Международное право: понятие, принципы
В данном материале будет рассмотрена тема международного права и основных принципов, по которым оно регулируется. В юридической сфере эти положения определяются как обязательные в мировом сообществе. Их отражение можно найти в большинстве интернациональных договоров и уставов. Эти нормы имеют универсальный и императивный характер.
Общее определение
Какими словами можно обозначить понятие международного права? Это определенная юридическая категория, которая определяется межгосударственными взаимоотношениями. Данные нормы могут быть как между странами, так и внутри государства, если они как-то связаны с иностранными участниками.
Трактовать данное понятие можно как некий результат или исход общественного взаимодействия. Российские и международные права менялись и трансформировались с развитием института государства.
Нормативные документы
Источниками международного права можно назвать три основных документа:
- Устав Организации Объединенных Наций, а именно преамбула и статьи 1-2. Во второй статье данного международного договора можно найти семь основных положений. Например, принципы суверенного равенства всех участников. Также в договоре регламентировано, что все стороны организации должны добросовестно выполнять свои обязательства.
- Декларация о принципах международного права. Какие параметры закреплены здесь? В этом документе излагается более подробное толкование положений, установленных в Уставе ООН. Их задачей является установление дружественных отношений между странами и развитие их сотрудничества.
- Хельсинская декларация принципов. Данное соглашение было заключено между 35 государствами - 2 североамериканскими и 33 европейскими странами.
В третьем документе определено уже не семь, как в Уставе ООН, а десять принципов. Тем не менее эти правила отрасли мирового сотрудничества нельзя назвать исчерпывающими и полными. Например, можно дополнить данные положения вопросами о проблемах экологической безопасности. Данный принцип на сегодня не считается унифицированным.
Во втором документе - Декларации, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 году, подчеркивается, что все нормы и положения взаимосвязаны. Также здесь говорится, что каждый принцип должен рассматриваться в контексте остальных. Это можно переиначить так, что все устанавливаемые критерии недопустимо отделять и определять в качестве основного, в убыток другим показателям.
В этой Декларации принципы определяются как основные в системе международного права. Так что все страны должны их строго соблюдать в развитии и ведении своей деятельности.
Функции
Система международного права выполняет несколько задач:
- Координация. С помощью данной функции участники интернациональных отношений обозначают некие стандарты поведения между ними.
- Регулирование или стабилизация. Чтобы взаимодействие между субъектами не обострялось и не осложнялось, необходимо упорядочивать их с помощью соответствующих правовых норм.
- Догмы международных отношений должны быть установлены так, что все участники следовали им, а это значит наличие определенной ответственности.
- Охранительная задача, по которой устанавливаются механизмы по отстаиванию прав и интересов субъектов прав (между государствами).
Субъекты
На кого направлено действие межгосударственных договоров и соглашений? Конечно же, на их стороны. То есть на субъекты международного права или участников данных юридических взаимосвязей. Они обладают непосредственными обязательствами и прерогативами.
А кого же относят к субъектам правовых международных отношений? Можно выделить четыре их направления, это:
- Государства.
- Международные учреждения - как правительственные, так и неправительственные. Например, к таким относится комитет Красного Креста. Данная всемирная организация берет за основание деятельности нейтральность и беспристрастность; оказывает помощь жертвам военных действий и беспорядков.
- Нации/народы, которые отстаивают свою независимость и суверенитет.
- Образования, созданные наподобие государств.
Вышеперечисленные субъекты разделяются на две основные категории: производные и первичные. Так, изначально международные права (и права человека) есть у стран, народов или наций, которые отстаивают свои интересы.
Производными являются субъекты, которые образовываются от первичных. Как правило, они осуществляют свою деятельность на основании учредительных договоров.
Основополагающие положения
Изучив основные нормативные документы, в которых указаны принципы международного права, можно обозначить их как некие императивные нормы, носящие глобальный характер. Они должны учитываться во всех внешних государственных документах: договорах, уставах организаций, и прочих предметах всеобщей практики. Данные основы носят общеобязательный характер, и не могут отменяться или как-то реформироваться.
В концепции международных нормативных правил выделены десять базовых принципов, таких как:
- Недопущение использования силовых методов или угроз их применения.
