Художник Аргунов Иван Петрович: биография, дата и место рождения, интересные факты из жизни, творчество
Будучи крепостным и не имеющим специального художественного образования, Иван Аргунов смог построить замечательную карьеру выдающегося и проницательного мастера, достойную внимания и самых высоких оценок по сей день.
Краткая биография художника Аргунова Ивана Петровича.
Иван Аргунов является одним из родоначальников парадного портретного искусства в России. Талантливый ученик придворного мастера императорского двора – Георга Христофора Гроота. Расцвет творчества Ивана Петровича пришелся на середину 18 века. В годы становления великолепных архитектурных сооружений, развития скульптуры и живописи. Известен как автор портретов известных дворянских особ и императрицы Екатерины II, также зарекомендовал себя отличным наставником для своих учеников. Впоследствии был назначен членом крепостной коллегии в доме графа Шереметьева.
Ранние годы
Художник АргуновИван Петрович родился в 1729 году в крепостной семье. Аргуновы были крепостными князя Алексея Черкасского, а позже перешли на службу к графу Петру Шереметьеву, который женился на дочери князя Варваре Черкасской. Воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди, служившего дворецким у князей Черкасских, а впоследствии у Шереметьевых в «Милионном доме», получившем свое название благодаря одноименной улице, на которой он располагался. В этом доме Иван Петрович провел немало времени, воспитываясь вместе со своим двоюродным братом Федором, развитию талантов которых уделялось немало времени. Впоследствии Федор Аргунов стал известен как выдающийся архитектор, а что касается биографии художника Аргунова, то она насыщена выдающимися и до сих пор актуальными произведениями.
Начало творческой деятельности
Аргунов — художник 18 века. Расцвет его творчества пришелся на 1740-е годы, как раз на то время, когда на престол взошла Елизавета Петровна. В годы ее правления российская культура получила огромное развитие: процветала архитектура, театральное искусство, декоративная скульптура, а вместе с ней и живопись, что очень привлекало иностранных художественных мастеров. Одним из зарубежных художников был Георг Христофор Гроот, который позже стал учителем Ивана Петровича.
Благодаря своему наставнику Аргунов овладел европейской манерой написания и научился умело ей пользоваться, применяя ее в передаче самобытного облика русского человека, что придает наибольшую уникальность его работам. Совместными работами стали иконы, написанные ими в 1747 году для церкви Большого Царскосельского дворца. Уже на этом этапе своей творческой деятельности художник Аргунов своеобразно и талантливо проявляет себя в портретном искусстве, которое потом станет его основным направлением.
Расцвет творчества
Одни из первых произведений, дошедших до наших дней, приходятся на начало 1750-х годов. Работы этого периода наиболее разнообразны: тут и портреты, и иконы, и декоративная живопись. Одна из таких работ — картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году. Последующие произведения создаются Аргуновым в стиле парадного портрета, во всем его великолепии и изображении дворянских особ в изысканных нарядах на фоне шикарных апартаментов. Одним из таких произведений является великолепный портрет Петра Шереметьева с собакой, написанный в 1753 году.
Вообще чета Шереметьевых была наиболее популярна в его картинах, ведь наибольшую часть времени художник проводил в их доме и вскоре был назначен там управляющим. В 1760-х годах Иван Петрович создает целую галерею портретов этой семьи, абсолютно реалистичных, стилизованных и лишенных идеализации. Несколькими годами ранее Аргунов, сам того не ведая, создает новое направление в российской живописи под названием «интимный портрет». Наиболее выдающейся работой в этой области стал парный портрет Козьмы Хрипунова со своей женой, которые также, как и Иван Петрович, служили в доме у Шереметьевых.
В этот период художник много времени уделяет заказным работам, основным отличием которых служит способность художника улавливать суть личности, сопровождающуюся скромностью палитры. В 1762 году слава художника Аргунова достигает стен императоркого двора, и Аргунов получает почетный заказ на портрет ее императорского величества Екатерины II, изображенной в слегка театральной позе с надменным взглядом и с полным комплектом императорских атрибутов, который она оценила по достоинству.
С годами техника художника становится все более совершенной и тонкой. Это видно на одном из самых выдающихся его произведений — портрете калмычки Аннушки, воспитанницы, уже покойной на тот момент, супруги графа Шереметьева. На картине она изображена с портретом своей хозяйки.
Завершение карьеры
Как художника, Аргунова к началу 1770-х годов уже можно считать зрелым, состоявшимся живописцем. В этот период самыми яркими произведениями являются портреты контр-адмирала Грейга, а также Бориса и Павла Шереметьевых. А в 1785 году постаревший Иван Петрович создает одно из своих выдающихся и гениальных произведений, объединившее в себе пленительный и чистый образ молодой крестьянки, картину под названием «Портрет неизвестной в русском костюме». Складывается впечатление, что в этом образе собраны все самые лучшие и светлые черты тех людей, которых можно было наблюдать во всех его предыдущих работах. Теплые оттенки вызывают у картины еще больший восторг, от нее словно веет молодостью, свежестью и чистотой мысли, которую передает этот взгляд с картины. Это произведение значительно отличается от предыдущих, есть в нем что-то неземное, нет четкого копирования образа на холст, от которого автор видимо немного устал за годы своей продолжительной карьеры.
Педагогическая деятельность
Художник Аргунов Иван Петрович проявил себя еще и как талантливый педагог. В 1753 году по распоряжению Елизаветы Петровны были отправлены к нему на обучение три ученика. Пройдя обучение под его наставничеством, ученики были зачислены подмастерьями в Академию художеств. Наряду с должностью управляющего домом, он занимался обучением трех своих сыновей, в будущем великолепного архитектора Павла Ивановича и двух талантливых художников Николая и Якова Аргуновых, один из которых стал продолжателем портретного искусства, но в основном графики.
Последние годы жизни
Начиная с 1788 года Аргунов практически не писал, стал больше времени уделять своим непосредственным обязанностям по управлению «Милионного дома» Шереметьевых, являлся участником создания знаменитого дворца-театра в Останкино, спроектированного его сыном Павлом Ивановичем. В этом же году граф Шереметьев назначил его членом крепостной коллегии. Умер Иван Петрович в Москве в начале 1802 года.