Штурмовое орудие: описание, принцип действия, виды и дальность стрельбы

Штурмовое орудие – боевая машина для сопровождения военных наступлений пехоты и танков. Широко использовалось в период Второй мировой войны, так как обеспечивало хорошее прикрытие от огневых атак противника, хотя имело и недостатки, в частности, сложности с изменением направления обстрела.

Орудия Германии

Первое в мире штурмовое орудие принадлежало Германии. Вермахт собирался создать боевую машину со следующими характеристиками:

  • высокая огневая мощность;
  • небольшие габариты;
  • хорошее бронирование;
  • возможность дешевого производства.

Конструкторы различных фирм приложили большие усилия для выполнения задания руководства. Удалось решить задачу автомобилестроительной компании «Даймлер-Бенц». Созданное штурмовое орудие Вермахта хорошо зарекомендовало себя в дальнем бою, но было практически бесполезно против бронированных танков, поэтому впоследствии подвергалось ряду усовершенствований.

"Штурмтигр"

Другое название самоходного штурмового орудия Германии – "Штурмпанцер VI". Оно было переоборудовано из линейных танков и использовалось с 1943 года и до конца войны. Всего таких машин было создано 18, поскольку они были эффективны только в условиях городского боя, что делало их узкоспециализированными. К тому же случались перебои со снабжением "Штурмтигра".

Для эффективной работы машине требовалась слаженная работа пяти членов экипажа:

  • механика-водителя, осуществляющего управление;
  • стрелка-радиста;
  • командира, совмещающего свои задачи с функцией наводчика;
  • двух заряжающих.

Поскольку снаряды весили до 350 кг, а комплект включал по 12-14 единиц этих тяжелых боеприпасов, заряжающим помогали остальные члены экипажа. Конструкция машины предполагала дальность стрельбы до 4,4 км.

"Бруммбер"

Перед первыми разработками штурмового вооружения предполагалось создать 120-тонную машину с пушкой в 305 мм и толщиной слоя брони в 130 мм, что превышало значение, существующее на тот момент, более чем в 2,5 раза. Установка должна была иметь название "Бер", что в переводе звучит как "медведь". Проект так и не был реализован, но впоследствии, после создания "Штурмтигра", к нему снова вернулись.

Все-таки выпущенная машина была далека от первоначальных планов. Пушка была 150-миллиметровой, дальность стрельбы обеспечивалась только на 4,3 км, а толщины брони не хватало для того, чтобы противостоять противотанковой артиллерии. От названной "Бруммбером" (в переводе с немецкого "медведь-гризли") машины пришлось отказаться.

"Фердинанд"

Штурмовым орудием, являющимся одним из самых мощных истребителей танков, был "Элефант" (в переводе "слон"). Но чаще употребляется другое его название, а именно "Фердинанд". Всего была выпущена 91 такая машина, но это не помешало ей стать едва ли не самой известной. Она была малоуязвима для артиллерии противников, но отсутствие пулемета делало ее беззащитной перед пехотой. Дальность стрельбы в зависимости от используемых снарядов варьировалась от 1,5 до 3 км.

Часто "Фердинанд" включался в состав бригады штурмовых орудий, включающей до 45 единиц техники. По сути, все создание бригады заключалось в переименовании дивизионов. При этом сохранялись номера, личный состав и другие важные характеристики.

Советскому Союзу удалось захватить 8 боевых машин этого вида, но ни одна из них не применялась непосредственно в бою, так как каждая находилась в сильно поврежденном состоянии. Установки использовались в исследовательских целях: несколько из них было расстреляно для проверки бронирования немецкой техники и эффективности нового советского вооружения, другие были разобраны для изучения конструкции, а затем утилизированы как металлолом.

С "Фердинандом" связано максимальное количество мифов и заблуждений. Одни источники утверждают, что существовало несколько сотен экземпляров, и они применялись повсеместно. В других, напротив, авторы считают, что в боях на территории СССР они использовались не более двух раз, после чего были переброшены в Италию для защиты от англо-американской армии.

Кроме того, существует заблуждение, что средствами борьбы с этой машиной были пушки и СУ-152, тогда как на самом деле для этой цели использовались мины, гранаты и полевая артиллерия.