- Обязанность сотрудничества и взаимодействия стран.
- Равенства суверенитетов.
- Безукоризненного выполнения международных правовых нормативов.
- Территориальная общность, целостность.
- Соблюдения основных прав и свобод человека.
- Равноправия народов и наций.
- Решение межгосударственных споров мирными путями.
- Незыблемость границ государств.
- Недопущение прямого или косвенного вмешательства стран во внутренние дела государства.
Рассмотрим их более подробно.
Недопущение использования силовых методов
Все источники международного права закрепляют данный принцип. Так, в Хельсинкской декларации установлено, что участники соглашения воздерживаются от применения силовых методов или угроз их использования. Это относится как к территориальному устройству, так и к области политики и любым другим отраслям.
В этой связи, государства, подписывающие данную декларацию, будут воздерживаться от прямых или косвенных действий, влекущих применение силы или таких намерений по отношению к другому участнику. Таким же образом они должны избегать применения репрессалии - то есть определенных принудительных мер в отрасли политики или экономики. В общем, данный принцип устанавливает, что сила никак не может являться средством урегулирования конфликтных ситуаций или вопросов, вызывающих споры.
Обязанность сотрудничества и взаимодействия стран
В Уставе, принятом ООН, указано, что государства должны взаимодействовать при решении различных экономических, культурных, социальных проблем. Кроме того, страны-участники договора обязаны, в общем, содействовать миру и безопасности. Для этого они обязаны принимать некие коллективные меры, которые должны быть высокоэффективными и результативными.
Это положение часто фиксируется во многих уставах всемирных организаций, в договорах, а также в огромном числе международных резолюций и соглашений. Каким образом государство должно осуществлять сотрудничество, и в каких объемах - зависит от них самих, то есть от наличия потребностей в развитии, ресурсов и внутренних законодательных норм.
Равенство суверенитетов
У каждого государства - своя правовая автономия. В соответствии с данным принципом страны обязаны уважать суверенитет других участников. Что это значит? В пределах каждой местности правительственные и иные органы вправе исполнять судебную, исполнительную и другие ветви власти без интервенции других государств. Также они самостоятельно решают, как проводить политику извне. Отражение данного принципа находится в 1 пункте статьи 2 Устава ООН, где провозглашается, что данная Организация основывается на суверенном равенстве всех ее участников.
Основной задачей данного положения можно назвать обеспечение равного в юридическом плане участия всех стран. Ведь у отдельно взятого государства действуют свои политические режимы, отдельная система экономики или социального устройства. Так как все стороны Деклараций или Уставов равноправны, для них определены идентичные права и обязанности.
Безукоризненное (добросовестное) выполнение правовых норм
Вышеуказанное правило международно-правовых отношений относится к категории "pacta sunt servanda", то есть как основополагающее. Договоры должны соблюдаться. Эти стандарты возникли в самых ранних периодах - практически с образованием государства. Сейчас данный принцип указывается во многих договорах между странами: с двумя или несколькими.
В Хельсинкской декларации указано, что участники безукоризненно выполняют (должны) договоры по международному праву. Это касается как общепризнанных правил, так и тех, которые устанавливаются договорами и иными соглашениями, в которых они принимают участие.
В данной правовой норме обеспечивается свойство прогнозируемости, что весьма полезно для участников соглашений. Они точно информированы, что требования будут соблюдены, а значит, могут планировать деятельность на определенный период и не расходовать дополнительные средства на случай отказа участников от выполнения нормативов.
Это положение закреплено и в Уставе Объединенных Наций, где акцентируется вопрос создания определенных условий для гарантированного исполнения всеми обязательств, чтобы все имели права и преимущества от участия в данной организации.
Территориальная общность
Данное положение было установлено с принятием Устава ООН, в котором был наложен запрет на силовые методы или намерения против общности территорий и автономности политики любых стран.
Продвижение данного принципа содержится в Хельсинкском соглашении, в котором дается более подробная формулировка. Так, государства, участвующие в международном сотрудничестве, должны уважать единство территориальной обобщенности, а именно - избегать силовых приемов или угроз их использования.
Участникам соглашений в равной мере не допускается превращение территорий в объекты военной оккупации, или иных мер военного воздействия - как прямых, так и косвенных. Так, любые виды захвата территорий не могут считаться законными.
