Теория предпринимательства: сущность, эволюция и практика
Теории предпринимательства, являющиеся составной частью экономической науки, в прежние времена непременно отражали как позитивные, так и критические подходы к самому факту существования данного явления. Некоторые исследователи утверждали, что это неизбежное зло. Они рассматривали предпринимательство как негативное явление. Это объяснялось тем, что подобная деятельность выходила за границы норм нравственности, этических установок и господствующей идеологии. Исследователи, говорившие о положительном направлении данного явления, видели в нем залог экономической и политической свободы общества. Подобная концепция в настоящее время считается господствующей.
Зарождение
Со времен глубокой древности до нас дошли документы первичного учета в виде глиняных табличек. На них находили свое отражение соглашения о кредитах, договора купли-продажи, а также законы, касающиеся прав собственности.
Самыми ранними трудами, затрагивающими проблемы предпринимательства, стали работы философов Древней Греции. Одним из первых рассмотрел данное явление Ксенофонт (456 г. до н. э.). В его труде «Домострой» было описано ведение домашнего хозяйства, или, как он его назвал, oiconomia. Отсюда и пошло название науки - «экономика». Уже Ксенофонтом было обращено внимание на то, что основной целью предпринимательской деятельности является повышение стоимости имущества. Цена на землю значительно возрастет, если за ней будет осуществляться должный уход. Подобный подход отразил отношение к своему участку как к капиталу.
Экономическая теория предпринимательства рассматривалась и в античной Греции. Платон (347 г. до н.э.) осуждал подобное явление. Он полагал, что в идеальном государстве почитание золота и серебра нарушает порядок и спокойствие граждан. И даже авторы современной теории предпринимательства, являющиеся последователями платоновской этики, продолжают рассматривать частный бизнес в качестве неизбежного зла. Они убеждены в том, что государство само должно обеспечить людей всем необходимым для жизни.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), будучи учеником Платона, возводил в идеал семейное полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Этот философ приветствовал торговлю, но при этом осуждал финансовое предпринимательство, которое в те годы имело форму ростовщичества.
Рассуждали об этом явлении философы и писатели Древнего Рима (Цицерон, Варрона, Сенека и другие). Большое внимание они уделяли наиболее рациональным способам хозяйственной жизни.
Описывали предпринимательство и мыслители Древнего Китая. В основе всех их трудов лежало учение Конфуция (551-479 гг. до н. э.). Мыслители Поднебесной хорошо понимали то, как работает рыночный механизм. Это позволило им описать способы его регулирования, например, с помощью использования государственных закупок и продаж.
Несмотря на возникновение зачатков теории предпринимательства, в те времена еще слишком сильна была царская власть. Она считала своей основной задачей повышение эффективности только государственного управления. Деятельность частных лиц в области купли и продажи находилась вовсе не в центре внимания таких правителей.
Предпринимательство в средневековой Европе
Государства и церкви на этом континенте в качестве основной своей задачи видели только защиту веры. То положение, которое человек занимал в обществе, от самого его рождения было определено принадлежностью к тому или иному сословию. Какая-либо социальная мобильность в средневековой Европе отсутствовала полностью.
В это время процветали ремесленники, ростовщики и купцы. Они работали только на заказ, имея при этом более низкий, по сравнению с духовными и феодальными сословиями, статус. Конечно, частное предпринимательство в тот период также имело место. Однако в основном оно рассматривалось в качестве объекта налогообложения, а также источника займов и кредитов.
Но постепенно критическое отношение общества к предпринимательству стало ослабевать. Этому способствовало развитие городского ремесла, возникновение ярмарок, зарождение системы образования в форме университетов, а также расширение потребительского спроса. Однако вплоть до 16 в. все факты, касающиеся хозяйственной жизни, так и не получили необходимой научно-философской оценки.
Тем не менее в средневековой Европе возникли первые банки, появились гильдии и объединения купцов. Предпринимательский характер стало носить книгопечатание.
Все эти события вызвали необходимость в зарождении бухгалтерского учета. Труд Луки Пачоли (итальянского математика) «Трактат о записях и счетах» вот уже более 500 лет используется для учета результатов предпринимательской деятельности.
Эпоха Реформации
Пересмотр отношения к частному бизнесу начался в Европе только с 16 в. В протестантской этике предприниматель рассматривался с точки зрения честного человека, верного своим обязанностям. Эти учения полностью соответствовали христианской мысли. В этот же период произошло зарождение этики предпринимателя, который рассматривался как бережливый и скромный человк. Ярким образцом подобного направления явились труды Б. Франклина (1708-1790 гг.). Именно этим ученым был провозглашен лозунг, который и в настоящее время считается предпринимательским кредо. Звучит он так: «Время – деньги». Что в этом случае имел в виду Франклин? То, что бизнесмену необходимо тратить свое время на зарабатывание денег только честным трудом, укрепляя свой имидж честного, бережливого и трудолюбивого хозяина в глазах кредиторов.
