Формы работы с семьей: определение, виды, классификация, методы, задачи и цели
Воспитание ребенка – это сложный процесс, за который в полной мере несут ответственность родители. Однако когда дети подрастают и отправляют в ясли, детский сад и школу, к процессу их воспитания подключаются и педагоги. Ошибочно в этот момент большая часть родителей думает, что с этого момента можно расслабиться, ведь теперь воспитатели и педагоги должны прививать нормы, ценности и знания их детям. По последним социологическим исследованиям установлено, что самоустранение родителей из воспитательного процесса в большинстве случаев приводит к развитию детской безнадзорности, что приводит к асоциальному поведению детей (начало ранней половой жизни, детский алкоголизм, преступность, наркомания и т. п.).
Задача педагогов на любом уровне, будь то детский сад или школа, донести важность участия и координации деятельности, направленной на обучение и воспитание дошкольников и школьников. Для этого существует такое понятие, как формы и методы социальной работы с семьей, которые позволяют выработать определенную концепцию взаимодействия между образовательным учреждением и родителями. Именно о них и пойдет речь в данной статье, ниже можно будет ознакомиться с типами таким форм и рассмотреть наиболее эффективные методики их внедрения в образовательный процесс.
Что такое формы и методы работы с семьей?
Прежде чем приступить к практической стороне рассмотрения вопроса о построении процесса взаимодействия педагогов и семей, следует дать четкое определение основным понятиям. Итак, формы работы – это определенный набор инструментов педагога, которые он использует для вовлечения родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Формы работы с семьей определяются, исходя из следующих задач:
- осуществление просветительской работы;
- осуществление работы, помогающей своевременно провести анализ складывающейся ситуации;
- осуществление работы, помогающей своевременно скорректировать нужное поведение как родителей, так и ребенка в рамках процесса воспитания.
Если педагог, который выступает в качестве профессионала, преследует цель выполнять в своей деятельности изложенные выше задачи, то ему проще выбрать именно тот метод взаимодействия с семьей, который пойдет на пользу воспитаннику. Формы и методы работы с семьей – это важный момент в деятельности любого преподавателя, поэтому их выбор должен быть аргументирован и хорошо взвешен, так как, если он будет неправильно подобран, могут происходить недопонимания между учреждением и родителями.
Типология форм и способ их выбора
Важно помнить, что выбор формы работы и взаимодействия с семьей всегда должен подразумевать сотрудничество и должен быть направлен на вовлечение родителей в учебный процесс, просвещение их в области воспитания и психологии ребенка и участие их в деятельности школы. Таким образом, все субъекты воспитания должны понимать свою роль и ее важность в этом нелегком процессе.
В целом выделяют два типа взаимодействия, а именно коллективную и индивидуальную форму работы с семьей. Первый тип подразумевает, что педагог создает атмосферу общей ответственности родителей не только за своего ребенка, но и за группу (класс) обучающихся. При этом типе формы работы с семьей целесообразно вовлекать взрослых в обсуждение общих тем, которые не основываются на персонализации детей, а рассматривают их как одно целое.
Индивидуальный тип предусматривает форму взаимодействия с родителями, так сказать, тет-а-тет, в этом случае рассматриваются вопросы, которые касаются конкретного ребенка и той информации, которая связана с ним.
Выбор формы работы педагога с семьей должен базироваться на типологии личности родителей, которые классифицированы следующим образом:
- Первая группа. Родители – помощники учителя. К этой группе относятся семьи, где уважают традиции, имеют активную жизненную позицию и всегда ответственно подходят к поручениям учебного учреждения.
- Вторая группа. Родители – потенциальные помощники учителя. Как правило, это семьи, которые готовы выполнить поручение учебного учреждения, если их об этом попросят в открытую и аргументируют свою просьбу.
- Третья группа. Родители, не оказывающие помощи учителю. Родители этой группы игнорируют учебный процесс и отрицательно относятся к учреждению и педагогам. В этой группе можно выделить семьи, где негативное отношение к учебному учреждению скрыто, и те, где родители заявляют об этом открыто.
Выбирая форму работы с семьей, важно учесть следующее:
- Семьи первой группы – это надежная опора при создании родительского коллектива, они играют большую роль при формировании общего мнения и принятии решений.
- Семьи второй группы – это люди, которые охотно идут на контакт и готовы принять участие в процессе воспитания и учебы только тогда, когда педагог детально объяснит их действия и смысл реализации тех или иных функций.
- Семьи третьей группы – это люди, с которыми трудно вести беседу, а привлечение их должно начинаться с просьб, которые не будут занимать у них много времени и сил, что позволит постепенно приобщить их к общему процессу.
Для того чтобы понять, как все-таки работают методы взаимодействия, следует рассмотреть самые распространенные и эффективные формы социальной работы с семьей. Изучив их, педагог уже самостоятельно может определять для себя наилучший способ коллективизации и внедрения процессов постоянного взаимодействия учебного учреждения и родителей.
Педагогические беседы
Пожалуй, данная форма работы с семьей является самой распространенной и доступной, но одновременно и одной из самых эффективных. Данная форма также может служить как дополнение к другим формам, таким как родительские консультации, собрания и т .п.
Активность педагога способствует и активности родителей. Когда воспитатель или учитель в ходе беседы освещает какой-либо вопрос или проблему и помогает найти правильный путь ее решения, это, как правило, вызывает адекватную обратную реакцию.
В ходе педагогической беседы следует соблюдать несколько правил, а именно:
- Характер беседы должен быть доброжелательным и направлен не на осуждение, а на помощь родителям.