Соблюдения основных прав и свобод
Выполнение этого базового правового положения - неотъемлемая составляющая любого нормативного акта, в том числе и международного. Принцип соблюдения прав также включает свободу совести, религиозных взглядов и убеждений. Участники соглашений обязуются соблюдать все нормы, которые определены понятием достоинства личности индивида, его всестороннего и беспрепятственного развития. В соответствии с международное правом, право человека и граждан является ключевым.
Это правило было принято одновременно с утверждением Устава ООН. В преамбуле данного документа повествуется о веровании в фундаментальные права людей, равноправие полов. В соответствии со статьей 55 Устава закреплено поддержание должного уровня жизни населения, их занятости, улучшения социальных и экономических сфер жизни общества. Также регламентируется всеобщее уважение и соблюдения воли всех людей.
Следующей статьей предусмотрено всестороннее сотрудничество участников соглашения ООН для выполнения данных задач. Собственно говоря, соблюдение данного принципа - это внутренняя компетенция каждого государства. Поэтому нормативы на международном уровне не направлены на внутренние порядки страны, а требует практической реализации в рамках внешних связей.
Равноправия народов и наций
Нормами интернационального сотрудничества установлены принципы уважения к каждой нации, к их свободному выбору пути и способам генезиса.
В статье 2 Устава Объединенных Наций развитие дружественных взаимоотношений народов, на базе равных прав и самостоятельного определения наций и народностей, определяется как один из наиболее важных ориентиров. Данное "кредо" очень часто можно встретить в документах Организации - в декларациях, пактах по правам человека от 1966 года.
В Хельсинкском же соглашении делается акцент на то, что в соответствии с данным правилом, народы имеют полное права распоряжаться плановыми или текущими делами. Они могут определять по их усмотрению политические статусы без внешнего вмешательства, определять, каким образом они будут развивать политику, экономику, социальные и культурные процессы.
Решение межгосударственных споров мирными путями
Все страны обязаны регулировать возникающие конфликты, не используя при этом насильственные методы воздействия. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Устава, разрешение споров делается мирными путем, чтобы не подвергать риску устойчивость и справедливость всемирного общества.
В документе установлено право выбора для участников, у которых возникли спорные вопросы. Они могут сами решать, каким образом они разрешат эту проблему. Безусловно, это должны быть мирные способы. Например, в большинстве государств принято решать спорные моменты путем политических переговоров, через дипломатов или представителей.
В соглашении от 1970 года конкретизируется, что страны обязаны прилагать все усилия, чтобы быстро прийти к правильному и честному разрешению дискуссий, базируясь на нормах международного гуманитарного права. Участники должны вести переговоры, и продлевать их до тех пор, пока не найдется подходящий способ регулировки возникших разногласий.
Незыблемость границ государств
Это положение определяет рамки по установлению пределов территории стран. Им закрепляются основы, по которым государства должны решать вопросы по охране своих границ и их установления.
Юридически закрепление данного принципа взяло начало с 1970 года. Начиная с данного периода, определение нерушимости рубежей стран является нормой международного законодательства.
Что говорится по данному правилу? Например, в Декларации Заключительного акта Совещания по безопасности сообщается, что все участники рассматривают границы стран в качестве нерушимой субстанции. В этой связи, они не должны посягать на рубежи границ территорий. Государство не может менять без согласования пограничные линии, или менять силой и под давлением таких методов. Страны сами определяют таможенные правила, снимают или налагают ограничения по передвижению определенных предметов, услуг или физических лиц.
Недопущение прямого или косвенного вмешательства стран во внутренние дела государств
Вообще, в праве международного уровня не предусмотрены какие-либо вопросы по поводу внутренней политики стран. Поэтому любое вмешательство извне может считаться нарушением данного положения.
Любое государство имеет прерогативу выбора политического режима, социального обустройства, отрасли культуры, экономического развития. Ни одно международное учреждение или правовой институт, не должен организовывать и поощрять вооруженную или подрывную деятельность, а также менять установленный режим с применением силовых средств. Данное положение может быть отменено в крайних случаях использования принудительных мер, когда в случае невмешательства может быть угроза агрессии и нарушения мира.