Музей Гугун: дата и история создания, интересные факты и исторические события, достопримечательности, нюансы китайской культуры, фото и отзывы туристов
Запретный город - название дворца китайских императоров династии Мин и Цин, правивших Китаем с 15-го до начала 20-го века. В настоящее время только мрамор плит помнит прикосновение твердой поступи императоров и легкое касание изящных стоп наложниц – сейчас это музей Гугун в Китае, и попасть сюда без всякой угрозы жизни и здоровью может любой желающий. Вам представится возможность погрузиться в атмосферу древних философских и религиозных учений и, прикоснувшись к застывшим в камне тайнам, услышать оживший шепот веков.
Всемирное культурное наследие
Запретный город, ныне известный как Дворцовый музей, был императорским дворцом двух китайских династий, Мин и Цин. Расположенный в центре Пекина, он был построен в период между 1406 и 1420 годами и служил 24 китайским императорам вплоть до 1911 года. Сейчас это музей, в котором хранятся художественные и культурные исторические ценности. Роскошный и великолепный Запретный город считается одним из пяти величайших дворцов мира, в число которых входит Версаль (Франция), Букингемский дворец (Великобритания), Белый дом (США) и Кремль (Россия). В 1987 году он был классифицирован ЮНЕСКО как объект Всемирного культурного наследия.
В настоящее время это музей, где собраны миллионы произведений искусства, по которым мы можем проследить историю страны и многовековые традиции ее народа.
Название «Гугун» (Gùgōng) обозначает «Старый Дворец», и именно этот термин чаще всего будет упоминаться жителями Китая - будем использовать это название и мы.
Тайна имени
Изначальное название буквально звучало как Forbidden Purple City – «Запретный пурпурный город», и это не случайный набор слов, ведь каждое из них в названии музея Гугун что-то символизирует.
Пурпурный – относится к названию пурпурной звезды (так называли китайцы Полярную звезду, которая является центром всего и обозначает идеальный порядок). Таким образом, пурпурный цвет находился в центре китайской организации и обеспечивал долговечность императору. Он часто встречается в живописи многих зданий музея Гугун в Китае.
Город – нужно признать, что с населением в 10 000 жителей и площадью 72 гектара он действительно являлся городом в городе.
Запретный – окруженный валами длиной три с половиной километра и высотой 10 м, он служил надежной защитой императорской семьи, и входить в него было запрещено простым смертным.
Где же берут свое начало истоки дворца Гугун - Запретного города в Пекине (Китай)?
Исторические предпосылки основания
До середины 14-го столетия на территории современного Пекина был город Ханбалык, служивший столицей Китая при династии Юань, основанной внуком Чингисхана, павшего в результате освободительного восстания. В итоге город, который был построен лучшими архитекторами Китая и Средней Азии, сровняли с землей. Глава повстанцев, Чжу Юаньчжан, стал первым императором новой династии Мин, а столица была перенесена на юг, в город Нанкин. У императора было 26 сыновей, и трон должен был наследовать старший, в то время как младших назначали руководить провинциями. В Бэйпин (современный Пекин) – так был переименован Ханбалык – назначили правителем четвертого сына императора, Джу Ди. Приехав на место, он обнаружил город в бедственном состоянии, страдающим от голода, эпидемии и вражеских набегов.
Однако юный правитель проявил себя с самой лучшей стороны и своими действиями, приведшими к стабилизации жизни предоставленных ему владений, снискал уважение и поддержку народа. А в это время в действующей столице произошло несчастье - умер первый сын императора, и наследником был назначен его десятилетний сын и внук здравствующего в то время Чжу Юаньчжана – Чжу Юньвэнь. Когда юному наследнику исполнилось 16 лет, основатель династии умер, и он взошел на престол. Джу Ди воспользовался ситуацией и под предлогом опасного положения в столице поднял свои войска, что послужило началом гражданской войны, в ходе которой при пожаре погиб вместе с женой и новорожденным вторым сыном его взошедший на престол племянник.
Решение о строительстве императорского дворца
Джу Ди объявляет себя новым императором, а свое узурпированное право на престол пытается доказать чудовищной волной террора, чем восстанавливает против себя людей, не признающих его законным правителем. Что же он предпринимает для спасения ситуации? Переносит столицу в Бэйпин, где пользуется поддержкой местного населения. И встает вопрос об императорском дворце – вот с этого момента и начинается история Запретного города, ныне музея Гугун в Китае.
Годы строительства дома для императора
Строительство запретного города заняло всего 14 лет, что было относительно немного для такой работы. Оно началось в 1406 году и было завершено в 1420-м. Часть материалов взяли с руин бывших дворцов императоров Юань, но этого было явно недостаточно, так как для столь важного строения требовались самые лучшие и дорогие материалы, которые добывали из разных регионов ценой гибели тысяч людей.
Из диких девственных лесов западных провинций доставляли самую ценную породу древесины, мрамор добывали на местных каменоломнях на юго-западе от Пекина, но вот объемные монолиты камней приходилось доставлять из разных мест. Хорошо известен камень с барельефом с драконами, находящийся перед залом Высшей Гармонии дворца, который поражает воображение туристов своими размерами.
