Дворцы Петра 1: расположение, описание дворцов, истории постройки, фото
Дворцы Петра 1 представляют огромный интерес для исследователей и любителей истории. У первого российского императора было несколько резиденций, в которых он регулярно останавливался, работал, проводил приемы, принимал важных гостей. Об этих дворцах мы и расскажем в этой статье.
Зимний дворец
Среди дворцов Петра 1 выделяется Зимний дворец. Именно здесь располагалась личная резиденция императора. Ее возвели на набережной Невы, неподалеку от Зимней канавки.
Все началось с того, что в 1712 году в районе современной Миллионной улицы и набережной Невы были построены Свадебные палаты Петра 1. Они располагались в середине квартала Верхней набережной.
Зимний дворец Петра в в Санкт-Петербурге вскоре значительно расширился. Через четыре года стали достраивать его северную часть. Это здание Петр задумывал как свою личную резиденцию. Поэтому она полностью соответствовала его вкусам и образу жизни. Проект был готов к 1716 году, над ним трудился архитектор Георг Маттарнови. Пока строился этот дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге, семья оставалась жить в так называемых Свадебных палатах.
Расположение здания
Положение дворца Петра 1 среди стандартной рядовой застройки кажется случайным только на первый взгляд. В действительности это место среди домиков простых обывателей выбрал сам император. Дело в том, что именно из этой точки открывались самые удачные панорамы на Неву, Стрелку Васильевского острова, можно было рассмотреть берега Большой Невы.
Первый этап строительства этого дворца Петра 1 начался в 1716 году. Утверждал проект сам император. В результате первоначально приступили к возведению западной части здания, которое располагалось непосредственно вдоль Зимней канавки, которая в то время еще только проектировалась.
Проект здания
Основной фасад Зимнего дворца выходил на Неву. При этом он мало походил на парадную репрезентативность дворцов многих петербургских вельмож, был совсем не так шикарен. Больше он напоминал солидное и основательное жилище зажиточного бюргера, что было вполне в духе императора.
Центральный ризалит имел четыре окна, на первом этаже он был рустован, а на втором украшен всевозможными пилястрами дорического ордера. На фронтоне в форме треугольника были две аллегорические фигуры, которые поддерживали картуш для императорского герба, увенчанный короной. На боковых частях фасада здания располагались широкие лопатки между окнами, которые были украшены филенками и гирляндами.
Крыша этого дворца Петра 1 в Петербурге была выполнена в голландском стиле, но с переломом. Размер комнат был сравнительно небольшим, не более 18 квадратных метров. Только в так называемом лицевом корпусе, который выходил на Неву, имелся Большой зал площадью 75 квадратных метров. Был также еще угловой зал, который был обращен к Зимней канавке, его площадь составляла 41 квадратный метр. Исследователи всегда обращают внимание на коридор в форме буквы Г, который отделял царские комнаты от остальных помещений.
Ход строительства
Дворец Петра 1, фото которого есть в этой статье, начали строить столяры и вольные каменщики. Именно им на подряд отдали возведение здания. Было отдано распоряжение, чтобы уже к 23 мая 1716 года установка окон была завершена.
До наших дней сохранилось упоминание о том, что был заключен договор с каменщиком по имени Сергей Агапитов, из которого следует, что возведение фундамента велось очень тщательно, стены для заглубления цокольного этажа возводились до самой зимы.
Уже весной 1717 года был заключен договор с другими каменщиками - Василием Обросимовым и Петром Козлом, которые продолжили класть стену корпуса, обращенного к Неве. Известно, что каменщик Василий Ростворов начал параллельно строительство так называемых малых палат, которые были обращены к каналу.
Корректировки проекта
В 1718 году Петр возвращается из очередной поездки по Европе и вносит существенные корректировки в проект дворца. Он приказывает сделать "восемь камор верхнего жилья". Приходится начинать значительную перестройку. Но все же в этом же году удается начать внутреннюю отделку, а также класть штукатурку снаружи здания.
