История всемирной литературы: особенности, описание и отзывы
Литература является неотъемлемой частью культуры. Никто не может отрицать значение, которое имеет данный вид художественного творчества. "История всемирной литературы" в 9 томах - это цикл книг, подготовленный Институтом мировой литературы имени Горького. Анализируются изменения в литературе на протяжении всего существования письменности: от древнейших времен до начала двадцатого века.
Инициатор
В 1983 году Ирина Григорьевна Неупокоева выступила за создание первого крупномасштабного российского многотомника, который бы осветил историю не только русской, но и мировой литературы с древнейших времен и до современности. Сама Неупокоева за за сорок четыре года до этого с отличием окончила (отделившийся в то время от МГУ) Московский институт философии, литературы и истории имени Чернышевского.
Ирина Григорьевна была доктором филологических наук, страстной сторонницей партии и социализма. Например, когда ее отец, народный комиссар Григорий Гринько, пал жертвой сталинских репрессий, студентка Ирина не преминула поучаствовать в институтском митинге. Ее сокурсники позднее утверждали, что она отдавала свой голос за казнь предателя-отца. Такие взгляды не могли не повлиять на ее будущее детище. В "Истории всемирной литературы" часто выдвигались советские идеи и мысли.
Состав редколлегии
Нельзя не упомянуть главного редактора этого произведения (с первого по седьмой том) Георгия Петровича Бердникова. Знаток российской литературы девятнадцатого века, заместитель министра культуры, участник Великой Отечественной войны и доктор филологических наук, Бердников был незаменимым членом редакционной коллегии. Без него едва ли такое масштабное научное исследование, как "История всемирной литературы", увидело бы свет.
Но не стоит принижать вклада и прочих литературоведов. Среди членов редакционной коллегии были Алексей Сергеевич Бушмин, академик и исследователь творчества Салтыкова-Щедрина, Дмитрий Сергеевич Лихачев, искусствовед и председатель правления Советского фонда культуры, Дмитрий Федорович Марков, эксперт по древнеславянской литературе, который сыграл решающую роль в создании "Истории всемирной литературы" (т. 2). А также Георгий Иосифович Ломидзе, эксперт по литературе советского периода, Георгий Михайлович Фридлендер, исследователь русской литературы девятнадцатого века, Евгений Петрович Челышев, исследователь восточной литературы и доктор филологических наук, Борис Борисович Пиотровский, исследователь восточной литературы и доктор исторических наук, Михаил Борисович Храпченко, государственный деятель и глава Комитета искусств, Петр Алексеевич Николаев, теоретик литературы и исследователь направления реализм, Андрей Дмитриевич Михайлов, глава отдела Института мировой литературы имени Горького и доктор филологических наук, Владимир Родионович Щербин, теоретик литературы и критик, Сергей Васильевич Никольский, исследователь славянской культуры. Позднее к команде (на замену главному редактору Бердникову) присоединился Леонид Григорьевич Андреев, глава кафедры истории зарубежной литературы и доктор филологических наук.
Выявление закономерностей в развитии литературы
Как говорится в предисловии к книге "История всемирной литературы" (том 1), раньше никто не пытался в такой полной мере охарактеризовать течение мировой литературы с древнейших времен (когда только зарождалась письменность) до пятидесятых годов двадцатого века. Ничего даже приблизительно равного по масштабу исследуемого материала не было. Но советские ученые хотели не просто описать различных писателей, жанры, стили. Они стремились выявить закономерности в развитии литературы. То есть приложить теорию Маркса и Энгельса к культурной сфере.
В начале и середине двадцатого века стали появляться новые, более удобные пути изучения литературы. Филологов больше не ограничивало пространство и история. Вскоре появилось желание обобщить все новые и старые знания в единую систему. Этого и пытались добиться создатели "Истории всемирной литературы", воспитанные на учениях о всеобщей взаимосвязанности и взаимозависимости.
Объективность исследования
В книгах видна объективность в отношении малоизвестных авторов, редких жанров, а также западноцентристских или восточноцентристских взглядов. Особенно это заметно на примере "Истории всемирной литературы". Т. 2 вполне вписывается в эту концепцию. Такое отношение выгодно отличало русский цикл книг от европейских изданий похожего типа.
Внимание малоизвестным авторам
Объектами исследования выступали не только писатели, претендующие на мировую известность, но и отдельные авторы, которые внесли свою лепту в развитие литературы.
Отзывы
Отношение широкой общественности к работе было положительное. Книга "История всемирной литературы" (том 2 в том числе) имела особенный успех. Люди, далекие от литературы и филологии, не зачитывались таким подробным и вдумчивым трудом, но эксперты отмечали довольно высокий научный уровень исследования. Профессиональные филологи находили ряд оплошностей, которые не сильно влияли на их общее впечатление.
В наши дни интерес заметно спал, но студенты филологических факультетов до сих пор обращаются к изданию в образовательных целях.
Первый том "Истории"
Первая книга охватывает период в мировой литературе, начинавшийся три тысячи лет до нашей эры, а заканчивающийся третьим веком нашей эры. Большая часть книги выделяется культуре античных стран, но авторы не обходят стороной литературу древней Азии и Африки.
Второй том труда
Вторая книга начинается там, где заканчивается первая, а завершается на эпохе Возрождения. Авторы подробно описывают изменения в литературе разных стран и характеризуют процесс становления словесности у молодых государств.
Третий том исследования
Третья книга анализирует литературу эпохи Возрождения. Большое значение в "Истории всемирной литературы" (том 3) придается гуманистическим идеям восточных мыслителей.
Четвертый том "Истории"
В четвертом томе акцент делается на противостоянии феодальных начал и новых капиталистических тенденций в условиях семнадцатого века. Все расписывается очень подробно.
Пятый том труда
Вся пятая книга посвящена литературе восемнадцатого века. Культура тогда быстро развивалась на волне общественного подъема.
Шестой том исследования
Шестая книга охватывает период от французской революции до национально-освободительных движений середины девятнадцатого века. На фоне стольких волнений возникает такая же яркая и очень страстная литература.
Седьмой том "Истории литературы"
В седьмом томе описывается литература второй половины девятнадцатого века. Искусство этого периода развивается быстро и неравномерно.
Восьмой том цикла
Последний том описывает литературу конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Особое внимание уделяется искусству Российской империи в преддверии Первой мировой войны и революции.
Девятый том: был ли?
Несмотря на то что по сегодняшний день на титульной листе каждой из книг значится надпись "в девяти томах", создателям пришлось завершить свое исследование на восьмом. Изначально планировалось закончить разбор на беллетристике эпохи Потерянного поколения, но в предисловии к восьмому тому Главная редакционная коллегия исчерпывающе объясняет, в чем дело. Как известно, в период девяностых в странах бывшего Советского союза случилось серьезное переосмысление ценностей. То, что раньше казалось априори верным, теперь вызывало сомнения. Такие изменения затронули практически все сферы общественной жизни советских людей. Не обошел этот коренной перелом и литературу. Главная редколлегия прямым текстом говорит в "Истории всемирной литературы" (т. 9 так и не был опубликован), что "идеологические догмы" мешали осмыслению литературы двадцатого века. Но пока вся страна стоит на распутье, они не могут предложить новые или полностью опровергнуть старые убеждения относительно литературы в период Советского Союза.
Заключение
Этот цикл книг - один из важнейших этапов в развитии российского литературоведения. Важность информации, которую собрали и классифицировали авторы, нельзя преуменьшать.