Компания и кампания: разный смысл - разные слова
К сожалению, путаница с "кампанией" и "компанией" встречается не так уж редко. Даже новостные заголовки в интернете содержат такие опечатки. Не стоит приводить их примеры - чтобы не врезались в память.
Досадная оплошность не подстерегает того, кто точно знает смысл слова, которое ему предстоит использовать. Слова "кампания" и "компания" - часть ежедневного лексикона.
В чем разница?
Различие между кампанией и компанией только на первый взгляд кажется размытым, поскольку при использовании обоих слов речь идет о людях.
Секрет отличия у этих понятий нехитрый. Компания - это всегда некое сообщество людей. Кампания - это действие, военное или мирное, но именно деятельность ради определенной цели. Между компанией и кампанией разница очень велика.
В русском языке эти понятия отличаются, как во всех других языках. Но на слух они совпадают в устной речи, поскольку никто не произносит "О" как [о], а только как [а]. Получились слова одинаковые по звучанию - омофоны.
В английском языке дело обстоит значительно проще. Компания - это company. Кампания - campaign. Произносятся они тоже по-разному.
Происхождение этих слов в латинском языке отличается принципиально. "Кампания" имеет истоки в слове campus (поле). "Компания" - в слове panis (хлеб), к которому добавлена приставка com. В первом случае - поля сражений или сельскохозяйственных работ. Во втором - группа людей, которая ест вместе.
Компании, состоящие из людей
В настоящее время компания людей, собравшихся вместе, может дружно есть свой хлеб, пиццу, пить чай или обедать. Компания может просто гулять по парку или собраться у костра в лесу, может музицировать и петь. Главное - чтобы компания была подходящей. Как сказал О'Генри:
Попасть в дурную компанию человек может в двух случаях жизни — когда он без гроша и когда он богат.
У костра, за праздничным столом обязательно соберется добрая компания - друзей, приятелей, знакомых. Давно известно, что хорошее застолье - это не просто вкусная еда, а интересные собеседники. Для компании самая важная цель - хорошо провести время вместе.
Компании, производящие товары и услуги
Но как быть с промышленными компаниями? Торговыми, производственными? Они - тоже "компании". В сущности, это большие коллективы людей, вместе работающих, а иногда и вместе отдыхающих, едящих, отмечающих важные события.
И все-таки слово "компания" приобретает еще одно значение, указывая на фирму, бизнес, предприятие, дело, организацию.
Эти компании хотят быть востребованными, исключительными, успешными. Лоуренсу "Ларри" Пейджу, разработчику поисковой системы Google, приписывают такие слова:
Если бы мы делали все из-за денег, то уже давно бы продали компанию и отдыхали на пляже.
И еще:
Google не является обычной компанией и не намерена становиться таковой.
Легко запомнить, что в большой и маленькой производственной компании хорошо удается сработаться только компании единомышленников.
Кампании - политические, избирательные, военные
Кампания - это всегда деятельность, действие, какая-то акция. Вот, например, в компьютерных играх "Наполеоновские войны" проходят разные кампании - в Италии, на Ближнем Востоке, Европейская кампания.
Кстати, сам великий полководец Наполеон Бонапарт утверждал:
Можно выиграть бой, но проиграть сражение.
Можно выиграть сражение, но проиграть кампанию.
Можно выиграть кампанию, но проиграть войну.
Бывают и другие итоги кампаний. Адмирал Нельсон выиграл и сражение, и всю морскую кампанию, Британия стала хозяйкой на море. Не потеряв в Трафальгарской битве ни одного корабля, Нельсон погиб сам.
Предвыборная агитация, речи, шоу, деятельность по выдвижению кандидатов - это тоже кампания. Три года назад, в июне 2015 газеты писали, что лозунгом своей кампании Дональд Трамп избрал слоган «Вернем Америке былое величие!»
Любая активная и целенаправленная политическая деятельность - это тоже кампания. Борьба за мир, за права женщин, за экологическую безопасность являются общественно-политическими кампаниями, встречающими большую поддержку в социуме. У всех на слуху рекламные кампании по внедрению товаров и услуг.
Вообще, каких только не было кампаний в истории человечества: против воробьев в Китае, против космополитов в СССР, против семейного насилия в Европе. Американская кампания против войны во Вьетнаме называлась "Поход на Пентагон".
Конечно, люди могут объединяться в компании и группы, чтобы участвовать в общественных и политических кампаниях. Но в чем именно между компанией и кампанией разница - надо знать каждому.