Работая по эскизам Маттарнови, рабочим удалось провести блестящую отделку, используя на стенах Большого зала красный мрамор, а также гипсовые рельефы, двери из дуба. Всего во дворце было четыре дубовые лестницы. Окончательно дворец был готов к февралю 1720 года. 27 декабря в нем была проведена первая ассамблея.
Новые зимние палаты
Маттарнови скончался от внезапной болезни в ноябре 1719 года. При этом строительство и отделка дворца продолжались и после его официального открытия. Работы продолжил архитектор Николай Гербель, который к весне 1721 года завершил заливку фундамента для Новых зимних палат.
Восточная и центральные части дворца возводились вплоть до 1722 года. К этому времени были практически завершены лицевые корпуса парадных залов, выходящих на Неву. Фасад получился протяженным и весьма торжественным, в него органично вписалась западная часть Зимнего дворца, которая была построена раньше и к этому времени представляла собой единое целое. Чтобы добиться единства, этот откровенно "бюргерский" фасад был выполнен в виде восточного ризалита.
Добиться эффекта царской резиденции архитектору удалось, сосредоточив в центральной части знаменитый эффект трехпролетной триумфальной арки, известной еще со времен римских цезарей. Определенную роль в этом играли мощные колонны коринфского ордера, которые были установлена на максимально высоком пьедестале и примыкали к парным пилястрам, образуя единый барочный портик, устремленный ввысь.
Завершение работ
С завершением строительства Зимнего дворца в России официально завершается эпоха скромных царских жилищ, она окончательно уходит в прошлое. Этот дворец становится самым роскошным и торжественным в Петербурге. Удивительно, что при этом ему удается остаться органично связанным с окружающей застройкой, в которую он максимально органично вписывается. В этом ему не мешают даже масштабность, большой размер окон, высокие карнизы. Все это свидетельствует о закладке основ для петербургской архитектурной школы, которые затем соблюдались на протяжении столетий, сохраняя особенную петербургскую архитектурную атмосферу.
Строительство новой части дворца завершается к концу 1723 года. 24 ноября в новом Кавалерском зале проводят громадный и шикарный пир, который завершается масштабным и зрелищным фейерверком, устроенным прямо на льду Невы.
Девятого декабря в Большом дворцовом зале сотни гостей присутствуют на торжественной церемонии обручения герцога Голштинского со старшей дочерью императора, Анной.
Летний дворец
Летним дворцом Петра 1 называют резиденцию императора, которая располагалась в Летнем саду Санкт-Петербурга. В настоящее время она используется в качестве одного из филиалов Русского музея.
Строительство Летнего дворца Петра 1 велось в стиле барокко по проекту итальянского инженера и архитектора Доменико Трезини. Работы производились с 1710 по 1714 года. До настоящего момента это одно из старейших зданий в городе, сохранившихся до наших дней. Дворец имеет два этажа, при этом он весьма скромен, в нем всего 14 комнат и две кухни.
Для чего императору Летний дворец?
Летний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге изначально предназначался для использования исключительно в теплое время года. Жили в нем только с мая по сентябрь. В связи с этим проектом не было предусмотрено его использование зимой, стены дворца были слишком тонкими для этого, а в окнах повсюду стояли одинарные рамы. Отделку помещений выполняли известные художники того времени: Заварзин, Захаров и Матвеев. Император остался доволен их работой.
Фасад Летнего дворца украшен 29 барельефами. На каждом из них в аллегорической форме изображаются события Северной войны, которая в то время была в самом разграре, продолжалась она до 1721 года. Эти барельефы выполнил немецкий архитектор и известный скульптор Андреас Шлютер.
Как использовался дворец?
Считается, что это был любимый дворец Петра 1. Император впервые в него официально въехал в 1712 году, когда тот был еще частично отделан. С тех пор он в нем жил каждое лето (вплоть до своей смерти в 1725 году).
