Виндельбанд Вильгельм: краткая биография, дата и место рождения, основатель Баденской школы неокантианства, его философские труды и сочинения

Исторические взгляды Виндельбанда, его понимание процессов, происходящих в обществе, законов развития и, наоборот, регресса являются актуальными и на сегодняшний день, хотя изложены были столетие назад.

К сожалению, в наше время частым явлением бывает «поверхностная энциклопедичность» знаний и их обрывочность. То есть люди что-то узнают и, запоминая отдельные фразы, термины, имена и фамилии, используют их в собственной речи, блистая эрудицией. Это обусловлено обилием информации вокруг и перегруженностью мыслительных процессов. И хотя все на свете знать невозможно, перед тем как апеллировать в разговорах философскими догматами, то есть «взвывать» к ним, использовать в виде аргументов, следует представлять себе их смысл и историю появления.

Что такое философия?

Философия – одна из самых древних наук. Когда и где именно она зародилась – предмет для дискуссий, бесспорно только одно: в античном мире эта наука уже процветала и была в большом почете.

Само слово – греческое. В буквальном переводе оно означает «любовь к мудрости». Философия - это особенный способ познания и осмысления мира, абсолютно всего, происходящего вокруг, видимого и слышимого человеком. То есть предметом изучения в философии является в буквальном смысле все. Более того, это единственная наука, предметом изучения которой могут стать и иные дисциплины, общественные процессы наряду с природными явлениями. То есть философия может изучать построение небесных светил, поведение гельминтов, человеческие мысли, историю или литературу, религию и так далее. Список бесконечен. Например, если человек обернется вокруг себя, то не увидит ничего, что бы не могло стать предметом изучения в философии.

То есть философия – это одновременно и способ познания, и научная дисциплина.

Как воспринимают науку в народе?

В прошлом столетии, в его начале, когда жизнь людей в нашей стране менялась очень быстро, к примеру, появились массовая грамотность, электричество и газ, в народе существовало интересное понимание философии. Суть его сводилась к тому, что на вопрос о том, что такое философия, простые обыватели, рабочие или же крестьяне в довоенном СССР отвечали единодушно: словоблудие. Отношение к молодым людям, студентам, изучающим философию, среди простолюдинов было насмешливо-покровительственным.

Вероятно, подобное восприятие науки возникло не столько из-за ее непонимания, сколько из-за невозможности практического использования. Пытливый и весьма хитрый хозяйственный склад ума большинства обывателей не видит пользы в занятиях философией и в наши дни.

Какие разделы есть в этой науке?

Разделение философии - вопрос, разумеется, риторический. Но все же некоторая ясность есть, наука включает в себя два основных раздела:

  • предметы изучения;
  • типы, способы познания.

К первому относится то, что изучается, а ко второму - то, как именно что-то познается.

Это означает, что различные течения, направления, школы, концепции философии – это то, что составляет ее второй большой раздел.

Какие направления есть в этой науке?

Направлений в философии достаточно много. Их подразделяют по временным периодам, по регионам, по содержанию основных мыслей и по иным принципам. К примеру, при выборе направлений в соответствии с разделением по регионам можно столкнуться с западной и восточной философией, китайской и греческой. Если брать за изначальный, определяющий критерий время, то выделяется средневековая философия, античная, прошлого столетия.

Самым интересным и познавательным является выделение направлений в соответствии с исповедуемыми принципами, основными мыслями и идеями. К такому направлению философии, например, принадлежит марксизм или же утопия, реализм тоже является направлением в философии, так же как и нигилизм, и многие другие. Каждое из направлений имеет собственные школы. Руководителем одной из таких школ и являлся Виндельбанд Вильгельм.

Что такое неокантианство?

Неокантианство – это философское направление, возникшее в Западной Европе на стыке XIX и XX столетий. Его суть понятна из названия:

  • «нео» - новое;
  • «кантианство» - последование теориям известного ученого.

Разумеется, известный ученый-философ в данном случае - это Кант. Направление было чрезвычайно распространенным в Европе. Работавшие в его рамках ученые, в том числе и Виндельбанд, ценности этого мира делили на природу и культуру.

Последователи этого направления позиционировали свое мировоззрение в соответствии с популярным в то время лозунгом – «Назад, к Канту!». Впрочем, ученые не просто повторяли идеи Канта или же развивали их, а отдавали предпочтение эпистемологической составляющей его учения.

Чем занимались неокантианцы?

Виндельбанд Вильгельм, как и другие философы, разделяющие ценности неокантианства, сделали достаточно много. К примеру, их деятельность стала основой, выражаясь образно, подготовленной почвой для появления в начале прошлого столетия такого направления философии, как феноменология.

Это и неудивительно, ведь в первую очередь интересовали таких ученых, как Виндельбанд, история философии и ее непосредственное развитие, перспективы, место этой науки в мире, устремившемся к материальной составляющей в ущерб духовной. Идеи, озвучиваемые неокантианцами, во многом повлияли на социалистов. Они стали базой, основой для формирования концепции этического социализма.

