Онтология в философии: наука о сущем
Немного из истории термина
Термин «онтология» был введен философом из Германии Рудольфом Гоклениусом. В процессе развития вкладываемые в него понятия неоднократно изменялись. В средневековые времена, пытаясь составить учение о бытии, его рассматривали как философское доказательство истин в религии. С наступлением Нового времени онтология в философии стала представлять собой часть метафизики, изучающей сверхчувственную структуру всего существующего.
Сегодня онтология -- это раздел философии о бытии, сверхчувственном мире и мире в целом.
Таким образом, термины «метафизика» и «онтология» близкие между собой по значению. Некоторое время они употреблялись как синонимы. Со временем термин «метафизика» вышел из употребления, а его место по праву заняла онтология.
Объект изучения в онтологии
Есть два основных аспекта -- бытие и небытие, -- изучением которых занимается онтология в философии. Для философского осмысления всего существующего в мире категория бытия выступает в качестве исходной. Онтологическое исследование мира предусматривает использование целой системы философских категорий, основными из которых являются понятия бытия и небытия.
Бытие представляет собой всеохватывающую реальность, то, что существует, есть на самом деле. Понятие «бытие» включает в себя мир, который существует реально. Он составляет основу всех явлений и вещей, гарантирует их наличие. Небытие -- это отсутствие, ирреальность всего, представляющего собой конкретное, сущее. Таким образом, онтология -- это раздел философии о сущем, бытии.
Зарождение и развитие онтологии
Какие же этапы становления прошла онтология в философии? Философия в качестве науки и вопрос о бытии возникают одновременно. Впервые его изучением занялся философ античности Парменид. Для него бытие и мысль являлись тождественными понятиями. Также он утверждал, что бытие не появилось откуда-то и уничтожить его также невозможно, оно недвижимо и никогда не закончится во времени. Небытие, по его мнению, не существует.
Демокрит придерживался точки зрения, что все сущее составляют атомы, таким образом признавая бытие и небытие.
Платоном было противопоставлено мир духовных идей и сущностей -- то, что представляет истинное бытие, миру чувственных вещей, которым свойственно изменяться. Он признавал и бытие, и небытие.
Аристотель представлял материю как «бытие в возможности».
В учениях, которые возникли в средние века, под бытием понимали самого Бога. С наступлением Нового времени онтология в философии трактовала бытие как разум, сознание человека. Единственным, несомненным и подлинным бытием являлись личность, ее сознание и потребности, ее жизнь. Оно состоит из таких основных форм: духовное и материальное бытие человека, бытие вещей, бытие общества (социальное). Такое единство помогает представить общую основу всего существующего.
Философско-правовая онтология
В чем состоит суть права в целом, невозможно понять без уяснения, что представляет собой философско-правовая онтология.
Реалиям повседневной жизни противопоставлена система нормативно-оценивающего мира, которой подчиняется человек. Она диктует каждой личности различные правила и требования -- политические, моральные, правовые. Эта система также вносит определенные нормы в жизненный мир каждого (например, с какого возраста можно посещать школу, принимать участие в выборных процессах, вступать в брак, привлекаться к административной и уголовной ответственности), предписывает определенные нормы поведения.
Таким образом, философско-правовая онтология -- это способ организации и трактовка некоторых сторон социальной жизни и в то же время бытия человека. Бытие права и собственно бытие имеют существенные различия, ведь правовым бытием предусмотрено выполнение определенных обязанностей. Человек должен подчиняться законам, принятым в обществе. Поэтому философско-правовая онтология – это раздел науки, имеющий свою специфику. Бытие права он рассматривает как «бытие-обязанность». Право представляет собой сферу должного, а именно того, что «зримо» как бы не существует, но реальность которого имеет большое значение в жизни каждого представителя общества.
Под правовой реальностью подразумевается еще и система, которая существует в рамках бытия человека. Она состоит из элементов, которым свойственно выполнение определенных функций. По сути, это надстройка, которая включает в себя правовые учреждения, отношения и сознание.