Русско-шведская война 1788-1790 гг: политические причины, основные события, победы и поражения, потери, итоги и последствия войны для стран-участниц

После того как в 1722 году в Швеции произошел бескровный государственный переворот, полувековая эпоха парламентаризма уступила в ней место монархии. Позднее, в годы правления Екатерины II, она и члены созданного ею правительства открыто выступали на стороне шведской буржуазии, поскольку являлись гарантами некогда существовавшего в этой стране парламентского государственного строя. Такая политика шла вразрез с планами короля Густава III, желавшего иметь всю полноту власти и, кроме того, с помощью военной силы возвратить ранее отошедшие к России территории. Возникший конфликт и послужил причиной русско-шведской войны 1788-1790 гг.

Утопические планы короля Густава

То, как именно шведский король планировал осуществить свои планы, можно понять из хранящихся в Стокгольме архивных материалов. Прежде всего, Густав III предполагал, сосредоточив на территории Финляндии значительный контингент сухопутных сил, оттянуть от Санкт-Петербурга русскую армию и оставить балтийское побережье без надлежащего прикрытия. Далее, взяв в свои руки инициативу на море, нанести российскому флоту сокрушительное поражение и, блокировав Кронштадт, бросить морские и сухопутные силы на захват российской столицы.

Начало военных действий

Воспользовавшись тем, что значительная часть русской армии была задействована в войне с Турцией (1787-1791), 21 июня 1788 года шведский король отдал приказ своим войскам перейти границу и начать бомбардировку крепости Нейшлот, расположенной на территории Восточной Финляндии. Одновременно с этим он предъявил Екатерине II ряд заведомо неприемлемых требований, в ответ на которые государыня повелела выслать из Санкт-Петербурга шведское посольство. Так начиналась русско-шведская война 1788-1790 гг.

Несмотря на значительный численный перевес сил, начало военных действий для короля Густава III было крайне неудачным. Захватить Нейшлот ему не удалось, и вскоре его изрядно побитые части вынуждены были покинуть пределы России. Однако далее шведам удалось одержать победы в сухопутных сражениях, разыгравшихся в районе финских городов Валкиала, Пардакоски и Керникоски.

Соотношение военно-морских сил воюющих держав

Ободренный успехом, король начал развивать военные действия на море. Ему было известно, что российский флот, давно нуждающийся в модернизации, значительно уступает по качеству его военно-морским силам, но превосходит их количеством судов. Кроме того, все наиболее боеспособные корабли находились на русско-турецком театре военных действий, и ввиду этого Балтийская эскадра была крайне ослаблена. Еще до начала шведской агрессии предполагалось перебазировать в Архипелаг и остальную часть флота. К счастью, Густав III об этом не знал, и начал военные действия прежде, чем Кронштадтский рейд опустел.

Соотношение морских сил на тот момент было следующим: у русских 48 линейных кораблей и 26 фрегатов (все ветхие и малопригодные к бою), у шведов 22 первоклассных линейных корабля, 12 фрегатов и 145 гребных судов. Во главе Балтийской эскадры стоял опытный флотоводец, один из героев екатерининской эпохи – адмирал Василий Яковлевич Чичагов.

Гогландское сражение

Первое крупное морское сражение русско-шведской войны 1788-1790 гг. произошло 17 июля в Финском заливе, недалеко от острова Гогланд. С российской стороны в нем участвовали 18 линейных кораблей против 16 шведских, но у неприятеля имелось еще 7 фрегатов. На его же стороне был и общий численный перевес в орудиях.

Согласно плану командования, на пути к месту сражения российская эскадра была разделена на три части, однако по ряду причин арьергард (группа судов, прикрывавших с тыла основную колонну) серьезно отстал, и в бой со шведами вступил с большим опозданием. Несмотря на это, оставшаяся часть кораблей, едва приблизившись к противнику на расстояние пушечного выстрела, открыла огонь. Бой продолжался в течение всего дня, и удача попеременно сопутствовала то одной, то другой стороне.

Убедительная победа

Аналитики считают, что если бы арьергард не отстал в пути, то сражение было бы выиграно русскими еще в начальный период, поскольку его запоздалое появление внесло решающий перелом в ход событий. Несколько поспешно отступавших шведских судов было потоплено, а остальные рассеяны в пределах акватории залива. Адмиральский же корабль «Принц Густав» удалось захватить в качестве боевого трофея. В тот день в плен к российским морякам попал командующий шведской эскадрой вице-адмирал Вахтмейстер и с ним 539 матросов и офицеров. Потери Балтийской эскадры ограничились одним линейным кораблем «Владислав».

За героизм и мужество, проявленные в Гогландском сражении, многие офицеры и матросы были представлены к наградам, а капитаны судов отставшего арьергарда - Баранов, Коковцев и Вальронд - отданы под суд с последующим разжалованием в матросы.

Эландское и Первое Роченсальмское сражение

В дальнейшем все основные события русско-шведской войны 1788-1790 гг. также разворачивались на море. Следующим ярким эпизодом в ее истории стал бой в районе острова Эланд, вспыхнувший 26 июля 1789 года. В нем российский адмирал В. Я. Чичагов, командовавший эскадрой из 25 кораблей, одержал блистательную победу, заставив отступить 37 вражеских судов, часть из которых в ходе преследования была потоплена.

