Ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

Ансамбль Дворцовой площади в северной столице считается визитной карточкой города. Это комплекс архитектурных шедевров, объединенных территорией в 8 гектаров. Каждый турист, приезжая в Санкт-Петербург, обязательно отправляется посмотреть великолепный Зимний дворец, пройти через Триумфальную арку Главного штаба, осмотреть Штаб Гвардейского корпуса и сфотографироваться на фоне Александровской колонны.

История ансамбля Дворцовой площади начинается с 1721 года, когда император Петр I приказал заложить ее в планы реконструкции города. Оформление площади стало возможным после окончательного, уже пятого по счету, варианта перестройки Зимнего дворца. С 1754 по 1762 год велось строительство под руководством знаменитого Бартоломео Растрелли. Этот архитектор руководил многими проектами для императорской семьи: красивейший дворец в Петергофе, Екатерининский в Царском селе, Андреевский собор в Киеве, и в самом городе - Смольный монастырь. Растрелли выполнял работы для Елизаветы Петровны, дочери Петра I, но после ее смерти был уволен и уехал из России. Однако творения великого мастера восхищают благодарных потомков и сейчас.

История площади

Весь ансамбль Дворцовой площади сформировался в нынешнем виде в начале XIX века. Название любимого места прогулок туристов менялось несколько раз. Сначала площадь за Зимним дворцом представляла собой поросший травой луг, именовавшийся Адмиралтейский. Там часто устраивали народные гулянья, пышные празднества. Это название место носило вплоть до 1772 года, хотя в некоторых исторических документах уже в 1766 году площадь именуют Дворцовой, в честь находившегося на ее северной стороне Зимнего дворца.

После штурма во время революции 1917 года площадь была переименована в честь главного организатора захвата здания - Моисея Соломоновича Урицкого, убитого при входе в Здание Главного Штаба. С 1918 года по 1944 год площадь Урицкого была местом проведения парадов, митингов и массовых мероприятий.

По приказу советской власти в городе возвращают исторические названия двадцати объектам, в число которых входит и любимая жителями города площадь. Уже с 1944 года она опять стала Дворцовой.

Зимний дворец

Одним из самых ярких элементов ансамбля Дворцовой площади - Зимний дворец. Это длинное трехэтажное здание с красивой трехчастной сквозной аркой, спроектированной Растрелли, зеленого цвета с белоснежными колоннами. Общая площадь - 60 000 м2. Внутри здание имеет 1 500 комнат, которые сейчас занимает Эрмитаж.

За время своего существования дворец подвергался значительным внутренним перестройкам, в 1837 году пожар, продолжавшийся три дня, уничтожил большую часть здания, в 1880 году во дворце был произведен взрыв революционером Халтуриным, желавшим убить императора. Сильно пострадала постройка и во время Великой Отечественной войны. Восстановление первоначального облика здания проходило долгие годы.

Главный штаб

Шедевром архитектурного гения Карла Ивановича Росси можно считать еще одно здание ансамбля Дворцовой площади в Санкт-Петербурге – это Главный штаб с красивейшей Триумфальной аркой. Состоит он из двух корпусов, расположенных под углом друг к другу. Соединяет их по центру арка, выходящая на Большую морскую улицу.

Общая длина здания - 580 метров. Раньше в помещении находилось три Министерства: финансов, военное и иностранных дел. Сейчас часть помещений отведена под экспозицию музея Эрмитаж, но одно крыло все-таки осталось в ведомстве Западного военного округа. Восточная часть здания выходит на набережную реки Мойка. Большой металлический купол со вставленными стеклами расположен над библиотекой для лучшего освещения комнаты.

Триумфальная арка

Главный акцент в ансамбле Дворцовой площади Росси сделан на Триумфальной арке, которая находится в центре здания. Состоит она из трех частей, следующих друг за другом на некотором расстоянии. Туристы, которые заходят в свод со стороны Большой морской улицы, сначала не осознают все величие места, которое по размеру больше Красной площади в Москве, но с каждым шагом в тень арки перед ними открывается вся красота дворца, колонн и окружающих зданий.

Украшена арка коричневыми барельефами. Особо впечатляет верхняя часть постройки с роскошной колесницей, которой правят два воина, одетые в римские доспехи с копьями в руках. Погоняют они шестерку лошадей, везущих богиню Славы с большими крыльями на спине. В одной руке она держит лавровый венок, а в другой - штандарт.

Александровская колонна

Архитектурный ансамбль Дворцовой площади был бы не полным без расположенной в центре высокой колонны. Если постройку арки посвятили победе в Отечественной войне 1812 года, то в обелиске Николай I увековечил память о своем брате Александре I, который победил Наполеона.

Идею установить по центру какой-то памятник предложил архитектор ансамбля Дворцовой площади - Росси, но посвятить еще один монумент царю Петру он не хотел. Император Николай I объявил конкурс на лучший проект в честь своего брата. Архитектор Огюст Монферран понимал, что обелиск должен выделяться в центре площади, поэтому он не может быть маленького размера. Представил он проект обелиска в виде гранитного постамента с барельефами. Но Николаю I он не понравился. Император пожелал видеть высокую колонну. Тогда архитектор представил второй вариант памятника, который в итоге и был установлен в 1834 году.

Штаб Гвардейского корпуса

Между Зимним дворцом и красивым Зданием Главного штаба было построено небольшое неказистое помещение для прохождения строевой подготовки солдат, которое портило все впечатление от площади. Его решено было снести и закончить архитектурный ансамбль еще одним красивым зданием. Штаб Гвардейского корпуса спроектировал брат известного художника Карла Брюллова. Александр Павлович Брюллов руководил постройкой с 1837 по 1843 год. В этот период случился пожар в Зимнем дворце, так что одновременно архитектор занимался и восстановлением здания после огня.

На площадь выходит главный зал корпуса с ровной стеной, украшенной барельефами и колоннами. На праздники сейчас эту часть стены украшают панно, посвященным данному мероприятию. Вход в здание находится в переулке.

Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади

В Москве, на территории Кремля, есть еще одна красивейшая площадь, которая приковывает взгляды всех туристов. История строительства храмового комплекса берет начало еще в XIV веке, однако нынешнюю внешность площадь приобрела лишь в конце XV века. Перестройкой занимались итальянские архитекторы: Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Бон Фрязин и т. д.

Сейчас можно полюбоваться колокольней Ивана Великого, состоящей из трех частей. Это сам столп колокольни и находящие рядом Успенская звонница и Филаретова пристройка.

В XV веке на площади появился спроектированный Аристотелем Фиораванти Успенский собор. Понадобилось четыре года, чтобы выстроить храм.

С южной стороны площади красуется Архангельский собор, который построен по проекту миланского архитектора Алевиза Фрязина в начале XVI века. Благовещенский собор имеет выход в здание дворца, так как был построен для нужд великокняжеской семьи.

Еще одним архитектурным объектом площади является Грановитая палата, в которой раньше проходили собрания бояр, а сегодня - приемы президента страны. Заложена она была в 1487 году Марком Руффо. Следующая постройка - Патриаршие палаты, которые соединены с пятиглавым Собором двенадцати апостолов. Там находилась трапезная и личные покои правителей.

Заканчивая описание Соборной площади нельзя не упомянуть про еще один небольшой объект архитектуры - храм Ризоположения, выстроенный псковскими зодчими в конце XV века.

Комментарии