Педагогическая рефлексия - это... Определение, характеристика, развитие, методы и применение в педагогике

Так как развитие и обучение — внутренние процессы, то управлять ими внешними способами, например, принуждением, не получится. Чтобы направить их в определенную сторону и помочь ребенку понять материал, преподаватель должен сначала представить себе эти внутренние процессы и, по возможности, внести в них коррективы. Рефлексия педагогической деятельности — это интроспективное начало познания и себя, и других.

Эта способность крайне необходима школьному учителю. По сути, это одно из тех качеств личности, которые необходимы студенту, выбравшему педагогический вуз.

Общая характеристика

С развитием философии человек все больше и больше познавал свой внутренний мир. Появилась теория познания, а в ее рамках - понятие рефлексии. Что это такое? Рефлексия дает возможность осознать свою мыслительную активность и ее направление.

Чтобы яснее понять значение слова, нужно взглянуть на корни понятия. Слово "рефлексия" переводится как "возврат". Авторы по-разному определяют рефлексию, но мы остановимся на одном, более четком и конкретном определении. Педагогическая рефлексия — это определенный способ мышления, направленный на осознание компонентов педагогического процесса.

С помощью этого метода самопознания учитель осмысливает не только детские проблемы, но и свои мысли, и свои средства мышления. Выбор средства осмысления жизни - это высочайший уровень владения рефлексией.

Рефлексирование в философии, психологии и педагогике

В философию слово "рефлексия" ввел в XVII веке Джон Локк. Он понимал под рефлексированием мысленный процесс, помогающий находить и накапливать новые идеи. Рене Декарт описывал ее как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей. В психологии рефлексия рассматривается как вживание в себя прежнего и анализирование внутренних ценностей с учетом нового опыта.

Педагогика ввела понятие рефлексии, чтобы научить молодого преподавателя направлять внутренний взор на "прошлого" себя, на все свои ошибки во взаимодействии с детьми.

Рефлексия педагогической деятельности

В отличие от гносеологической философской, рефлексия педагога направлена на 3 важнейшие аспекта:

  • Анализ собственной работы.
  • Оценка деятельности учащихся.
  • Оценка вовлеченности учеников в познавательный процесс.

Самоанализ учителя включает в себя такие сферы:

  • эмоционально-чувственную;
  • сферу ценностных ориентаций;
  • сферу определения уровня потребностей учащихся;
  • гностическую — исследование приемов познания;
  • деятельностную сферу осознаний.

Трудность педагогической деятельности в том, что мышление педагога постоянно должно находиться в двух измерениях. Преподаватель в первую очередь - организатор учебного процесса, но одновременно он должен смотреть на себя и со стороны детей. Ему нужно понимать, как его материал воспринимается.

Рефлексия педагогического опыта развивает молодого специалиста. Именно на основе переосмысления своей практики учитель может планировать свои новые интересные проекты и мотивировать себя на полную самоотдачу процессу обучения.

Только благодаря рефлексивной мыслительной активности преподаватель способен воспринять личность ученика и построить с ним конструктивный диалог.

Рефлексивная дуга

Без осознания своих ошибок и достоинств ни одна творческая профессия не может существовать. Профессия преподавателя также относится к творческим, и развивать свое мастерство выбравший этот путь человек может только благодаря рефлексивной дуге. Что такое рефлексивная дуга? Это системное анализирование и личности ученика, и своей личности в контексте произошедшей ситуации.

Рефлексия педагогической практики нужна постоянно. Каждый новый опыт дает стимул к дальнейшему развитию, даже если это негативный опыт. Именно этому нужно обучать учеников в первую очередь — не бояться негативных результатов, исправлять ошибки, делать выводы и идти вперед.

Функции

Что подразумевает под собой термин "рефлексия"? Мы уже знаем, что это способность педагога в свое мышлении проецировать мышление ребенка и вести урок в соответствии с интеллектуальными и эмоциональными потребностями учащихся.

Но каковы функции педагогической рефлексии?

  1. Исследовательская. Прежде всего, преподаватель должен уметь учится сам.
  2. Организаторская. Преподаватель способен организовать учебный процесс только в том случае, если он владеет умением рефлексировать.
  3. Диагностическая. Рефлексия помогает учителю понять уровень развития своих учеников, понять, насколько эффективна его личная деятельность.
  4. Коммуникативная. Преподаватель, если он хочет, чтобы ученики его слушали и ценили, должен понимать, как найти подход к тому или иному ребенку. Главное, помнить, что каждый ученик - это личность со своими особенностями.
  5. Проектировочная. Постановка новых задач для себя.
  6. Коррекционная. Через внутреннюю рефлексию преподаватель корректирует свою деятельность в соответствии с уровнем развития учеников.

На практике, уже в процессе применения рефлексии как метода, преподаватель научится более эффективно взаимодействовать с детским коллективом. Педагогическая рефлексия - это и путь, и результат. Со временем способности к самоорганизации и рефлексии только возрастут.

Механизм включения рефлексии

Основная задача педагога - научить детей. Разбираться с родителями ребенка и переубеждать их в чем-то - не его обязанности, поэтому рефлексия включается исключительно на уроках.

Этапы в самоанализе можно выделить следующие:

  1. Исследование.
  2. Выделение затруднений.
  3. Установление причин такого положения дел.
  4. Критика старых шаблонов - самый сложный этап. Необходимо вернуться мысленно в прошлый опыт, выделить в нем положительное и отрицательное, понять, что же служило причиной прошлого поведения.
  5. Создание новых шаблонов поведения. На основе старого опыта нужно найти новые способы решения проблемных ситуаций.