Традиционно Петр занимал первый этаж, а помещения второго этажа всегда предназначались императрице Екатерине. После смерти главы государства дворец использовали в качестве летней резиденции для придворных и сановников вплоть до середины XIX столетия. Там в разные времена жили Горчаков, Милорадович, Лобанов-Ростовский, Вронченко, Канкрин.
Интересно, что сановники жили и зимой, в это время года им предоставлялся второй этаж. Когда у власти был император Александр I, летом и весной в эту царскую резиденцию стали пускать публику, которая могла любоваться царским убранством. В 1840 году была проведена тщательная ревизия, все ценности были описаны, некоторые были отданы в руки реставраторов.
Летний дворец в XX веке
Уже после прихода к власти большевиков здание Летнего дворца стали использовать в качестве музея. В 1934 году здесь официально открыли историко-бытовой музей.
В годы Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Из окон были вырваны рамы, на фасаде и с потолков в комнатах осыпалась штукатурка, крышу повредили осколки многочисленных снарядов.
Сразу после победы над фашистами власти взялись за реставрацию. Работы начались уже в 1946 году. Через год музей снова открыли для посещения. В 1950-60-х состоялась масштабная реставрация, целью которой было восстановление изначального облика этого дворца. Были заменены полы, восстановили лепку, полностью поменяли систему отопления, установив более современную, привели в первоначальный вид рисунки на плафонах, вернули обивку стен тканью.
Дворец в Стрельне
Знаменитый Путевой дворец Петра 1 появился в годы строительства Кронштадта. В то время императора регулярно приезжал из Петербурга в Стрельну, чтобы следить за тем, как ведутся работы.
Для комфорта государя и построили придорожный дом неподалеку от Финского залива. Проект его был типовым, таких придорожных домов хватало по всей стране. Особенностью Дворца Петра 1 в Стрельне было то, что он предназначался для отдыха самого императора, поэтому его и было решено именовать "дворец".
При этом внешне это очень скромное строение из дерева, которое сохранилось до наших дней практически в первозданном виде.
Строительство Путевого дворца
Возводить дворец начали в 1710 году. На склоне холма специально разбили сад с фонтанами, а рядом построили Преображенскую церковь. В ней и состоялось венчание Петра с его супругой, которая после смерти правителя стала первой в истории России женщиной-главой государства - императрицей Екатериной I.
В годы Великой Отечественной войны эти места значительно пострадали, церковь была полностью разрушена.
Интересно, что Путевой дворец очень органично вписался в окружающий его ландшафт. Северный фасад обращен к заливу, при этом со стороны он выглядит очень солидно. Вся хитрость в высоте холма, на который приходится смотреть непосредственно снизу.
В центральную часть фасада органично вписалось крыльцо с четырьмя ступенями и уютный мезонин. Особенным украшением стали высокие окна на первом этаже, которые обрамлены резными наличниками. Уже после смерти Петра 1 в 1750 году дом был полностью разобран архитектором Растрелли, а затем восстановлен в первозданном виде. В 1834 году его отремонтировали еще раз, работы проводил архитектор Мейер.
Во время Великой Отечественной войны здание было практически полностью разрушено, восстановили его в 50-х годах ХХ века. Сейчас дворец находится под патронатом музея-заповедника "Петергоф". Его отреставрировали, восстановили даже фонтаны, которые при реконструкции проектировал Растрелли.
Сейчас в здании работает музей, среди экспонатов которого много вещей петровской эпохи. Например, слепок руки императора и его портрет, написанный при жизни правителя.
Рядом с Путевым дворцом разбит уникальный фруктовый сад, в нем во времена Петра 1 в теплицах выращивали инжир, абрикосы, персики, цветы и травы. Прямо на царский стол из этого сада подавали виноград, груши, арбузы, даны, вишню. Из Европы Петр специально для сада привез редис, артишоки и турецкие огурцы. Он очень любил бывать в этом дворце, проводил в нем много времени.