В настоящее время в мире существует два "Фердинанда": один хранится в российском бронетанковом музее, а другой - на американском полигоне.

"Фердинанд" и "Элефант"

Несмотря на то что оба названия были официальными, более правильно с исторической точки зрения "Фердинандом" называть машину этого вида, появившуюся первой, а "Элефантом" – модернизированную. Улучшения произошли в начале 1944 года и в основном заключались в комплектации пулеметом и башенкой, а также усовершенствованием приборов наблюдения. Однако до сих пор существует миф, что "Фердинанд" – неофициальное название.

Stug III

Штурмовое орудие Sturmgeschütz III относилось к средним по массе машинам и считалось самым эффективным, так как помогло уничтожить более 20 000 танков противника. В Советском Союзе ее называли "Арт-Штурм" и практиковали захват установки с целью изготовления на ее основе своих боевых машин.

Штурмовое орудие Stug имело 10 модификаций с разными конструкциями узловых элементов и степенью бронирования, что делало его приспособленным для сражений в различных условиях. Дальность прямого выстрела составляла от 620 до 1200 метров, максимальная – 7,7 км.

Орудия Италии

Разработками Германии заинтересовались остальные страны. Италия, осознавая, что ее вооружение устарело, создала аналог немецкого штурмового орудия, а затем и усовершенствовала его мощность. Так страна повысила боеспособность своей армии.

Самые известные самоходные артиллерийские установки Италии принадлежали серии Semovente:

  • 300 машин 47/32, созданных в 1941 году на базе легкого танка с открытой крышей рубки;
  • 467 установок 75/18, выпускаемых с 1941 до 1944 года на основе легких танков, оснащенных 75-миллиметровой пушкой, имевших три модификации, различающихся двигателями;
  • неизвестное точно количество 75/46 с двумя пулеметами и вместительностью, рассчитанной на 3 членов экипажа;
  • 30 орудий 90/53, принятых на вооружение в 1943 году, вмещающих экипаж из 4 человек;
  • 90 единиц техники 105/25, созданных в 1943 году, рассчитанных на экипаж из 3 человек.

Самой ходовой моделью была 75/18.

Semovente da 75/18

Удачной итальянской разработкой было легкое штурмовое орудие. Причем разработано оно было на базе устаревшего танка и имело три модификации с двигателями разной мощности, работавшими на дизеле или бензине.

Оно успешно применялось до самой капитуляции Италии, после чего продолжало выпускаться, но уже как штурмовое орудие Вермахта. Дальность стрельбы составляла до 12,1 км. До настоящего времени сохранилось 2 экземпляра Semovente, они хранятся в военных музеях Франции и Испании.

Орудия Советского Союза

Руководящая верхушка СССР также оценила эффективность новинки и предприняла меры к созданию аналогичного штурмового орудия. Но потребность в производстве танков стояла более остро из-за эвакуации выпускающих их заводов, поэтому работа над новыми боевыми машинами откладывалась. Однако в 1942 году советским конструкторам удалось в максимально сжатые сроки создать сразу две новинки – среднее и тяжелое штурмовое орудие. Впоследствии выпуск первого вида был приостановлен, а потом и вовсе прекращен. Зато развитие второго шло полным ходом, поскольку оно было очень эффективно для истребления танков противника.

Су-152

В начале 1943 года тяжелая установка Советского Союза показала себя эффективным истребителем бронированного вооружения противника. 670 машин было построено на базе советского танка. Выпуск прекратился из-за снятия с производства прототипа. Тем не менее некоторое количество орудий сохранилось до конца войны и даже состояло на вооружении после победы. Но позже практически все экземпляры были утилизированы как металлолом. В музеях России сохранилось только три установки этого вида.

Прямой наводкой машина поражала цели на расстоянии 3,8 км, максимально можно было стрелять на 13 км.

Существует заблуждение, что разработка Су-152 было ответным ходом на появление в Германии тяжелого танка "Тигр", но это не соответствует истине, поскольку используемые для советского орудия снаряды не могли нанести полное поражение этой немецкой машине.

