История создания поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Поэма «Мертвые души» - одно из самых знаменитых произведений великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Это глубокое, многоплановое творение, в котором автор с необыкновенным мастерством изобразил пороки и добродетели русского народа.
Создание «Мертвых душ» растянулось на долгие 17 лет, с 1835 по 1852 год. За это время Гоголь вложил в поэму всю свою душу и талант. История написания этого бессмертного произведения полна драматизма и вдохновения.
Замысел поэмы и работа над первым томом
Работу над своей величайшей поэмой «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь начал в 1835 году. Идея произведения была подсказана ему Александром Сергеевичем Пушкиным, который рассказал Гоголю реальную историю о мошеннике, торговавшем мертвыми душами. Гоголь заинтересовался этим сюжетом и решил написать по нему обличительную поэму, показывающую пороки русского общества.
В 1836 году Гоголь уехал за границу и основную работу над первым томом вел там - в Италии, Швейцарии, Германии. Он постепенно оттачивал замысел, дорабатывал сюжет, вводил новых персонажей. Гоголь читал отрывки Пушкину, Жуковскому, Аксаковым, получал их ценные советы.
К 1841 году первый том был в основном завершен. Гоголь вернулся в Россию, где столкнулся с большими цензурными сложностями. Ему пришлось вырезать одну из глав и смягчить некоторые моменты. Но в марте 1842 года поэма наконец вышла отдельным изданием под названием «Мертвые души» и имела огромный успех.
Таким образом, над первым томом Гоголь работал около 7 лет, постоянно совершенствуя замысел, оттачивая сюжет и язык. Это был очень долгий, но плодотворный творческий период, увенчавшийся созданием одного из величайших произведений русской литературы.
Трагическая судьба второго тома
Работа над вторым томом «Мертвых душ» шла Гоголю еще более тяжело, чем над первым. Этот период жизни писателя был полон душевных страданий и личной драмы.
Гоголь хотел, чтобы во втором томе были показаны положительные герои, а Чичиков прошел некое очищение и встал на путь исправления. Однако по мере работы Гоголь все больше сомневался в правильности задуманного. Ему казалось, что в рукописи недостаточно «возвышенного и просветленного».
В 1845 году Гоголь сжег первый вариант второго тома, посчитав его неудавшимся. В 1852 году была закончена новая редакция, но и ее постигла та же участь – за несколько дней до смерти Гоголь предал огню рукопись.
Так трагически оборвалась история создания второго тома «Мертвых душ». Лишь небольшая часть черновиков сохранилась и донесла до нас представление о замысле Гоголя. Несмотря на незавершенность замысла, «Мертвые души» навсегда вошли в сокровищницу русской и мировой литературы.
Значение «Мертвых душ» для русской литературы
«Мертвые души» занимают особое место в истории русской литературы. Это одно из величайших произведений XIX века, новаторское по замыслу и непревзойденное по мастерству исполнения.
Впервые в литературе Гоголь создал широкую панораму всего русского общества той эпохи - от помещиков и чиновников до крепостных и мелких служащих. При этом писателю удалось удивительно точно и емко охарактеризовать каждого персонажа, сделав его запоминающимся типом.
Яркий, живой язык поэмы стал новым словом в русской прозе. Гоголь мастерски совмещал разговорные интонации с высоким слогом, создав неповторимый сказовый стиль повествования.
«Мертвые души» положили начало новому жанру в литературе - социально-бытовому роману в стихах. Этот жанр вобрал в себя черты эпоса, лирики и сатиры, соединив их в оригинальный сплав.
Наконец, тема «живой» и «мертвой» души, заявленная в названии поэмы, приобрела философский масштаб. Гоголь поставил вечные вопросы о сущности человека, его предназначении, о путях нравственного совершенствования.
Все это определило огромное влияние «Мертвых душ» на развитие реализма в русской литературе второй половины XIX века. Поэма Гоголя стала настольной книгой для Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова и других классиков.
Основные персонажи поэмы
В «Мертвых душах» представлена целая галерея ярких, запоминающихся персонажей. Каждый из них воплощает определенный социальный и психологический тип.