Конечно, новые шаблоны не выработаются за неделю. Нужно будет преодолеть массу препятствий и найти подходящую для этого коллектива стратегию поведения, ведь в зависимости от уровня развития детей и их любознательности поведение педагога может быть различным.

Компоненты

Структура педагогической деятельности также заслуживает внимания. Рефлексия педагогической деятельности как сложная система мыслительных операций имеет свою структуру.

Деятельность педагога как субъекта, организующего учебу, включает в себя:

  • Волевой компонент — умение принимать решения и доводить начатое до конца.
  • Когнитивный — умение находить нужную информацию и эффективно самообучаться.
  • Эмоциональный — формирование отношения к своей деятельности и ее результату.
  • Мотивационный — осознание ключевой идеи. Для чего педагог проводит всю свою работу.

С помощью постоянного анализа ситуаций преподаватель осознает настоящую ценность своей работы. Когда трудности пласт за пластом наслаиваются на педагога, сложно не впасть в разочарование. Не всегда воля и знания помогают справиться с падением мотивации.

Развитие

Педагогическая рефлексия — это поддержка и развитие собственной личности. Преподаватель должен знать свои психологические особенности и адекватно оценивать свои возможности, иначе эмоциональное напряжение приведет к упадку сил и профессиональному выгоранию. Мастерство учителя заключается в постоянном самостоятельном развитии и поддержке, руководстве детей в их стремлении к познаниям и творчеству, а это сделать невозможно, если не понимаешь себя.

Одним из популярных подходов к аналитической деятельности выдвинула Г. Г. Ермакова. Она выделяет 3 критерия, на которых строится личное рефлексирование:

  1. Достаточность знаний. Знания о рефлексии могут быть глубокими или не очень, дифференцированными или нет.
  2. Отношение к самоанализу. Ценит ли сам человек свои усилия, направленные на анализ? Любит ли он преобразовывать себя и свои устремления?
  3. Поведение. В этом критерии оценивается целостность системы знаний, действий и устремлений педагога.

Педагогическая рефлексия педагогов, как видим, нужна не только для успешного взаимодействия с коллективом детей, но и для профессионального развития, и сохранения собственной трудоспособности.

Технологии

У каждого преподавателя вырабатываются свои технологии рефлексии. Они все эффективны и по-своему интересны для детей. Рефлексия в педагогическом процессе предусматривает принятие к сведению опыта учеников, который они получили после взаимодействия с учителем.

Рассмотрим несколько популярных технологий:

  1. Ключевое слово — учащиеся выбирают одно слово, которое станет своего рода резюме опыта от урока.
  2. Рефлексивный круг — когда подведены итоги информационной части, участники взаимодействия садятся в круг и свободно рассказывают об открытиях, которые они для себя сделали, о новых знаниях и своих выводах.
  3. Рефлексивная мишень.
  4. Мини-сочинение, которое пишется в конце урока.

Эти техники может проводить даже совсем молодой преподаватель. Ему как раз будет полезно узнать, как дети относятся к его урокам. Такие занятия улучшат его самоанализ и дадут больше пищи для размышлений о развитии своего профессионализма.

Приемы рефлексии содержания

Для детей более младшего возраста подходит такой прием как "Поезд". Смысл прост: на вагонах нарисованного поезда написаны основные идеи изученного за урок материала. Ребенку предлагают выбрать из записанных идей ту, которую он лучше понял.

Можно сделать более сложную модель рефлексивного анализа. На доске рисуют рыбу. В голове рыбы располагается основная идея изученного материала, в хвосте - выводы, которые можно сделать, а на плавниках - факты, которые ребенок смог уяснить и запомнить.

Анализ своего подхода к детям

Итак, есть приемы в педагогической деятельности, касающиеся рефлексии содержания и касающиеся эмоционального восприятия учителя. Второе не менее важно.

Педагог должен быть внимательным и прозорливым собеседником. Педагогическая рефлексия учителя должна идти на каждом уроке. Иногда нужно понять ребенка, стать ему товарищем, в других ситуациях - быть строгим с ребенком, который имеет малый жизненный опыт и плохо осознает последствия своей деятельности. Свое поведение учитель воспитывает и контролирует постоянно, так как несет ответственность за развитие нового поколения.

У каждого свой опыт педагогической рефлексии. Методы подбираются наиболее интересные и для самого учителя, и для учеников. Ведь однообразие их утомляет.

Вот несколько методов:

  • "Острова". Нужно нарисовать карту, где расположены острова, определяющие эмоциональный фон. Каждый ребенок должен по окончании урока повесить свой флажок на том острове-эмоции, который он выбрал как более соответствующий своему состоянию.
  • "Комплимент". По окончании взаимодействия в коллективе каждый ученик должен сказать какой-либо комплимент учителю, чтобы последний почувствовал хоть какую-то обратную связь.

Без обратной связи работать сложно. Учитель должен получить внутреннее психическое удовлетворение от своей работы. На каждом уроке учителю нужно побуждать детей делать собственные выводы и акцентировать их внимание на пробелах в знаниях.

Осознание прошлого опыта

Подвергать сомнению все, что знаешь - путь настоящего мыслителя.

Сомнение доставляет мне не меньшее удовольствие, чем знание.

Данте Алигьери

Педагогическая рефлексия — это также способность признавать свои ошибки. Поскольку человек, уверенный в том, что он всего достиг и все знает, останавливается в развитии и не может уже обучать других. Если студент хочет стать мастером своего дела, ему придется уделять много времени рассмотрению своих ошибок и поиску новых способов взаимодействия с учениками.

Комментарии