ИСУ-152

Снятие с производства базы для СУ-152 привело к возникновению нового усовершенствованного штурмового орудия. Танком, взятым за его основу, был ИС (названный так в честь Иосифа Сталина), а калибр основного вооружения обозначался индексом 152, поэтому установка и получила название ИСУ-152. Дальность ее стрельбы соответствовала показателям для СУ-152.

Особое значение новая машина получила ближе к концу войны, когда использовалась практически в каждом бою. Несколько экземпляров было захвачено Германией, и один – Финляндией. В России орудие неофициально называли Зверобоем, в Германии – консервным ножом.

ИСУ-152 могла использоваться в трех целях:

  • как тяжелая машина для штурма;
  • как истребитель танков противника;
  • как самодвижущаяся установка для огневой поддержки армии.

Тем не менее в каждой из этих ролей ИСУ имела серьезных конкурентов, поэтому со временем была снята с вооружения. Сейчас сохранилось множество экземпляров этой боевой машины, хранимых в различных музеях.

СУ-76

В СССР выпускались и легкие установки, созданные на базе соответствующих танков Т-40. Самое массовое производство было характерно для СУ-76, используемой для истребления легких и средней тяжести танков. Штурмовое орудие, изготовленное в количестве 14 тысяч единиц, имело бронирование против пуль.

Вариантов исполнения было четыре. Различались они расположением двигателей или наличием либо отсутствием бронированной крыши.

Простая и универсальная машина имела как достоинства в виде оснащенности хорошей пушкой, максимальной дальности стрельбы, превышающей 13 км, легкости обслуживания, надежности, низкой степени шумности, высокой проходимости и удобного устройства рубки, так и недостатки, заключающиеся в пожароопасности двигателя, работающего на бензине, и недостаточной степени бронирования. При атаке танков с толщиной брони в 100 мм была практически бесполезна.

СУ-85 и СУ-100

Самой массово выпускаемой машиной во время Второй мировой войны был танк Т-34. На его основе были созданы СУ-85 и СУ-100 с более высоким калибром снарядов.

СУ-85 стала первым орудием, которое могло действительно достойно потягаться с немецкой техникой. Выпущенная в середине 1943 года, она была средней по массе и прекрасно справлялась с задачей уничтожения средних танков противника на расстоянии более километра и хорошо бронированных на дистанции в 500 метров. При этом машина была маневренной и развивала достаточную скорость. Закрытая рубка и увеличенная толщина брони защищала экипаж от огня противника.

За 2 года было выпущено почти две с половиной тысячи СУ-85, составляющих основную часть артиллерии Советского Союза. СУ-100 пришла ей на смену лишь в начале 1945 года. Она успешно противостояла танкам с самой мощной броней, да и сама была хорошо защищена от вражеских орудий. Отлично проявляла себя в условиях городского боя. Модернизируясь, она просуществовала среди вооружения СССР еще несколько десятилетий после победы, а в таких странах, как Алжир, Марокко, Куба, оставалась еще в XXI веке.

Основные различия

Поскольку разработки итальянских и советских конструкторов проводились после создания установки в Германии, у всех машин, классифицирующихся как штурмовое орудие, есть большие сходства. В частности, однотипная компоновка, при которой боевая рубка расположена в носовой части, а двигатель - в корме.

Тем не менее советская техника отличалась от немецкой и итальянской. Трансмиссия в ней располагалась в кормовой части, из чего следовало, что коробка передач и другие важные узлы находились сразу за лобовым бронированием. А в машинах зарубежного производства трансмиссия находилась впереди, а ее агрегаты - ближе к центральной части.

Развивая строительство военной техники, страны старались получить машину с максимальной бронебойностью и собственной защитой, наиболее скоростную и маневренную. Это достигалось установкой пушек, рассчитанных на снаряды различного калибра, варьированием мощности двигателя и вида используемого топлива, увеличением толщины слоя лобовой брони. Универсальной машины, идеально соответствующей условиям любого боя, не существовало, да и не могло, но конструкторы приложили все усилия, чтобы делать машины лучшими в своем классе.

Комментарии