Налоговые доходы местных бюджетов: анализ доходной части
Решение территориальных вопросов развития относится к полномочиям местных органов власти. Уровень этой власти решает текущие проблемы граждан, проживающих на его территории, разбирается в их насущных проблемах. Гражданское общество, как правило, оценивает политические успехи или неудачи государства в целом по итогам работы органов местных властей. Укрепление финансовой базы регионов путем проведения анализа налоговых и неналоговых доходов местного бюджета - важная задача местных органов управления.
Основные формулировки
Составление, согласование, утверждение и использование бюджетов муниципальных образований осуществляют местные органы исполнительной власти.
Доходами местного бюджета признаются финансовые средства, перечисляемые в управление органов местного уровня исходя из действующего законодательства страны.
Процедура формирования местных бюджетов закреплена в Бюджетном кодексе РФ. Налоговые доходы являются фундаментом бюджетов субъектов страны.
Составление и фактическое исполнение местных бюджетов базируются на следующих принципах:
- Обособленности.
- Финансовой поддержки со стороны государства.
- Открытости составления и расходования финансовых ресурсов.
Что не является налоговыми доходами местных бюджетов, а что является, напишем ниже.
Источники средств муниципальных бюджетов
Поступление собственных налоговых доходов местного бюджета включает в себя:
- Местные фискальные сборы.
- Отчисления от налогов и сборов регионального и федерального уровня.
- Государственная пошлина.
Составление налоговых доходов местного бюджета формируется за счет отчислений по нормативам в местные бюджеты. Они закреплены в статьях 61, 611, 612 Бюджетного кодекса России.
Существуют, кроме налоговых, и неналоговые доходы местных бюджетов:
- Перемещения средств, предоставляемые из местных бюджетов субъектов, иные безвозмездные поступления из бюджетов других субъектов.
- Доходы от активов муниципальной собственности, сдающихся в аренду.
- Составная часть финансового результата унитарных предприятий муниципального значения.
- Добровольные денежные перечисления.
- Займы между структурами разных уровней.
Местные сборы, доходы от налогов регионального и федерального уровня, от фискальных сборов, предусмотренных определенными фискальными режимами, а также неналоговые платежи в сумме составляют доходы субъектов страны. Иными словами говоря, их собственные доходы — это налоговые и неналоговые платежи, перечисляемые в бюджеты субъектов нашей страны.
Местные фискальные платежи
Налоги и сборы местного уровня регламентируются исполнительными органами управления местного значения в соответствии с законодательством страны. Доля налоговых доходов в местных бюджетах является основной. В соответствии с пунктом четыре статьи двенадцать НК РФ при введении местного фискального сбора законодательными органами самоуправления на местном уровне прописываются ключевые моменты налогообложения:
- ставки;
- порядок и периоды внесения платежей;
- отчетные формы;
- фискальные льготы.
Иные важные элементы фискального обложения устанавливаются налоговым законодательством. Список местных фискальных платежей в настоящее время следующий:
- Фискальный сбор на доходы граждан.
- Земельный налог.
- Сбор за регистрацию с предпринимателей, занимающихся коммерческой деятельностью.
- Фискальный сбор на рекламу.
Фискальный сбор на недвижимость физических лиц
На всех территориях с местным управлением нашего государства введена уплата фискального сбора на имущество. Он относится к налоговым доходам местных бюджетов. Притом что в каждом субъекте уплата фискального сбора на недвижимость физических лиц вводится отдельным законодательным актом, принимаемым органом представительной власти субъекта.
Перечисляют фискальный сбор граждане, у которых в собственности имеются жилые объекты (дома, дачи, квартиры, комнаты и таунхаусы), гаражи, находящиеся на праве владения у граждан страны. Размеры налога регламентируются органами власти субъекта страны, отвечающими за поступления средств в местные бюджеты от налогов и сборов. Фискальная льгота от налога на имущество предусмотрена:
- Героям России и Советского Союза.
- Участникам ВОВ.
- Инвалидам первой и второй группы.
- Пенсионерам.