Идеологическое обоснование предпринимательства нашло свое отражение в трудах английских мыслителей Дж. Локка и Т. Гоббса. Они отделили государственную собственность от частной, и обосновали свободу принятия бизнесменом решения в условиях риска, а также свободу выбора покупателя.
Предпринимательство в России
На территории нашего государства частный бизнес существует с самых давних времен. В виде промыслов и в форме торговли зародилось предпринимательство в Киевской Руси. Первые представители этого направления – купцы и мелкие торговцы.
Расцвет предпринимательства в России произошел во времена Петра I. По всей территории страны начали создаваться мануфактуры, бурно развиваться полотняная, суконная, оружейная и горная отрасли промышленности. Стали возникать предпринимательские династии. Самой известной из них явилась семья Демидовых. Родоначальником этой династии стал обычный тульский кузнец.
После отмены крепостного права предпринимательство стало развиваться еще более бурными темпами. Началось строительство железной дороги, реорганизовывалась тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность.
Индустриальная база предпринимательства окончательно сложилась в России в 1890-е года 19 в.
Появление теории
Впервые термин «предприниматель» в трактовке, наиболее близкой к современной, был использован французским банкиром и финансистом Р. Кантильоном (1680-1741 гг.) в его «Эссе о природе торговли». Автор этой теории предпринимательства указал на существование трех групп экономических агентов. Среди них - землевладельцы (капиталисты), предприниматели и наемные работники. В его теории предпринимательства Кантильоном впервые была подчеркнута значительная роль бизнесмена, которую он играет в экономике государства. При этом автор предложил и сам термин данного явления. Он ввел в экономическую науку определение «предприниматель». При этом Кантильон подчеркнул, что данный термин означает возможность получения прибыли на рынке при определенной ситуации.
Предпринимателем, согласно данной теории, является торговец-посредник, который реагирует на существующую разницу между предложением и спросом. При этом он покупает товар по известной цене, а продавать будет по неизвестной. То есть в такой операции всегда присутствует риск. В этом и состоит сущность теории о предпринимательстве, разработанной Кантильоном. Остальные же два агента являются пассивными.
Уточнение теории
В схеме, предложенной Кантильоном, не было ясно то, каково в предпринимательской деятельности участие капитала и его владельца. Это вызвало необходимость в эволюции теории предпринимательства. Схему Кантильона уточнил французский физиократ, политик и экономист А. Р. Ж. Тюрго. Согласно его теории бизнеса и предпринимательства, владелец капитала способен предпринять следующие действия:
- стать капиталистом, отдав деньги в ссуду;
- стать землевладельцем, купив участок и сдав его в аренду;
- стать предпринимателем, приобретя товар для реализации.
Теория Адама Смита
Этот ученый рассматривал экономику в качестве саморегулирующегося механизма. В настоящее время классическими считаются его рассуждения о роли конкуренции, а также о тех процессах рынка, которые приводят бизнесмена к получению прибыли. Однако Смит не уделил никакого внимания созидательной, творческой стороне предпринимательства. Он полагал, что механизм конкуренции возникает и действует автоматически.
Как и все физиократы, Смит отождествлял предпринимателя с владельцем капитала. При этом термин, введенный Кантильоном, он старался не использовать вовсе. Предпринимателя Смит называл либо «фабрикантом», либо «торговым» или «промышленным предпринимателем». Но в целом основатель экономической теории относился к подобной деятельности весьма негативно, утверждая, что интересы этих людей никогда не совпадают с интересами страны.
Последователь А. Смита
Развитие теорий предпринимательства получило свое отражение в трудах француза Сэя. Он увидел в бизнесмене отличного капиталиста. Являясь участником экономического процесса, предприниматель играет ключевую роль в развитии экономики, а также обеспечивает перераспределение капитала, труда и земли как основных факторов производства между различными сферами хозяйственной деятельности.
Сэй указал на творческую и активную роль бизнесмена. При этом теория предпринимательства была выведена на макроэкономический уровень. Это и позволило сформулировать закон о том, что предложение порождает спрос.
Именно Сэй основал традицию научного исследования такого явления, как предпринимательство.
Труды Дж. Милля
Экономическая теория предпринимательства продолжала свою эволюцию. В изданной работе «Принципы политической экономики» (1848 г.) английским экономистом Дж. Миллером был рассмотрен человек, берущий на себя не только риск, который существует при сделке, но и управление бизнесом (менеджментом). Этим человеком и является предприниматель. Миллем было также определено различие, которое существует между бизнесменом и акционерами. Последние тоже рискуют, но при этом не принимают никакого участия в организации дела.
Труды Мангольдта
Этот немецкий экономист также входит в число классиков теории предпринимательства. Мангольдтом была выдвинута концепция дохода. Под ним немецкий экономист понимал прибыль, которая получается после вычитания из него вознаграждения за труд предпринимателя и сумм погашения кредитов. Основным фактором, который и определяет конечную сумму, являются, по мнению Мангольдта, способности бизнесмена и его риск.
