Татьяна Григорьевна Визель: «Основы нейропсихологии»
Одной из основополагающих черт развития современных фундаментальных исследований о человеке является развитие направлений на стыке наук, которые когда-то считались несовместимыми. Книга Татьяны Григорьевны Визель «Основы нейропсихологии» посвящена базовым понятиям науки, в равной степени относящейся к неврологии и психологии. Основу науки заложил российский ученый с мировой известностью, коллега Льва Семеновича Выготского - Александр Романович Лурия. В русле этих исследований разрабатываются методики, позволяющие связывать работу мозга с заболеваниями, касающимися речи, праксиса (действий) и гнозиса (узнавания). Учеными делаются выводы о том, как нарушения конкретных зон мозга влияют на психическую деятельность человека и его психологию.
Ориентация на практиков
Учебник Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» прежде всего ценен тем, что основан на богатом и разностороннем клиническом опыте автора и адресован специалистам, непосредственно работающим с нарушениями. Однако издание будет интересно не только логопедам, реабилитологам, неврологам, дефектологам и педиатрам, но и всем, кто интересуется проблемами психологии человека, в частности, педагогам и лингвистам.
Структура книги
Композиция книги такова, что читатель может использовать учебник как справочник по отдельным вопросам, так и читать от начала до конца, постепенно погружаясь в проблематику.
Первая часть учебника Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» посвящена нормальной нейропсихологии, вторая часть – нарушениям, а в третьей раскрываются вопросы коррекции и восстановления.
Нормальная нейропсихология
В первой части книги Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» подробно рассматриваются такие важные для всех специалистов-гуманитариев, психологов и медиков понятия, как речь, символическая неречевая деятельность, гнозис и праксис.
Автор рассказывает о видах гнозиса (зрительном, слуховом, тактильном) и их развитии. Дается также и более подробная классификация. Так, зрительный гнозис подразделяется на предметный, цветовой, лицевой (способность распознавать лица и различать их) и симультанный (способность воспринимать, «считывать» изображение, сюжет целиком). Проясняется суть отличия видов гнозиса друг от друга. Например, слуховой гнозис – это восприятие и узнавание именно последовательно поступающих раздражителей.
Праксис рассматривается, прежде всего, как неречевой и речевой (артикуляционный). Самый сложный вид праксиса – артикуляционный. Вслед за А. Р. Лурия автор выделяет афферентный праксис (воспроизведение отдельных, изолированных звуков человеческого языка) и эфферентный (воспроизведение звуков языка в потоке и связи друг с другом). Отличие второй способности от первой радикально: чтобы произносить значимые каскады звуков, необходимо при артикулировании одного звука уже готовиться к произнесению второго (наиболее характерный пример – огубление согласного при подготовке к произнесению последующего губного гласного).
Символическое неречевое мышление (умение воспринимать, узнавать и воспроизводить образы, утратившими или частично утратившими непосредственную связь с реальностью) рассматривается в связи с мышлением и сознанием, памятью, эмоциями, волей и поведением.
По традиции, заложенной А. Р. Лурия, в книге Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» говорится о двух уровнях структуры речи:
1) гностическом (праксическом);
2) смысловом.
Причем второй уровень рассматривается как надстройка над первым, базисным.
В главе, посвященной строению мозга, освещаются современные представления о динамической локализации. Под ней подразумевается, что определенные отделы мозга связаны с определенными психическими функциями, однако одна и та же зона может включаться в различные «ансамбли» областей, и с этой точки зрения, мозг сравнивается с детским калейдоскопом, когда из одних и тех же элементов получаются разные узоры.
Рекомендации педагогам и родителям
Кроме теоретических данных, автор дает рекомендации, имеющие значение для педагогов, воспитателей, родителей и дефектологов. Например, для адекватного развития предметного гнозиса не стоит показывать маленькому ребенку сложные и вычурные вещи и изображения. Сначала малыш должен хорошо освоить простые формы, игрушки и сопоставить их с реалиями окружающего его мира.
Важные рекомендации даются в учебнике Визель «Основы нейропсихологии» и относительно развития символического мышления ребенка: оно будет формироваться с запозданием, если в раннем детстве ребенок лишен сказок и фантастических образов. Таким образом, богатый опыт освоения сказочного пространства имеет прямое отношение к усвоению в будущем чтения, математики, геометрии и других предметов.
Нейропсихология нарушений
Во втором большом разделе книги Визель «Основы нейропсихологии» в соответствии со структурой первого раздела говорится об агнозиях, апраксиях, проблемах символического мышления и патологиях речи, а также об органических и функциональных причинах нарушений высших психических функций.
Под агнозией понимается неспособность узнавать предметы окружающего мира. В зависимости от канала восприятия эти нарушения подразделяются на зрительные, слуховые, оптико-пространственные и тактильные.
Апраксия – это нарушение способности произвольной практической деятельности. Апраксия может быть неречевой и речевой.
О разных видах нарушений символического мышления рассказывается в связи с проблемами:
- мышления и сознания;
- памяти;
- эмоций и поведения.
Несмотря на то что символическое мышление зависит от работы мозга в целом, можно говорить о корреляциях между работой определенных зон мозга и некоторыми видами нарушений. Например, резонерство (проговаривание чужих или банальных изречений), а также неспособность удержать первоначальный замысел действия и невозможность построить связный структурированный рассказ с началом и концом – все это связано с работой передних отделов коры левого и правого полушарий.
Среди патологий речи в книге Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» рассматриваются классические виды нарушений: алалии, в том числе в тяжелой форме, ЗПР, ОНР, дислалия, дислексия и дисграфия, включая их вторичные виды, дизартрию и ее формы, большое внимание уделяется заиканию в связи с его причинами.
Завершается раздел освещением основных нейропсихологических методов диагностики.
Принципы коррекционного обучения
Третий раздел книги Татьяны Визель «Основы нейропсихологии» посвящен практике помощи детям и взрослым, имеющим нарушения, описанные во втором разделе. Преимущественно делается акцент на работе с речевыми нарушениями.
В первой части раздела – о коррекционной работе – автор рассказывает о той работе, которая может быть проведена с детьми, страдающими от таких речевых патологий, как ЗПР, ЗРР, алалия, дислексия и дисграфия, дизартрия и заикание.
Материал этого раздела излагается в ракурсе связи нарушения и поражения отдела мозга. Автор акцентирует внимание на том, что логопед при работе должен решать не частную задачу, а проблему в целом. Так, коррекционное обучение при алалии не должно быть сведено к обучению артикулировать звуки. Оно должно быть направлено на обучение связной речи, формированию словаря, грамматических навыков и в конечном итоге должно подразумевать усиленную работу сохранных каналов речевой деятельности ребенка.
Восстановительное обучение
Вторая часть раздела о помощи больным с нейропсихологическими нарушениями посвящена преимущественно работе со взрослыми больными, по тем или иным причинам утерявшими способность к нормальной речевой деятельности.
Концепция восстановительного обучения опирается на способность головного мозга к компенсации.
В разделе раскрываются принципы работы с больными, страдающими от разных форм афазии (моторной, динамической, сенсорной, акустико-мнестической, семантической), а также описываются методы восстановления неречевых нарушений у больных с афазией (преодоление нарушений гнозиса, апрактогнозии, расстройств конструктивной деятельности и т. д.)
Таким образом, в учебнике Визель «Основы нейропсихологии» описаны не только теоретические сведения о строении головного мозга в связи с высшими психическими функциями человека, но и раскрыты современные методы влияния на формирование и восстановление этих функций.