- Место и время педагогической беседы должно способствовать конструктивному общению. Если инициатором беседы являются родители, то педагог может предложить перенести ее на более удобное время и подготовиться должным образом к ней.
- Беседа должна подкрепляться конкретными фактами, однако они должны нести как негативный, так и положительный характер. Когда в ходе беседы необходимо решить проблемную ситуацию, родителям не всегда приятно слышать о том, насколько плох их ребенок, даже если эти сведения аргументированы.
- Педагог должен показать искреннюю заботу о воспитаннике, это поможет расположить родителей и подключить их к обучающему процессу.
- Родители в ходе педагогической беседы должны получить какие-либо новые сведения о своем ребенке, поэтому воспитатель должен подготовить перечень последних наблюдений за воспитанником.
Круглый стол
Характеризуют круглый стол как инновационную форму работы с семьей. Подготовка к круглому столу может занять много времени и усилий, однако это очень нестандартный подход к взаимодействию всех участников процесса обучения – педагога, родителей и учеников.
Организация круглого стола включает в себя следующее:
- Определение темы.
- Подбор и выдача заданий детям.
- Подбор и выдача заданий родителям.
- Подбор игр, тематика которых будет соответствовать цели круглого стола.
К примеру, дети могут получить задание принести фотографии успешных людей, а родители – дать определения терминам, которые связаны с успехом, достижением целей, и подготовить аргументы, почему нужно добиваться успеха. В ходе работы круглого стола дети и родители разбиваются на две команды, а педагог выступает в роли координатора этого процесса. Они имеют различные функции, но общая цель этого мероприятия – организация взаимодействия между всеми участниками обучения.
Совместный досуг
Эта форма работы педагога с семьей находит отклик у родителей чаще всего. Однако случается, что некоторые мамы, папы, бабушки и дедушки игнорируют такие мероприятия и просто на них не приходят. Поэтому при организации совместного досуга следует учитывать типы родителей и находить правильный подход к ним.
Данная форма работы с семьей в ДОУ применяется реже, чем, к примеру, в школах. Во время совместного досуга можно показать родителям, насколько важен активный отдых в жизни коллектива и семьи.
Открытые занятия
Данная форма помогает родителям увидеть своими глазами, как воспитываются их дети, и побывать, так сказать, внутри самого учебного процесса. Педагог за время этого занятия должен вовлечь в общение всех учащихся и тем самым дать возможность родителям со стороны понаблюдать за своим чадом: как дает ответы, насколько хорошо себя ведет и т. д.
После окончания открытого занятия можно обсудить ход его проведения с родителями. Благодаря этому можно понять, какой же является их обратная реакция.
Мастер-классы
Задача мастер-класса – установить партнерские отношения с родителя посредством совместного труда и объединить усилия детей и их семьей. На мастер-классе могут создаваться любые интересные вещи, которые потом могут использоваться в семьях или, к примеру, могут выполнять какую-либо важную социальную миссию. К примеру, можно организовать мастер-класс по пошиву несложных игрушек, которые потом будут отданы в детские дома.
Во время мастер-класса педагог должен выступать в роли сотрудника, а не наставника. Его задача - сплотить родителей и детей на благо воспитательного процесса.
Родительские тренинги
Это нетрадиционная форма работы с семьями для российских учебных учреждений, но она является крайне эффективной, особенно если в группе детей преобладает проявление негативного поведения. Педагог во время тренинга с родителями должен определить тему тренинга, объяснить родителям теоретические аспекты психологии детей, выслушать предложения и мнения на этот счет и дать рекомендации, которые помогут семьям в воспитании.
Индивидуальные консультации
Эта форма взаимодействия с родителями имеет схожесть с родительскими тренингами, однако реализуется она не в группе, а при личном общении с отдельной семьей. Педагог не выносит на всеобщее обозрение проблему. Он в ходе такой консультации должен объяснить, почему ребенок ведет себя так или иначе в определенной ситуации, с точки зрения теории детской психологии и подсказать, как должны вести себя родители, для того чтобы правильным образом скорректировать поведение воспитанника.
Родительский дневник
Данная форма работы с семьями подразумевает, что на первой встрече родителям выдается тетрадь, где они в первой ее половине делают записи после родительских бесед и встреч. Записываются в этих тетрадях выводы, рекомендации педагогу и т. д. Вторая половина предназначена для размышлений родителей о том, кем они хотят видеть в будущем своего ребенка.
Обязательным элементом в родительском дневнике является страница радости, которую оформляет педагог перед родительскими собраниями. Благодаря этому родители смогут узнать, какие внутренние барьеры удается преодолевать ученику в обычной жизни, каких успехов достигать и т. п.
Посещение семей
Эта индивидуальная форма работы с семьями предполагает, что педагог посещает ребенка на дому. Это крайняя форма, прибегать к которой следует только в самых сложных ситуациях.
Однако не всегда педагог может посещать семьи на дому только для того, чтобы обсудить серьезные проблемы. В некоторых ситуациях приход педагога в дом может быть и радостным событием. К примеру, если ребенок заболел, то учитель может навестить его, заодно пообщаться с родителями и своими глазами увидеть, как организовано его место для обучения в доме.
Заключение
Выбор формы работы с семьями – это важный момент в общении с родителями, ведь за счет них обеспечивается плодотворность взаимодействия, от которого в последующем зависит уровень образования и воспитания ребенка. Каждый педагог самостоятельно определяет для себя форму, однако это должно быть аргументировано и находить обратную связь от родителей.