Следом за тем 24 августа того же года разразилось сражение, вошедшее в историю русско-шведской войны 1788-1790 гг., как Первое Роченсальмское (спустя десять месяцев там вновь загрохотали орудия). Согласно сохранившимся сведениям, эскадра из 48 шведских кораблей укрылась на рейде возле современного города Котки. Отделявший их от моря Роченсальмский пролив они перегородили, затопив в нем 3 торговых судна.

Русская эскадра под командованием вице-адмирала Нассау-Зигена атаковала противника, разделившись предварительно на две группы, одна из которых отвлекала на себя его основные силы, а другая расчищала проход в гавань. Через пять часов российским морякам удалось ворваться на рейд. Это был поистине «черный день» для шведского флота. Из 48 судов, укрывавшихся на рейде, было потоплено 39, в том числе адмиральский корабль. Русские же лишились 2 судов, экипажи которых удалось спасти.

Ревельское сражение

После победы, одержанной в Роченсальмском проливе, русские моряки 13 мая 1790 года нанесли поражение шведам в сражении на рейде города Ревеля. Этот эпизод также стал ярким событием русско-шведской войны (1788-1790). Кратко его значение можно определить следующим образом: в результате поражения, понесенного флотом Густава III, окончательно рухнул его план установления господства на море. Не удалось осуществить и запланированный ранее удар по Санкт-Петербургу, поскольку на суше обстоятельства складывались не лучшим образом.

Сражение у Красной горки

Однако, несмотря на то что цели русско-шведской войны 1788-1790 гг., поставленные Густавом III перед его армией, становились все менее достижимыми, боевые действия не затихали, и 3 июня 1790 года ознаменовалось новым морским сражением. На этот раз оно произошло вблизи Кронштадтского берегового форта, носящего название Красная горка.

В тот день 18 российских линейных кораблей атаковали приблизившуюся к Кронштадтской военно-морской базе вражескую эскадру, состоявшую из 34 судов и возглавляемую герцогом Зюдерманландским (будущим королем Швеции Карлом XIII). Между ними завязался бой, продолжавшийся два дня. Несмотря на численный перевес, шведам не удавалось захватить инициативу, и события развивались в неблагоприятном для них русле. К вечеру 4 июня герцогом было получено сообщение о том, что на помощь русским спешит Ревельская эскадра, и он, не желая испытывать судьбу, дал приказ к отступлению. После этого его корабли прекратили огонь и поспешили укрыться в Выборгском заливе.

Выборгское и Второе Роченсальмское сражение

Ровно через месяц после описанных выше событий в акватории Выборгского залива разыгралось еще одно крупное сражение русско-шведской войны 1788-1790 гг., также доказавшее несостоятельность военных амбиций Густава III. Двум российским эскадрам – Кронштадтской, под командованием вице-адмирала Круза, и Ревельской, возглавляемой адмиралом Чичаговым, – удалось блокировать в Выборгском заливе крупные силы противника. В течение нескольких дней продолжалась непрерывная артиллерийская дуэль, и, несмотря на то что шведам в итоге удалось прорвать блокаду, они потеряли 67 кораблей, тогда как российский флот потерь не понес.

Второе Роченсальмское сражение, произошедшее 9 июля 1790 года, завершило русско-шведскую войну (1788-1790). Итоги его, однако, были весьма неутешительны. После непрерывной череды морских побед российская эскадра под командованием адмирала Карла Нассау-Зигена понесла тяжелое поражение. Из 155 российских кораблей почти треть была потоплена. Однако это уже не могло повлиять на общий расклад сил. Россия наглядно продемонстрировала Густаву III всю несостоятельность попыток навязывать ей свою волю силовым путем. После того как смолкли, наконец, орудия, за дело взялись дипломаты.

Итоги русско-шведской войны 1788-1790 гг.

В конце лета 1790 года в финском городе Вереле (ныне Вяряля) встретились представители воевавших держав. 14 августа ими был подписан мирный договор, подводивший черту под двухлетним периодом русско-шведской войны 1788-1790 гг. Кратко о нем можно сказать следующее: это был ряд статей, регламентирующих дальнейшие российско-шведские соглашения. Прежде всего Густав III отказывался от всех выдвинутых ранее территориальных претензий к правительству Екатерины II. Таким образом, государственные границы обеих держав оставались без изменения.

В свою очередь российская сторона брала на себя обязательства отказаться от поддержки политических кругов Швеции, выступавших за возвращение к парламентской форме правления. В этом отношении итог русско-шведской войны 1788-1790 гг. был для короля Густава III весьма благоприятен.

С целью установления между двумя державами мирных и добрососедских отношений, российская сторона согласилась предоставить шведскому королю крупные денежные субсидии, предназначенные для покрытия его личных долгов. Этот пункт договора был по просьбе Густава III засекречен и оглашению не подлежал.

Известие об окончании войны и подписании мирного договора было с радостью встречено как в шведской армии, так и в российской. Между офицерами обеих держав быстро восстановилась прежняя доброжелательность, а солдаты благодарили Бога за то, что в очередной раз избавил их от необходимости умирать.

Комментарии