Оперная реформа Вагнера: принципы, результаты, примеры

Рихард Вагнер - одна из величайших фигур в истории развития музыкального искусства. Его монументальные идеи существенно дополнили мир культуры новыми концепциями. Он прославился как гениальный композитор, талантливый дирижер, поэт, драматург, публицист и знаток театрального жанра. Благодаря его титаническим усилиям, масштабному размаху творческой мысли и неимоверной воле, ему удалось не просто создать ряд величайших произведений, но и в значительной мере преобразовать мир искусства.

Обзор оперного творчества композитора

Творческое наследие немецкого гения поистине огромно. Композитор писал симфонические произведения, ансамбли для струнного квартета, духовых инструментов, скрипки с фортепиано, вокальные сочинения с сопровождение оркестра, а также без аккомпанемента, хоры, марши. Однако самым значительным пластом его творческого достояния считаются оперы.

Оперы:

  1. "Свадьба" (фрагменты).
  2. "Феи" - по сказке "Женщина-змея" Гоцци.
  3. "Запрет любви, или Послушница из Палермо" - по комедии Шекспира "Мера за меру".
  4. "Риенци, последний из трибунов" - по одноименному роману Э. Булвер-Литтона.
  5. "Летучий голландец" по новелле Г. Гейне "Мемуары господина фон Шнабелевопского" и по сказке Хауфа "Корабль призраков".
  6. "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" - по сюжетам средневековых легенд.
  7. "Лоэнгрин" - по сюжетам средневековых саг.
  8. Цикл "Кольцо нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов") - либретто на основе скандинавского эпоса "Эдда" и средне-верхненемецкого эпоса "Песнь о нибелунгах".
  9. "Тристан и Изольда" - по кельтской саге Готфрида Страсбургского.
  10. "Нюрнбергские мейстерзингеры" - по нюрнбергской хронике 16 века, использованы либретто опер "Ганс Сакс" и "Оружейник" Лорцинга.
  11. "Парсифаль" - опера-мистерия по средне-верхненемецкой эпической поэме Вольфрама фон Эшенбаха.

Суть оперной реформы композитора-новатора

Процесс воплощения оригинальных концепций осуществлялся последовательно, а эволюция искусства в творчестве Вагнера проходила постепенно. Преобразовывая привычное направление, композитор стремится создать универсальный жанр, сочетая драматическую постановку, вокальную составляющую и поэтическое содержание. Одной из идей вагнеровской реформы было достижение единства музыки и драмы.

Кроме того, основным замыслом Вагнера стало достижение непрерывного течения музыкального действия. Композиторы, создававшие оперы ранее, объединяли в одном произведении множество отдельных номеров: арий, дуэтов, танцев. По мнению Вагнера, в операх, написанных по такому принципу, отсутствовала цельность и непрерывность. Музыкальное полотно в его произведениях представляет собой непрерывное звучание, которое не прерывается отдельными вставками в виде арий, речитативов или реплик. Музыка непрестанно обновляется, не возвращаясь к уже пройденному. Дуэты композитор преобразовывает в диалоги, в которых не используется одновременное пение двух вокалистов.

Симфонизм Вагнера

Одной из основных идей композитора было глубокое и всестороннее раскрытие музыкального и драматического замысла произведения. Поэтому он применял различные методы художественной выразительности, расширяя существующие в те времена возможности. Принципы оперной реформы Вагнера отразились на характере оркестра.

Симфонический оркестр Рихарда Вагнера представляет собой одно из высочайших достижений музыки XIX века. Этого композитора поистине можно назвать прирожденным симфонистом. Он в значительной степени расширил возможности и тембровое разнообразие оркестра. По численности музыкантов оркестр Вагнера превосходит состав обычного в то время оркестра. Увеличилась группа медных инструментов и струнных инструментов. В некоторых операх появляется 4 тубы, басовая труба, контрабасовый тромбон, а также шесть арф. В таких монументальных произведениях, таких как цикл "Кольцо нибелунга", звучит восемь валторн.

Также Вагнер сделал огромный вклад в программный симфонизм. Его оркестр сравнивают с хором в период античности, который передавал глубокий таинственный смысл, комментируя происходящее на сцене.

Гармонические особенности

Радикальное переосмысление оперного жанра коснулось и гармонического наполнения. Вагнер также придает аккордовому содержанию огромное значение. Он берет за основу классическую гармонию, которую ввели представители венской школы и раннего романтизма, и расширяет ее возможности, дополняя хроматическими оттенками и ладовыми альтерациями. Эти нюансы существенно обогащают музыкальную палитру. К тому же он старается избегать прямого разрешения диссонирующих созвучий в консонансы, добавляет модуляционное развитие, которое придает напряженность, энергичность и стремительное движение к кульминационной точке.

В произведениях Вагнера появляется характерная лейтгармония, а именно тристан-аккорд f-h-dis1-gis1. Он звучит в опере "Тристан и Изольда", а также в теме судьбы в тетралогии "Кольо Нибелунга". В дальнейшем этот аккорд появляется и в творчестве других композиторов позднеромантического периода.

Лейтмотивная техника

Еще одна яркая характерная черта оперной реформы Вагнера - использование лейтмотива в драматических произведениях. Благодаря этому приему программные пьесы обретают новое проявление.

Лейтмотив - это музыкальный рисунок, иллюстрирующий определенного персонажа, явление, преобладающее настроение или драматическую сцену. Эта тема обрисовывает характер героя или события. Лейтмотив может повторяться в процессе звучания произведения, напоминая о том или ином персонаже.

