Характеристика Ляпкина-Тяпкина по цитатам "Ревизора"

В злободневных цитатах «Ревизора» каждый сможет найти для себя хорошо знакомые грани личности, которые талант Николая Васильевича Гоголя превратил в настоящий шедевр мировой литературы. В статье мы рассмотрим это на примере одного из героев комедии, уездного судьи Ляпкина-Тяпкина.

Тернистый путь «Ревизора»

Многие произведения Николая Васильевича, в том числе и «Мертвые души» и «Ревизор», при жизни самого Гоголя встретили противоречивые отзывы современников. Злободневность и колкость его сочинений определили их тернистую дорогу на пути к публике. Цитаты «Ревизора» быстро разошлись по обеим столицам и особо полюбились провинциальным жителям губерний.

Гоголя обвиняли в недостатке смирения и гордыне, сам же он в некоторой степени видел себя пророком, чувствуя таинственную силу своего слога и желая пустить свой талант на пользу общества.

«А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!..»

Образ уездного судьи сделался фигурой нарицательной. Он известен нам по хорошо знакомой фразе: "А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!" Цитаты из «Ревизора» воистину обогатили русскую речь, наполнив ее теми несравненными мыслями и ярчайшими характерами прошедшей эпохи, которые мы с легкостью можем отыскать с вами и теперь. Такие судьи были частым явлением и в крупных городах, но особо они тиранили сельскую округу. Там их бесчинство не встречало преград.

Город N, в котором разворачиваются события комедии, представляет собой собирательный образ провинциальных городков, где власть была в руках таких держиморд, как Антон Антонович и иже с ним. Сатрап сидел на сатрапе, а простой народ стонал под гнетом кучки самодуров, не имея защитников, потому как небесный суд далек, а суд земной был не на стороне правды. Ляпкин-Тяпкин – собирательный образ, рисующий нам портрет провинциального чиновника.

Портрет Ляпкина-Тяпкина

"...Аммос Федорович Ляпкин‑Тяпкин, судья... коллежский асессор..." - представляется нам герой. Но что пишет сам Гоголь о нем?

Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

© Н.В.Гоголь

В этой характеристике автор представляет вниманию читателя весьма комичный образ. За напыщенной осанкой, "хрипом и сапом" по сути нет ничего, внушающего мысль. Это одна из тех бутафорных личностей, что так любезны перу Гоголя. В них угадываются живые люди и живые характеры. Где-то они, конечно, гротескные, но от этого не менее реалистичные.

«Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон...». Характеристика героя

Страстный охотник, выжига и нечистый на руку плут. Однако Аммос Федорович уверенно заявляет:

Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Взятка борзыми щенками в его понимании не есть то же самое, что взятка денежная. Это еще один яркий штрих, очень метко и тонко показывающий нам характер человека. Куда больше Ляпкина-Тяпкина заботят псы и охота, свои же прямые обязанности он, очевидно, представляет туманно.

Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда.

Приземленный ум и бесхитростность мышления сквозят в Ляпкине-Тяпкине отовсюду, хотя облик судьи, его манера неторопливой речи, «вольнодумство» придают важность этой фигуре. Данный алогизм внешности и натуры придает остроты и выразительности образу. Фамилия Ляпкин-Тяпкин показывает истинное положение дел в суде, что все делается через пень-колоду, тяп-ляп.

Но и в житейском смысле Ляпкин-Тяпкин не отличался видным благочестием. По городу ходили упорные слухи, будто он частенько наведывается к жене помещика Добчинского.

...как только этот Добчинский куда‑нибудь выйдет из дому, то он [Ляпкин-Тяпкин] там уж и сидит у жены его... И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья...

Немного из истории

Суд в России и тогда переживал не лучшие времена. Особенно данная проблема касалась провинции, и цитаты из комедии «Ревизор» метким выстрелом отразили это на бумаге. Спустя два столетия они идут на ум, когда и в наши дни приходится видеть подобных Ляпкиных-Тяпкиных.

Человек получал должность судьи, избираясь дворянским собранием сроком на три года.

"С восемьсот шестнадцатого был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени".

На бумаге судья и заседатели решали незначительные уголовные и гражданские дела. На деле же, как мы видим из цитат из «Ревизора», Гоголь показал всю несостоятельность судейской системы в провинции. Ляпкин-Тяпкин превратил суд в настоящий постоялый двор. При разговоре с ним городничий замечает:

У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками... Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? Только, знаете, в таком месте неприлично... дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник..."

Когда соседние помещики затевали тяжбу, Ляпкин-Тяпкин не гнушался этим пользоваться.

...и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого.

А травля причиняла серьезный ущерб сельскому хозяйству, так как страдали посевы. В подтексте же этого эпизода мы читаем полное самовластие чиновников, которые, как цепные псы, травят народ, подобно зайцам.

Будучи на короткой ноге с городничим, Ляпкин-Тяпкин с гордостью заявляет о своих регалиях:

За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства.

Стоит ли говорить, что награда нашла не своего героя.

«Ревизор» за границей

Всеми любимые цитаты «Ревизора» пополнили богатый арсенал русской речи, но и за рубежом бессмертное творение Гоголя хорошо было известно еще и тогда, и любимо остается до сих пор. Около десяти лет Николай Васильевич провел за границей, разъезжая по странам Европы. Именно этот значимый период подарил нам оконченный вариант «Мертвых душ» и «Шинели». Первые зарубежные постановки «Ревизора» были сыграны еще в середине девятнадцатого века в Париже, Праге, позже в Берлине, Дрездене, Лондоне, и список этот можно продолжать.

Ляпкины-Тяпкины наших дней

Итак, мы изучили портрет судьи по характеристике с цитатами. «Ревизор», конечно, комедия, но плакать хочется от такой комедии, когда понимаешь, что все это не фарс, а саркастические примеры бездарной власти на местах, взяточничества и казнокрадства. Эти злостные посевы всегда в достатке взрастают на благодатной почве неустроенности и отсутствия контроля. Когда в стране вовремя не проводятся профилактические меры в виде реформ, тогда проблемные места гнойными нарывами проявляются на теле общества, требуя уже хирургического вмешательства. Эту картину обрисовал Гоголь, и эту же картину мы можем наблюдать и в наши дни. Говорящие имена и фамилии, бессмертные цитаты произведений Николая Васильевича подарили нам живые образы, встретить которые может каждый на своем пути.

Комментарии