Существует масса таинственных историй и легенд о его появлении в стенах настоящего музея Гугун, но благодаря сохранившимся документальным источникам мы можем узнать реальную картину. Этот исполин весом 250 тонн транспортировался от каменоломен Фаншань, находящихся на расстоянии 70 км от дворца, в зимнее время по замерзшей дороге, которую с помощью воды из колодцев превращали в сплошной каток, и на это ушло 28 дней. Представьте количество людей, задействованных в этом процессе… В строительстве города использовали бесценный «золотой» кирпич из лучшей в Китае глины, производимой в Сучжоу. В итоге Запретный город стал архитектурным шедевром того времени.
Особенности архитектурных строений
В императорском дворце Гугун они имеют форму квадратных одноэтажных конструкций и поражают не столько высотой, сколько шириной и собранным внешним видом. Основные здания расположены на северной и южной оси с парадной аллеей, которая когда-то пересекала весь город и соединяла ворота. Другие здания организованы группами по два по обе стороны от оси или вдоль параллельных осей. Большие дворы, используемые для церемоний и приемов, расположены на юге в общественной части города, а жилые дворцы - на севере.
Это расположение зданий отражает китайское представление фэншуй, защищающее человека и его дом от ветра и воды. Согласно этому учению, здания должны быть защищены на севере и открыты для света и тепла на юге. В имперском городе эти условия соблюдены: как на севере и западе город защищен от ветра, исходящего из пустыни Гоби, в то время как он открыт равнине на юге и востоке. Город защищен на Севере искусственным холмом, называемом «Угольная гора», так как являлся местом хранения топлива, необходимого для отопления дворца. Пьедесталы шириной до 8 метров обеспечивают хорошую изоляцию от влаги деревянным строениям, а вырастающие из них мощные колонны поддерживают массивные крыши, покрытые лакированной глиняной плиткой. Двухуровневые крыши дворца кажутся очень легкими и элегантными, несмотря на их высоту в два этажа и впечатляющие размеры.
Город в городе
Музей Гугун, расположенный в самом центре Пекина, впечатляет своими масштабами. На площади 72 га расположилось огромное количество изящных строений разного назначения, водоемов, садов, мостов, названия которых словно сходят со страниц восточных сказок.
Здесь насчитывается около 800 зданий и 9999 комнат (на самом деле их меньше, но цифра 9 многое означает для китайцев). "А почему же не 10 000?", – спросите вы. Да потому что 10 000 комнат, по преданию, насчитывает дворец Небесного императора, и не годится сыну Неба, как называли себя императоры Китая, затмевать Небесного правителя.
Прогулка по музею
Вооружившись знаниями, давайте устроим себе прогулку по территории императорского дворца Гугун и осмотрим главные здания, войдя через центральную дверь Полуденных ворот (терем на постаменте 10 метров высотой, являющийся самым высоким сооружением Запретного города), воспользовавшись привилегией, которая раньше была главным образом доступна лишь императорам. Следующие ворота - Тайхэмэнь - встретят нас каменными изваяниями львов, защищающими вход и свидетельствующими о могуществе хозяина, и проведут нас в тронный зал Высшей гармонии, главное сооружение музея и самое высокое деревянное строение Китая.
Львы передают нас во власть драконов, изображения которых преобладают в оформлении зала и являются символом власти императора. Они как нельзя кстати в этом месте, где раньше проходили коронации и дни рождения императоров, а также пышные дворцовые приемы.
Встретим мы здесь скульптуры черепахи и аиста - символов долголетия и благоденствия. Для подготовки к приемам и отдыха после церемоний император использовал следующий павильон с символичным названием - зал Сохранения гармонии. Именно здесь расположен огромный камень, о котором мы рассказывали вам ранее. А теперь, раз нам представилась такая возможность, давайте заглянем в жилую часть Запретного города через ворота Небесной чистоты - здесь находятся два дворца: Земного спокойствия и Небесной чистоты. Первый служил покоями императрицы, а второй - личными покоями императора. Из жилого комплекса мы можем попасть в живописный императорский сад, наполненный райской атмосферой, способствующей отдыху и медитации.
Заключительный этап экскурсии
Ворота Военной доблести выведут нас в город, а ведь так не хочется покидать это чудесное место, которое сулит нам погружение во множество легенд и преданий. Но об этом мы узнаем в следующий раз. А впрочем, вы можете продолжить экскурсию самостоятельно с просмотром этого видео.
Фото запретного города Гугун, которыми делятся путешественники на своих страничках и на тематических форумах, дарят массу положительных эмоций и вызывают желание окунуться в очарование этой волнующей сказки. Согласно отзывам туристов, посещавших бывший императорский дворец, территория комплекса поражает своими масштабами и количеством построек, позволяющих ощутить все величие прошлого и почувствовать душу Китая, традиции и нравы. Многие отмечают с сожалением, что нельзя попасть внутрь дворцов. Среди рекомендаций чаще встречаются советы запланировать для посещения целый день, чтобы иметь возможность детального ознакомления, и начать свое увлекательное путешествие с самого утра, когда еще не так много посетителей. Так как может создаться впечатление, что все здания одинаковы, лучше присоединиться к группе с экскурсоводом.