Если гражданин, имеющий право на фискальную льготу, владеет одномоментно несколькими объектами, подлежащими фискальному обложению, то льгота действует в отношении одного из них. Налоговый доход местного бюджета на примере сбора на имущество гражданина формируется следующим образом. Например, у гражданина, вышедшего на пенсию, имеются две квартиры и дача, тогда ему полагается фискальная льгота по одной из двух квартир и даче. Другой жилой объект облагается налогом в полном объеме. Фискальную льготу нельзя получить только в отношении:
- коммерческой недвижимости;
- объектов незавершенного строительства.
Для получения льготы за текущий год необходимо до первого ноября текущего года написать в налоговую инспекцию о выбранном объекте льготного налогообложения. Изменить свой выбор гражданин имеет законное право один раз за год.
Налоговые доходы местных бюджетов формируются за счет налога на имущество граждан. Правила начисления и уплаты фискального сбора на имущество граждан закреплены в главе тридцать два НК РФ. Положения главы едины для всех субъектов страны, но при этом региональные власти могут устанавливать особенности в рамках закона. Власти муниципалитетов могут утверждать свои налоговые ставки. Главное, чтобы это значение не выходило за установленные главой тридцать два рамки. Ставки могут быть различными в зависимости от заданных условий. Помимо этого, региональным властям разрешено увеличивать, но не уменьшать указанные в законе размеры фискальных вычетов и вводить, но не сокращать льготы. Эти права позволяют территориям с местным управлением производить небольшое увеличение налоговых доходов в местные бюджеты. Размеры фискальных ставок и вычетов можно уточнить в ИФНС по месту регистрации (проживания). Существует и обратная сторона данного вопроса, налоговые доходы местного бюджета Краснодара в 2016 года, например, не были выполнены во многом из-за имущественных вычетов, положенных гражданам, проживающим в данном субъекте страны.
Граждане, являющиеся собственниками недвижимых объектов, платят налог на имущество. Плательщиками также являются собственники жилых построек, расположенных на садовых участках и огородах. Поступления местных бюджетов создаются за счет сбора на имущество достаточно существенно.
Сумму сбора на имущество граждан рассчитывают сотрудники налоговой инспекции, отвечающие за формирование бюджетов за счет фискальных сборов. Они присылают всем гражданам уведомление с требованием об уплате налога. При этом инспекторы могут предъявить сумму к уплате не более чем за три последних календарных года, предшествующих периоду, когда было отправлено уведомление об уплате фискального сбора. Если же инспекторы включат в уведомление налог за предыдущие сроки, гражданин имеет право не перечислять денежные средства в государственную казну. В жизни очень часто случается так, что информация о приобретенных объектах недвижимости не поступает к сотрудникам инспекций своевременно. Уведомления не направляются гражданам. Фискальный сбор не уплачивается, а налоговые доходы местных бюджетов существенно уменьшаются из-за этого.
Для урегулирования этой проблемы три года назад была введена новая обязанность всех граждан страны. Теперь собственники недвижимости должны сами подавать данные в налоговую об объектах обложения фискальным сбором имущества. Делать это нужно только в том случае, если за весь срок владения недвижимостью сотрудники налоговой так и не вручили вам требование об уплате налога. Кроме сообщения, необходимо подать документы, доказывающее ваше право собственности на недвижимость. Сделать это нужно до конца календарного года, следующего за прошедшим периодом подачи налоговой отчетности. Начиная с прошлого года граждане, не выполнившие предписанную законом обязанность, будут оштрафованы в сумме двадцати процентов от неуплаченной суммы фискального сбора в отношении скрытой от инспекторов недвижимости.
База рассчитывается по каждому объекту в отдельности. В регионах, где введен расчет фискального сбора исходя из стоимости согласно кадастру, налоговая база — это стоимость объекта недвижимости по кадастру по состоянию на первое января. Кадастровую стоимость можно уточнить в многофункциональных центрах страны. Данная информация предоставляется гражданам на бесплатной основе. При расчете суммы фискального сбора кадастровая стоимость сокращается на величину налогового вычета.
Как происходит расчет базы сбора на имущество, являющегося налоговым доходом местного бюджета? Давайте посмотрим расчет. Он продемонстрирует, как формируются налоговые доходы местных бюджетов, на примере. Стоимость недвижимого объекта, согласно кадастру, составляет четыре с половиной миллиона рублей, а стоимость метра недвижимости - девяносто тысяч рублей. Тогда сумма фискального вычета будет равна одному миллиону восьмистам тысячам рублей, а размер базы для налога - два миллиона семьсот. Региональные власти могут без каких-либо ограничений увеличивать фискальные вычеты, регулируя тем самым налоговые источники доходов местного бюджета. Если в результате размер имущественного вычета окажется больше, чем стоимость недвижимости по кадастру, налоговая база станет нулевой.
