Новгородская икона Божией Матери - описание, история и молитва

Согласно древней летописи, новгородская икона Божией Матери «Знамение», хранящаяся ныне в Софийском соборе, впервые была прославлена в XII веке, и случилось это во дни тяжкого испытания, обрушившегося на город. С тех пор этот образ является символом покровительства небесных сил.

Братоубийственный поход

В историю отечества XII век вошел как период жестокого противоборства между удельными князьями, проливавшими реки крови в своем стремлении к власти. Одним из его мрачных эпизодов стала попытка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского подчинить себе Великий Новгород. Не надеясь лишь на свои силы, он заключил союз с другими князьями: рязанским, муромским и смоленским, а во главе объединенного войска поставил собственного сына Мстислава. Зимой 1170 года эта огромная рать двинулась к берегам Волхова, оставляя позади себя бесчисленные трупы и пепелища деревень. В конце февраля воины Мстислава подступили к Новгороду и начали готовиться к штурму.

Воля Пресвятой Богородицы

Видя, что осаждавших великое множество, а их собственных сил явно не хватает, жители города, уповая лишь на небесное заступничество, непрестанно молились, взывая ко Господу и Его Пречистой матери. Многие новгородские иконы к тому времени уже прославились явленными через них чудесами, и это вселяло надежду в осажденных.

И случилось так, что в одну из ночей архиепископ Новгородский Иоанн (прославленный позже в лике святых), стоя на молитве, услышал голос Пресвятой Богородицы, повелевшей ему ради спасения города идти в церковь Спаса, что на Ильинской улице, и, забрав оттуда Ее образ, вознести его на городскую стену.

Чудеса, явленные иконой

Нимало не мешкая, почтенный архипастырь направил в указанную церковь своих слуг, но те, возвратившись, сообщили, что не только не смогли принести спасительный образ, но даже сдвинуть его с места им не удалось. Тогда святитель Иоанн собрал народ и во главе крестного хода лично отправился на Ильинскую улицу. Легенда гласит, что лишь после всеобщей коленопреклоненной молитвы новгородскую икону «Знамение» (именно она оказалась тем чудотворным образом, на который указала Богородица) удалось принять на руки и, торжественно пронеся по улицам осажденного города, вознести на стену.

Не ведая, что творят, воины Мстислава осыпали дивный образ тучей стрел, одна из которых вонзилась в изображение Богородицы. И тогда присутствующие сподобились узреть чудо: Царица Небесная обернула Свой пречистый лик к городу, и из ее очей потекли кровавые слезы. В этот момент ужас охватил осаждавших. Лишенные рассудка, они выхватили мечи и стали беспорядочно рубить друг друга. Многие из них полегли тогда под стенами города, а уцелевшие в панике бежали.

Прославление чудотворного образа

В тот день новгородская икона Божьей Матери «Знамение» оградила новгородцев от неминуемой беды и тем всенародно прославилась. Вскоре была учреждена дата ее ежегодного чествования. Ею стало 25 февраля ─ день счастливого избавления Новгорода от врагов. Почти два века простоял чудотворный образ «Знамение» на Ильинской улице в церкви Спаса, основанной еще в XI веке архиепископом Никитой Новгородским. Икону, выносили только во дни торжеств, а затем возвращали на место. Но со временем новгородцы выстроили для своей спасительницы новую каменную церковь, а прежнюю снесли из-за ветхости. Сегодня на ее месте можно увидеть каменный храм, основанный в 1374 году.

Небесная покровительница Новгорода

История новгородской иконы «Знамение» хранит в себе память о многих явленных через нее чудесах. Так, в 1566 году она спасла город от охватившего его небывалого пожара. В те времена огненные бедствия часто случались на Руси, но на этот раз огонь разбушевался столь неистово, что грозил уничтожить все городские постройки. Лишь благодаря крестному ходу, во главе которого шел митрополит Макарий, неся в руках чудотворный образ, удалось остановить стихию.

Другим ярким эпизодом истории является чудо, явленное через икону в 1611 году, во дни, когда Новгород был захвачен шведами. Желая ограбить церковь «Знамение» ─ ту самую, что была специально построена для чудотворного образа, ─ захватчики попытались вломиться в нее во время богослужения, но на глазах у всех присутствовавших были выброшены наружу неведомой силой. Их повторная попытка завершилась тем же. Вскоре после этого шведы покинули город, полные страха перед его небесной покровительницей. Таких примеров можно привести много.

Судьба иконы в XX веке

В 1934 году собор, где находилась новгородская икона «Знамение», был закрыт, и ее передали в краеведческий музей, в котором она оставалась вплоть до перестроечных времен. Лишь в период Великой Отечественной войны, спасая ценную реликвию от фашистов, новгородцы эвакуировали ее вглубь страны. В 1991 году, когда политика правительства по отношению к Церкви претерпела коренные изменения, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» был возвращен Новгородской епархии и с тех пор находится в Софийском кафедральном соборе.

Иконография образа

По своим художественным особенностям образ Божьей Матери «Знамение» относится к иконам новгородской школы. На доске размером 59 х 52,7 см представлено поясное изображение Богородицы, поднявшей руки в молитвенном жесте. У нее на груди, на фоне овальной сферы, помещен Предвечный Младенец Иисус, правой рукой благословляющий зрителей, а в левой держащий свиток ─ символ учения и мудрости. Кроме этих двух центральных фигур, в композицию иконы включены также размещенные по краям изображения святого Иакова Перского, великомученика Георгия и двух отшельников ─ преподобных Петра Афонского и Макария Египетского.

Данный иконографический тип, носящий название «Оранта», принадлежит к числу наиболее древних образов Богородицы и, как полагают исследователи, восходит к изображению, находившемуся когда-то во Влахернском храме Константинополя. Он получил распространение не только в православном мире, но в церквях западного направления христианства. Ярким тому примером может служить изображение Пречистой Девы Марии с молитвенно распростертыми руками и благословляющим Младенцем, помещенное в римской усыпальницы святой Агнии.

На православной Руси образы Богородицы данного иконографического типа появились одними из первых. Наиболее ранние из них, относящиеся к рубежу XI и XII вв., уже носили название «Знамение», хотя и не во всем соответствовали иконе, хранящейся в Софийском соборе Новгорода. Главное отличие состояло в том, что Божья Матерь на них была изображена в полный рост, опирающаяся стопами на коврик-орлец, являющийся характерным элементом православного архиерейского богослужения. Что же касается молитвенно воздетых рук и расположения Предвечного Младенца, то они были такими же, как и на рассматриваемой нами иконе. Выше приводится молитва, возносимая перед этим всечестным образом.

Особенности образа, хранящегося в Софийском соборе

Новгородская икона Божьей Матери «Знамение» является двусторонней. На ее обороте помещено изображение святых Иоакима и Анны ─ земных родителей Девы Марии, стоящих в молитвенных позах перед Иисусом Христом. Еще одной характерной особенностью иконы является наличие древка, служащего для ее изнесения из храма во дни крестных ходов.

Согласно данным, которыми располагают искусствоведы, в XVI веке лицевая сторона иконы подновлялась. Есть основания полагать, что эта работа была выполнена лично архиепископом Макарием, занявшим впоследствии кафедру митрополита Московского. Детальное изучение живописного слоя показало, что оригинальными остались лишь отдельные фрагменты облачения Богородицы, а также часть медальона, в который помещена фигура Младенца Иисуса. Оборотная же сторона, не тронутая кистью архиерея, дошла до нас в своем первозданном виде.

Комментарии