Неокантианцами была выведена, а, точнее, выпестована такая философская наука, как аксиология. Это их главное детище и достижение. Аксиология – это теория ценностей. Она изучает все, что с этим понятием связано – от самой природы ценностей до их развития, значения и места в окружающем мире.

Есть ли разделение в неокантианстве?

Такие ученые, как Виндельбанд, философия для которых была призванием, состоянием души, а не просто профессиональным занятием, не могли придерживаться единых взглядов на предметы изучения. Различие в подходах и приоритетах у ученых, работавших в рамках неокантианства, привели к возникновению двух самостоятельных философских школ:

  • Марбургской;
  • Баденской.

У каждой из них были талантливые последователи во всех уголках мира, в том числе и в России.

В чем было различие?

Различие в деятельности этих философских школ заключалось в понимании приоритетных вопросов, то есть в непосредственном занятии ученых.

Последователи Марбургской школы отдавали предпочтение изучению проблематики в логико-методологической области естественных наук. А вот ученые, примкнувшие к Баденской школе, которая включила в себя Юго-западную и Фрайбургскую, приоритет отдавали наукам гуманитарным и проблематике системы ценностей.

Кто основал Баденскую школу?

Основателей у этой школы двое. Это Виндельбанд Вильгельм и Риккерт Генрих. У этих ученых немало общего не только во взглядах и идеях, подходу к пониманию и осмыслению мира, но и в биографиях и характерах.

Оба родились в Пруссии в семьях со средним достатком. Оба посещали лицей. Оба были идеалистами и испытывали склонность к пацифизму. Оба отличались любопытством и не ленились выезжать в другие города ради интересных лекций. Оба сами преподавали и издавали научные труды.

Исходя из всего этого, можно предположить, что основатели Баденской школы были друзьями или приятелями. Однако это совсем не так. В данном случае образование философской школы стало результатом сотрудничества учителя и ученика, а не пары товарищей. Риккерт изучал философию на кафедре в Страсбурге в 1885 году, а его руководителем был Вильгельм Виндельбанд, герменевтика и историзм в лекциях которого произвели неизгладимое впечатление на будущего сооснователя Баденской школы.

Как жил основатель философской школы?

Родился основатель Баденской школы и один из основоположников идей неокантианства в семье государственного служащего, то есть чиновника. Произошло это в Пруссии, в городке Потсдам, 11 мая 1848 года. Что любопытно, особенно спустя много лет со дня смерти философа, так это гороскоп даты рождения. Помимо таких значений, как созвездия, стихии и восточные символы, рождению людей сопутствуют и числа. Числом даты появления на свет немецкого философа является единица. Символизирует она осознание значимости собственной персоны, славу и могущество, действия и честолюбие, амбиции, лидерство и успешность. Все эти качества были присущи Виндельбанду в течение всего жизненного пути.

Учился он в двух университетах:

  • в Йене, у профессора Куно Фишера;
  • в Гейдельберге, посещая лекционный курс Рудольфа Германа Лотце.

В 1870 году защитил не произведшую в ученых кругах впечатления диссертацию. Она называлась «Учение о случайности». В этом же году ученый отправился в качестве добровольца на фронт. Речь о франко-прусском военном конфликте.

1870 был насыщенным годом для Виндельбанда. Помимо участия в военных действиях и защиты диссертации, он начинает и преподавательскую деятельность на кафедре философии в Лейпциге.

Через шесть лет Виндельбанд становится профессором. Это ничтожно малый срок для достижения такой ступени в научной карьере. Разумеется, ученый не прекращает преподавать:

  • 1876 – Цюрих;
  • 1877-1882 – Фрайбург;
  • 1882-1903 – Страсбург;
  • с 1903 – Гейдельберг.

После 1903 года города философ уже не менял. В 1910 году он становится действительным членом Гейдельбергской академии наук, а в октябре 1915 умирает в возрасте 67 лет.

Какое наследие оставил философ?

Виндельбанд Вильгельм написал немного книг. Главным его наследием стали ученики, среди которых были Генрих Риккерт, Максимилиан Карл Эмиль Вебер, Эрнст Трельч, Альберт Швейцер, Роберт Парк – настоящие звезды философии. Что же касается книг, то их всего четыре, а наиболее известны две.

Первая называется «История древней философии». Свет она увидела в 1888 году, в 1893 была переведена на русский язык и тут же стала невероятно популярна. Благодаря этому труду у Баденской школы философии появилось немало последователей в России.

Вторая называется «История новой философии». Она не получила такого широкого резонанса при жизни автора, как первая, возможно, из-за особенностей того времени. Книга издавалась в двух частях в 1878-1880 гг. В России ее издали в 1902-1905 годах.

Кроме того, при жизни философа были изданы «История и наука о природе» и «О свободе воли». Эта книга увидела свет в 1905 году, но была переиздана с многочисленными исправлениями в 1923 году. Немецкое название четвертой книги - Über Willensfreiheit. Ее содержание затрагивает не совсем свойственные тому направлению философии, которым занимался ученый, вопросы.

Комментарии