборах влечет штраф 1 тыс. рублей, а за повторное действие - 5 тыс. рублей.

Способы совершенствования системы

Разобравшись с основными видами ответственности за совершение налоговых правонарушений, следует уделить внимание способам оптимизации налоговой системы. Существующая на сегодняшний день совокупность правонарушений и санкций за них нередко критикуется видными экономистами страны. Решение проблем возможно лишь по ряду конкретных направлений.

Первая и основная проблема - это непрозрачность использования налоговых поступлений. В целях оптимизации необходимо ввести целевой характер налогообложения.

Немалое количество нарушений связано с низкой правовой грамотностью населения, а также с малой предпринимательской активностью в стране. Для решения проблемы нужно снизить налог на прибыль организаций и взносов в государственные внебюджетные формы.

Централизация налоговых доходов также вызывает некоторые затруднения. Сбалансированному развитию страны и эффективному развитию регионов поможет только процедура децентрализации.

Последней и самой важной проблемой является социальная малообеспеченность. Во многом именно это явление способствует совершению гражданами налоговых правонарушений. Для оптимизации ситуации необходимо ввести налог на бездетность, увеличить акцизы на табачную и алкогольную продукцию, а также разобраться с рядом социальных затруднений.

Итак, налоговые правонарушения и ответственность за их совершение прописаны в ряде нормативных актов. Главным источником здесь считается российский Налоговый кодекс.

Комментарии