Сам композитор не использовал термин "лейтмотив". Это название ввел немецкий музыковед Фридрих Вильгельм Йенс, исследуя оперы Вебера. В дальнейшем прием лейтмотива отобразился и в литературе. По аналогии с музыкой, при помощи этого художественного метода иллюстрируется некий персонаж или событие, повторно появляясь в ходе дальнейшего повествования.

Непрерывность музыки

Одной из основных идей композитора-новатора стало слияние лейтмотивных элементов в единое непрерывное музыкальное полотно. Создается впечатление непрекращающегося мелодического развития. Это достигается за счет отсутствия опоры на главных ступенях тональности, незавершенности каждого элемента, постепенного усиления эмоционального накала и плавного перехода от одной темы к другой.

Эта же идея оперной реформы Вагнера затронула и драматическую сторону. Стараясь максимально приблизить происходящее на сцене к подлинности событий реальной жизни, композитор придерживается сквозного развития, объединяя акты одного произведения.

Поэзия и музыка

Оперная реформа Вагнера коснулась и текстового наполнения вокальных драматических произведений. Одним из главных вопросов, волновавших композитора, было сочетание слов и музыкального сопровождения оперы. Этот жанр объединяет два направления: выстроенную по законам драматургии пьесу и произведение, подчиняющееся собственным принципам развития музыкальной формы.

Композиторы-предшественники рассматривали текст оперы как вспомогательное средство. Музыка всегда считалась преобладающим элементом оперы. В начале своего творческого пути Вагнер тоже считал, что текст оперы мешает музыкальному наполнению произведения. В своей статье "О сущности немецкой музыки" композитор утверждал:

Здесь, в сфере инструментальной музыки, композитор, свободный от всякого чуждого и сковывающего влияния, способен более всего приблизиться к идеалу искусства; здесь, где он поневоле обращается к средствам лишь своего искусства, он вынужден оставаться в его пределах.

Несмотря на то что Вагнер отдавал предпочтение главным образом инструментальной музыке, пределы, продиктованные законами этих жанров, значительно ограничивали масштабный размах его творческих устремлений. Композитор считал музыку высшим проявлением, но понимал необходимость создания нового направления, объединяющего достоинства всех видов искусства. На протяжении всей жизни Вагнер придерживался принципов художественной универсальности.

Подобно своему предшественнику, Кристофу Виллибальду Глюку, Вагнер уделял особое внимание либретто оперы. Он приступал к сочинению музыки лишь тогда, когда текстовое содержание было отшлифовано и доведено до безупречности.

Актуализация мифа

В своем оперном творчестве Вагнер практически никогда не использовал сюжеты повседневности и обыденности. Лучшим источником литературной подоплеки драматических произведений композитор считал мифы и легенды. Именно в них содержатся вечные идеи и общечеловеческие ценности. Более того, Вагнер совмещал несколько легенд в одной опере, создавая новое масштабное эпическое творение.

Философский труд "Опера и драма"

Помимо создания музыкальных произведений, Вагнер является автором 16 томов публицистических и литературных сочинений. Он внес существенный вклад не только в развитие оперного направления, но и философии, а также теории искусства.

Одной из самых значительных философско-эстетических работ Вагнера стала книга "Опера и драма". Основная идея книги сводится к следующему: основная ошибка оперы заключается в том, что музыка, которая должна быть вспомогательным средством, превратилась в цель. А драма отошла на второй план. По мере своего исторического развития оперный жанр превратился в сочетание разрозненных фрагментов: дуэтов, терцетов, арий и танцев. Вместо воплощения грандиозного замысла она превратилась в средство для развлечения скучающей аудитории.

Композитор пишет о том, что поэтический текст оперы не может стать совершенной драмой без должного музыкального оформления. Но не всякий сюжет сочетается с мелодией. Лучшей основой для поэтического наполнения драматических произведений он считает миф и народную фантазию. Именно такие истории, гармонично сочетающиеся с музыкой, оказывают самое сильное впечатление на слушателей. По мнению Вагнера, миф скрывает в себе вечные идеалы, лишенные всего случайного и преходящего.

Итоги замысла композитора

Результаты оперной реформы Вагнера существенно изменили мир музыки. Его идеи в дальнейшем плотно укоренились в творчестве последователей. Подытожив, можно назвать главные характерные черты преобразования этого направления:

  • преобладание речитатива;
  • развития симфонизма;
  • лейтмотив;
  • непрерывное течение музыки и отказ от отдельных завершенных номеров;
  • выражение философских концепций мистического символизма.

В процессе развития творчества задумки композитора осуществлялись последовательно. От одного произведения к другому постепенно реализовывались идеи оперной реформы Вагнера. На примере оперы "Лоэнгрин" отчетливо видно воплощение главных принципов, таких как непрерывное музыкальное развитие, переплетение лейтмотивов, единство драматического выражения, основы программного симфонизма.

Влияние Вагнера на дальнейшее развитие музыкального искусства

Влияние оперной реформы Вагнера в дальнейшем нашло свое отражение в творчестве других композиторов. Его принципы появляются в произведениях Клода Дебюсси, Рихарда Штрауса, Арнольда Шенберга, Николая Римского-Корсакова. Что касается Чайковского, Верди и Рахманинова, отражение вагнеровских принципов в их произведениях остается спорным, так как эти представители романтизма стремились отстраниться от них. Тем не менее в некоторых моментах чувствуются параллели с идеями оперной реформы.

Комментарии
скажите пожалуйста,в каких именно операх были претворены прицнипы оперной реформы вагнера?
Реформы осуществлялись последовательно, от оперы к опере. Можно выделить несколько ключевых произведений: "Летучий голландец", "Тангейзер", Лоэнгрин". Сам композитор считал, что новым оперным формам соответствуют все оперы, написанные после "Тангейзера".