Немецкая школа экономики
Сущность теорий о предпринимательстве особенно тщательно рассматривалась в Германии. В начале 19 в. в этой стране была создана так называемая историческая школа экономики. Ее сторонники рассматривали в совокупности экономические теории предпринимательства и теорию личности. Например, В. Зомбарт в своей работе «Капитализм», под которым он понимал конкретный бизнес, рассматривал его в качестве результатов действий отдельных индивидуумов. Ими и являются предприниматели, которые обладают талантом, неутомимостью, настойчивостью и осторожностью. Зомбартом впервые был создан психологический портрет такого человека. По утверждению автора, дух предпринимательства является одной из составляющих частей капитализма. Бизнесмен по Зомбарту считается «организатором», «завоевателем» и «торговцем». При этом для него характерно стремление к риску, духовная свобода, настойчивость и богатство идей.
Труды Тюнена
После того как экономисты начали рассматривать бизнесмена как личность, стали появляться инновационные теории предпринимательства. Одной из них явилась та, которая была предложена немецким экономистом И. Тюненом. Доход предпринимателя он рассматривал в качестве платы за риск, который является величиной непредсказуемой. Тюнен определил, что размер дохода-вознаграждения считается разницей между прибылью, полученной при ведении хозяйственной деятельности, и процентами на инвестированный капитал, страховки от убытков и потерь, а также зарплатой управляющих.
Теория эффективной конкуренции
В своих попытках ответить на вопрос о причинах нарушения состояния рынка экономист из Австрии Й. Шумпетер (1883-1950 гг.) пришел к выводу о том, что динамика развития производственной сферы напрямую зависит от предпринимателей. Именно они формируют некую инновационную среду. Она представляет собой новые комбинации факторов производства.
Теория эффективной конкуренции Шумпетера указывает на то, что предприниматель не желает реализовывать свои способности в традиционной экономике. Его вовсе не устраивает рутинный и монотонный бизнес. При этом предприниматель может и не являться капиталистом или собственником. Он может быть управляющим или топ-менеджером. Таким образом, обнаружилась связь между теорией предпринимательства и фирмами, на которых работают люди. Их автор назвал новаторами. По его мнению, функция предпринимателя доступна только тем людям, которые обладают способностями и чутьем к инновациям. При этом они могут реализовать задуманное. Под предпринимателями понимается особый тип субъектов хозяйствования. Их труд Шумпетер определил как качественно новый. И этот факт становится особенно очевидным, если сравнить их деятельность с обычными хозяйствующими субъектами. Шумпетер назвал его трудом инноватора. По мнению этого австрийского экономиста, сам процесс предпринимательства не сводится к получению обычной прибыли. Она должна быть сверхприбылью, достигаемой при применении в процессе производства новых комбинаций.
Теория Дж. М. Кейнса
Разработка основных теорий предпринимательства была продолжена и в дальнейшем. Одним из новых трудов явилась работа отца макроэкономической теории Дж. М. Кейнса. Он издал «Трактат о денежной реформе», в котором проанализировал влияние на уровень жизни населения сдвигов ценового фактора. При этом им было выделено три категории социальных групп:
- рантье;
- функционирующие предприниматели;
- работники, живущие на зарплату.
В общей схеме экономических отношений автор определил место предпринимателя. Он назвал его действующим элементом макроэкономики. Однако при этом Кейнс подчеркнул, что немаловажным фактором является и платежеспособность населения, которая возникает на основе полученных им доходов и имеющихся сбережений. Благоприятными для предпринимателя положением является снижение зарплаты населения. Дело в том, что в этом случае у потребителей уменьшается склонность к сбережению.
Отметил Кейнс и те взаимоотношения, которые должны складываться между предпринимателем и государством. Они предполагают активное кредитование и финансирование бизнесменов. Подобная политика была названа Кейнсом социализацией инвестиций.
Современный этап теории предпринимательства
В последней четверти 20 в. в странах с высоким уровнем развития экономики значительно возросла роль наукоемкого бизнеса. Это привело к предпринимательскому буму. Данное явление выразилось в значительном увеличении количества малых предприятий.
Теория предпринимательства и практика стали идти рука об руку. Исследования экономистов переместились в основном в менеджмент. Большое значение при этом приобрела современная теория предпринимательства Майкла Портера, а также Питера Друкера. Авторы этих разработок указали на положительное влияние инновационного предпринимательского менеджмента на поддержание конкурентоспособности фирмы.
В связи с усилением значения крупных корпораций предпринимательство стало вынуждено решать новые проблемы. Известным американским экономистом Дж. Гэлбрайтом был выдвинут тезис о том, что в подобных компаниях власть по большому счету принадлежит топ-менеджерам. Но они при этом стремятся не к максимализации прибыли, а к повышению бонусных выплат и заработной платы.
Профессором Гарвардской школы бизнеса Х. Стивенсоном было проанализировано соотношение власти администратора и предпринимателя. Он отметил, что предпринимательство является наукой управления, суть которой заключена в погоне за возможностями без всякой оглядки на находящиеся в данный момент под контролем ресурсы. В этом и состоит отличие бизнесмена от администратора.