Земельный налог
Сегодня налог на землю (участки) закреплен фискальным законодательством. Платят фискальный сбор за землю юридические и физические лица, владеющие участками по праву:
- собственности;
- пользования на постоянной (бессрочной) основе;
- владения, доставшегося по наследству.
Объектом фискального обложения признаются участки земли, расположенные в границах муниципальной области, где действует фискальный сбор. Не являются объектом фискального обложения следующие участки:
- находящиеся под объектами культуры народов нашей страны;
- данные для особых нужд обороны, безопасности и таможенных структур нашего государства;
- в закрепленных границах лесного и водного фонда нашей страны.
Освобождаются от фискального обложения:
- предприятия уголовной, исполнительной структуры Министерства юстиции страны;
- организации, занятые общественными автомобильными дорогами на государственном уровне;
- объединения людей по религиозным взглядам;
- организации для инвалидов нашей страны;
- организации народных промыслов нашего государства;
- граждане, отнесенные к коренным жителям определенных территорий государства.
База для фискального обложения определяется как стоимость по кадастру земельных участков в соответствии с законодательством государства. База для фискального обложения сокращается на не подлежащую обложению налогом сумму в размере десяти тысяч рублей на одного плательщика сбора на территории одной территории с местным управлением:
- Героям СССР и России;
- носителям Ордена Славы;
- людям, ограниченным в выполнении профессиональной деятельности по инвалидности;
- инвалидам и ветеранам ВОВ.
Ставки фискальных сборов устанавливаются распорядительными документами исполнительных органов образований муниципалитета и не могут быть выше цифр, указанных в них:
- три десятых процента в отношении участков земли, причисленных к территориям сельскохозяйственного назначения или к участкам в составе зон использования для народного хозяйства в поселениях и используемых для производства сельскохозяйственных культур; занятых жилищными постройками и объектами инженерной инфраструктуры коммунального комплекса; предоставленных для подсобного хозяйства граждан, садоводства, огородничества или животноводства;
- полтора процента в отношении прочих участков земли.
Регистрационный сбор предпринимателей
Плательщиками являются граждане, желающие заниматься частным предпринимательством, не запрещенным законодательными актами нашей страны, без создания юридического лица, за официальную регистрацию их в качестве собственников бизнеса. Эти платежи входят в состав доходов местных бюджетов от налогов и сборов.
Региональными властями субъектов страны устанавливаются:
- максимальный размер ставки фискального сбора;
- список плательщиков, имеющих право на фискальные льготы по сбору.
Налог в доходы местных бюджетов также относится. При этом максимальный размер его ставки не должен быть выше установленного законом МРОТ. Размер сбора для некоторых плательщиков в рамках установленного размера ставки определяет соответствующая администрация субъекта при рассмотрении заявления о регистрации гражданина в качестве предпринимателя. Сумма сбора, которая входит согласно Бюджетному кодексу в налоговые доходы местных бюджетов, зачисляется в соответствующий бюджет по месту, где зарегистрирован предприниматель.
Официальная регистрация гражданина, пожелавшего заниматься коммерческой деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией субъекта по месту постоянной регистрации этого физического лица. Для регистрации будущий предприниматель подает соответствующего образца заявление. Регистрация должна быть сделана не позднее чем в пятнадцатидневный срок с даты подачи документа гражданином. Гражданину выдается свидетельство о регистрации в качестве собственника бизнеса на период, написанный в заявлении, после представления им платежного поручения о перечислении средств в счет сбора. Уплаченный сбор за регистрацию не возвращается. Он относится к налоговым доходам местных бюджетов. Гражданин может быть не зарегистрирован, если он захотел заниматься непредусмотренной законом деятельностью.
Налог на рекламу
Налоговый доход от рекламной деятельности осуществляет весомый вклад среди местных налогов в доходы местных бюджетов. При таких вводных данных выходит, что при ограничении фискального обложения в этой сфере существенная сумма средств проходила бы мимо казны субъектов страны. Данный налог в доходах местных бюджетов составляет значительную долю. Примерно одну десятую часть бюджета. Забывать, что доходы местного бюджета - местные налоги, никак нельзя. Ведь забыть об этом означает сократить выплаты работникам бюджетной сферы, пенсионерам.