Главный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков. Это авантюрист и мошенник, который разъезжает по поместьям и скупает «мертвые души», то есть крепостных, умерших после последней ревизии. Его цель - заложить фиктивно «живых» крестьян и получить за них крупную ссуду.
Помещики, у которых Чичиков покупает «души», тоже предстают запоминающимися национальными типами. Это бестолковый и расточительный Манилов, скряга Плюшкин, взяточник и лицемер Собакевич, хитрый циник Ноздрев.
Особняком стоит образ губернаторской дочки Улиньки. Это поэтический идеал автора - чистое воплощение красоты, гармонии и нравственной чистоты.
Таким образом, галерея героев «Мертвых душ» представляет собой сатирическую летопись нравов эпохи. В то же время в образах Улиньки и отчасти Чичикова заложена возможность духовного возрождения.
Язык и стиль произведения
«Мертвые души» отличает яркий, самобытный язык и стиль повествования. Гоголь сумел органично соединить разговорные интонации с элементами высокого слога.
Для речи героев характерно использование просторечной лексики, пословиц, поговорок, фразеологизмов. Это придает ощущение непринужденности и колоритности.
В авторской речи преобладают тропы и стилистические фигуры. Особенно часто Гоголь прибегает к сравнениям, метафорам, гиперболам и литотам. Это усиливает изобразительность и выразительность текста.
Большую роль в поэме играет юмор. Комизм ситуаций и характеров сочетается с добродушным авторским смехом. При этом за внешней веселостью часто скрывается горькая сатира и сарказм.
Наконец, важную роль в стиле «Мертвых душ» играет пафос история создания мертвых душ. Это проявляется в торжественных интонациях, риторических восклицаниях и вопросах, лирических отступлениях.
Таким образом, новаторский стиль поэмы органично сочетает в себе народно-разговорный язык и высокую поэтику, юмор и пафос, сатиру и лиризм.
Гоголь и его современники о «Мертвых душах»
Современники Гоголя по-разному отнеслись к выходу в свет «Мертвых душ». Многие упрекали писателя в пристрастности и чрезмерном сатирическом заострении.
Официальная критика и консервативно настроенные литераторы обвиняли Гоголя в клевете на Россию и русский народ. Они считали, что автор слишком мрачно изобразил действительность.
В защиту Гоголя выступил В.Г. Белинский. В своей статье «О русской повести и повестях Гоголя» он назвал «Мертвые души» поэмой «огромного, необъятного содержания», превознес писателя за реалистическую правдивость и обличительный пафос.
Сам Гоголь так объяснял замысел «Мертвых душ»: «Цель этой книги - история создания мертвых душ выставить все то, что ежеминутно пред очами у всех, но чего не замечают глаза...всякую мерзость и пошлость жизни нашей».
Таким образом, споры вокруг поэмы отразили острые общественные противоречия эпохи. Время показало правоту Гоголя и его единомышленников-демократов.
Влияние поэмы на последующую русскую литературу
«Мертвые души» оказали огромное влияние на всю последующую русскую литературу. Поэма Гоголя стала настольной книгой для писателей-реалистов второй половины XIX века.
История создания мертвых душ нашла отражение в романах И.А. Гончарова «Обломов», «Обрыв». Образ Чичикова послужил прообразом образа Обломова – мечтателя и лентяя, равнодушного к окружающей действительности.
Мотив «мертвых душ» звучит и в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», где автор с горечью говорит о тяжелой доле русского крестьянина.
Особенно сильно повлияли «Мертвые души» на Ф.М. Достоевского. Сатирические типы Гоголя нашли воплощение во многих персонажах романов Достоевского, например в Свидригайлове и Лужине («Преступление и наказание»).
Наконец, черты поэтики Гоголя, в частности, сочетание трагического и комического, гротескности образов, яркости языка, прослеживаются в творчестве Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова.
Таким образом, новаторство «Мертвых душ» во многом предопределило пути развития критического реализма в русской литературе второй половины XIX – начала XX века.