Достаточно часто происходят ситуации, в которых компании вынуждены платить налог на рекламу, входящий в состав налоговых доходов местных бюджетов, но не как непосредственно фискальный сбор на раскрутку товаров и услуг, а как иной сбор (например, на прибыль) согласно законодательству нашей страны или вследствие попадания рекламной деятельности компании под законы других стран. Налоговая ставка составляет пять процентов. Это обеспечивает регулярную, постоянную прибыль для местных бюджетов.
Подсчитать налог на рекламу можно несколькими методами. Выбор одного из них зависит от того, кто осуществляет рекламные работы:
- Если рекламную кампанию предприятия берется осуществлять специализированная компания, то фискальный сбор высчитывается из расходов на проведение данной кампании. Перечисляется местный налог в доходы местного бюджета.
- Если затраты по продвижению товара или услуги компания осуществляет самостоятельно, то в таком случае суммируются расходы на материалы, амортизацию техники и инструментов, оплату труда рабочих, участвующих в процессе, а также весь косвенный расход, и в налоговую инспекцию передаются сведения о пяти процентах от потраченных суммарных затрат.
Оплата фискальных налогов за рекламу в доходы местных бюджетов производится по завершении отчетного периода. Стоит помнить, что это должно быть не позднее двадцатого дня календарного месяца, следующего за периодом отчетности.
Документ про рекламный налог, являющийся одной из разновидностей местных налогов в доходы бюджетов, составляется и утверждается каждым субъектом самостоятельно, однако есть два основных федеральных законодательных документа, касающихся его, которым закон субъекта не должен противоречить: Закон РФ "О рекламе" и НК РФ.
Есть ряд организаций, освобожденных от перечисления налогов за рекламу на территории нашей страны. К ним можно отнести организации, осуществляющие политическую агитацию, физические лица, предлагающие населению свои некоммерческие услуги, реабилитационные центры и пункты социальной адаптации, благотворительные организации. Социальная реклама освобождается от местных налогов в доходы местных бюджетов.
Есть четкий список вещей, с которых взимается фискальный сбор во время действия рекламной кампании, равно как и список не облагаемых налогом затрат. В рекламе сбором облагаются:
- покупка услуг, требуемых для производства материалов рекламного характера;
- покупка материалов для производства готовых работ самостоятельно.
Материалы, имеющие рекламное назначение: наклейки на автомобильный транспорт, афиши, информационные щиты и баннеры, бумажные плакаты, другие материалы, сообщающие о товаре или услуге. Средства, потраченные на освещение услуг каким-либо публичным лицом или организацией, облагаются фискальным сбором.
Есть расходы при рекламе, которые сбором не облагаются:
- плата за проведение кампании;
- рекламная вывеска с названием предприятия, его контактными данными;
- средства, потраченные на оповещение возможных клиентов о предстоящей кампании.
Любая кампания, рекламирующая свою деятельность, должна быть осведомлена, какие объекты считаются наружной рекламой, что подлежит, а что не подлежит обложению сбором при продвижении услуги или товаров. Распространение любой информации о своем предприятии, занимающемся коммерческой работой, с целью расширения списка своих клиентов считается наружной рекламой. Перечислим основные моменты, которым должны соответствовать данные, чтобы с компании могла быть истребована уплата сбора:
- Захват аудитории. Все объекты, где невольно задерживается взгляд гражданина, считаются рекламой.
- Создание интереса у целевой аудитории.
- Продвижение компании на рынке.
Если объекты соответствуют хотя бы одному из перечисленных моментов и компания занимается коммерческой работой, значит, она обязана платить рекламный налог для формирования налоговых доходов местного бюджета.
Еще три года назад многое поменялось в налогообложении рекламы. Первое, что произошло, - это то, что перечислять рекламный налог теперь может не только компания-рекламодатель, но и рекламное агентство. Единственное условие - этот момент должен указываться в договоре о партнерстве, в таких случаях компания-рекламодатель переводит вместе с оплатой услуг ту сумму, которая в окончательном итоге должна попасть в налоговую инспекцию. Второе - несвоевременное появление денежных средств на счету наказывается штрафом, а значит, нужно подумать, стоит ли перекладывать уплату налогов на агентство.
Все описанное касается не только налоговых доходов местных бюджетов РФ в части больших городов, к которым относится столица нашей родины и другие города, но и провинций.
Неналоговые доходы
Все, что не является налоговыми доходами местных бюджетов, считается неналоговыми поступлениями. К ним, согласно статье сорок один БК РФ, относятся:
- Денежные поступления за пользование имуществом, находящимся в собственности муниципалитетов, после уплаты налогов и сборов согласно действующему фискальному законодательству.
- Денежные поступления от коммерческих услуг, оказываемых учреждениями бюджетной сферы, находящимися в управлении местных органов управления, после уплаты налогов и сборов, утвержденных действующим фискальным законодательством.
- Средства, полученные вследствие причинения имущественного вреда муниципальным образованиям, и иные финансовые средства вынужденного изъятия.
- Поступления в виде денежной помощи, перечисленной от бюджетов других уровней бюджетной системы государства, за исключением ссуд и займов.
- Другие неналоговые доходы. Подобные финансовые поступления бюджетов местного уровня перечисляются за счет части результата финансовой работы муниципальных унитарных предприятий, остающегося после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Размеры той части прибыли, поступающей в доходы местного бюджета, регламентируются законодательными актами местного самоуправления. Неналоговые доходы местных бюджетов составляются за счет части финансового результата муниципальных унитарных предприятий, остающегося после уплаты налогов. Их размер регламентируется законодательными документами органов местного самоуправления.
Главные типы неналоговых доходов местных бюджетов указаны в статье семь законодательного документа о финансовых догмах местного самоуправления. В соответствии с этой статьей к собственным доходам местных бюджетов причисляют:
- Финансовые поступления от приватизации и реализации любого имущества территорий с местным управлением.
- Не менее десяти процентов доходов от приватизации имущества государства, находящегося на территории муниципалитетов, проводимой в соответствии с программой приватизации государственного уровня.
- Финансовые поступления от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду объектов нежилой недвижимости, земельных участков. В бюджеты муниципальных районов поступают денежные средства от находящихся в собственности государства земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для любых строительных целей.
- Финансовые поступления от проведения денежных лотерей на местном уровне.
- Денежные компенсации, подлежащие перечислению в бюджеты местного уровня. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению взнос за негативное воздействие на среду, окружающую нас, по нормативу сорок процентов.
Переводы и субсидии
В связи с заметно ощутимыми корректировками структуры и статуса налогов, уменьшением их количества, большое значение приобретает в формировании доходов бюджетов всех уровней перераспределение денежных потоков через переводы, субвенции и субсидии.
Межбюджетные перечисления из бюджетов субъектов страны перечисляются местным бюджетам в такой форме:
- финансовая помощь на выравнивание материальных возможностей органов муниципалитетов поселений в решении проблем локального значения территорий;
- финансовая помощь на материальную поддержку муниципальных районов для выравнивания денежной обеспеченности городских округов;
- дотации для долевого денежного стимулирования развивающих программ инвестирования развития инфраструктуры муниципального значения для гражданского общества;
- дотации в целях материального обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных полномочий государственного уровня.
Местным органам власти из бюджета субъекта страны могут предоставляться займы до года в порядке и на специальных условиях, устанавливаемых законами субъектов нашей страны.
Предоставляются также переводы и из местных бюджетов в виде:
- Материальной помощи с уровней муниципальных районов уровням поселений в целях особого по отношению к дотациям из фонда регионального уровня денежной поддержки поселений выравнивания материальных уровней, органов местного самоуправления поселений по исполнению своих функций по вопросам управления местного уровня.
- Финансовых перечислений в бюджет субъекта страны субвенций из бюджетов муниципальных поселений или районов, в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов в виде отчислений по нормативам) превышали порог, узаконенный для субъекта страны.
- Денежные перечисления в бюджет района муниципального уровня субвенций на решение проблем местного значения межсубъектного характера.
Итоги
Для решения проблем формирования налоговых доходов местных бюджетов нужно пересмотреть процесс расчета и перечисления фискальных сборов, требуемых к уплате в связи с использованием особых налоговых режимов, и увеличить результативность сбора их уплаты в государственную казну.