САУ-152: обзор боевой машины, история создания и применения, фото

Великую Отечественную недаром называют «войной моторов». Исход самых крупных боевых операций зависел от танков и самоходных установок. У немцев одной из самых популярных боевых транспортных единиц стала самоходная артиллерийская установка «Фердинанд», у СССР – САУ-152.

Примечательно, что эти машины не производились массово: промышленность вермахта выпустила 91 установку, а Советский Союз – 670. Информация об истории создания, устройстве, тактико-технических характеристиках и боевом применении САУ-152 представлена в данной статье.

Знакомство

САУ-152 является советской тяжелой самоходно-артиллерийской установкой времен Великой Отечественной. Разрабатывалась с июня по октябрь 1943 года. Ввиду того что базой для создания данной боевой единицы послужил танк ИС, в технической документации машина значится как САУ ИСУ-152. На вооружении у РККА с ноября 1943 года. Оружейными конструкторами вермахта была создана линейка танков, которые представляли серьезную угрозу для советской бронетехники. Немецкие боевые единицы можно было уничтожить бронебойными калиберными снарядами, выпущенными на минимальной дистанции. Ситуация улучшилась с появлением на поле боя танка САУ-152. Как утверждают специалисты, он стал настоящим убийцей германской бронетехники, а именно «Тигров» и «Пантер». По этой причине новую советскую боевую единицу еще называют САУ ИСУ-152 «Зверобой».

Бронебойным снарядом он разбивал любой фашистский средний танк. Когда заканчивались бронебойные, экипаж вел стрельбу бетонобойными и даже осколочно-фугасными, обладающими очень большой энергией. В бою с САУ-152 «Зверобой» немецкие танки если и не уничтожались целиком, то лишались прицелов, орудий и другого оборудования. За счет высокой энергии снаряда с погона вражеской боевой единицы могло сорвать даже башню.

Об истории создания

Проектировочные работы по САУ-152 были начаты в Челябинске конструкторами опытного завода № 100. К этому времени было окончательно решено заменить тяжелый танк КВ-1С на новый и перспективный ИС-1. Ввиду того что рабоче-крестьянская Красная армия нуждалась в тяжелом штурмовом орудии СУ-152, базой для которого послужил КВ-1С, который был менее востребован, военное командование решило приспособить орудие под новую боевую машину. Таким образом на базе ИС-1 создали аналог ИСУ-152. Конструкторскими работами руководил Котин Ж. Я., под началом которого в Советском Союзе была создана линейка тяжелых танков. Главный конструктор – Москвин Г. Н. Вначале проект значился как ИС-152. Вскоре был готов первый опытный прототип «Объект № 241». После успешно пройденных заводских и государственных испытаний Государственный комитет обороны издал постановление № 4504, согласно которому новая боевая единица окончательно была названа ИСУ-152.

О производстве

САУ-152 (фото танка представлено в статье) серийно начали выпускать в ноябре 1943 года на Кировском заводе в Челябинске (ЧКЗ). В декабре, кроме новой боевой единицы, еще производили старые установки ввиду особых надобностей фронта. Однако в 1944 г. – исключительно САУ-152 «Зверобой».

Как утверждают специалисты, в производственном процессе с целью снизить себестоимость и повысить боевые и эксплуатационные качества в конструкцию машины вносились незначительные изменения. Например, в 1944 г. для изготовления носовой части установки использовали катанные бронеплиты, а не одну цельнолитую деталь. Толщина бронемаски была увеличена на 4 см и составляла 10 см. Кроме того, установку начали комплектовать 12,7-миллиметровым зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК. Радиостанцию 10Р заменили улучшенным вариантом 10РК. Конструкторы увеличили также и емкость наружных и внутренних баков. По той причине, что ЧКЗ был слишком загружен работой, бронекорпуса для самоходных установок поставлялись из Уральского завода тяжелого машиностроения.

Описание

Для ИСУ-152 была предусмотрена такая же компоновка, как и для других советских самоходно-артиллерийских установок. Исключение составила только СУ-76 «Зверобой» с полностью бронированным корпусом, состоящим из двух частей. Броневая рубка стала местом расположения экипажа, орудия и боезапасов. Таким образом в рубке разместили боевое и управленческое отделения. Трансмиссию и двигатель конструкторы установили на корму. Рабочее место механика-водителя, наводчика и заряжающего – левая половина рубки от орудия. Механик и наводчик спереди, а заряжающий позади них.

В правой половине отведено место для круглого посадочного люка. Покинуть кабину экипаж мог также через прямоугольный люк между крышевым и задним листами бронерубки. В левой половине имеется также третий люк круглой формы. Однако он не предназначен для посадки-высадки экипажа танка. Через него наружу выводится удлинитель панорамного прицела. Аварийным являлся четвертый люк в днище танка. Также боевую машину оснастили несколькими дополнительными лючками, которыми пользовались при погрузке боекомплекта, во время ремонта горловин в топливных баках, узлов и других агрегатов.

О бронезащите

Для изготовления корпуса использовали катаные бронированные плиты, толщина которых составляла 2,3, 6, 9 и 7,5 см. Первые партии танков выпускались с литыми лобовыми частями. В последующих сериях использовалась более стойкая катаная броня – лобовые части в корпусах уже были сварными. В отличие от предыдущей модели (СУ-152), в новой самоходно-артиллерийской установке корпус получился выше, а броневая рубка больше. Причиной тому уменьшенные наклонные углы бортовых бронированных плит. Поскольку такое конструктивное решение существенно бы снизило защищенность экипажа, разработчикам пришлось это компенсировать, путем утолщения брони в данных местах.

О силовом агрегате

На танк установлен четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2 ИС, мощность которого составляет 520 лошадиных сил. Для его запуска предусмотрен сжатый воздух, который содержится в специальных резервуарах боевого отделения, инерционный стартер, имеющий ручной и электрический приводы. В качестве последнего используется вспомогательный электрический двигатель 0,88 кВт. Дизельный агрегат содержит топливный насос НК-1, для которого предусмотрен всережимный регулятор РНК-1 и корректор подачи горючего. Поступающий из резервуаров в двигатель воздух, очищается фильтром «Мультициклон». Чтобы в холодную пору года с запуском силового агрегата не возникало проблем, моторно-трансмиссионное отделение оборудовали подогревающими устройствами. Также ими подогревалось и боевое отделение. «Зверобой» с тремя топливными баками. Местом расположения двух стало боевое отделение, третьего – моторно-трансмиссионное. Кроме того, на самоходке есть еще четыре наружных дополнительных топливных бака, не подсоединенных к общей топливной системе.

О трансмиссии

Установка «Зверобой» имеет механическую трансмиссию, которая состоит из следующих компонентов:

  • Многодискового главного фрикциона сухого трения.
  • Четырехступенчатой коробки передач (8 передних и 2 задних).
  • Двух бортовых двухступенчатых планетарных поворотных механизмов, для которых предусмотрены многодисковый блокировочный фрикцион и ленточные тормоза.
  • Двух бортовых редукторов.

Управление всеми приводами трансмиссии механическое. В отличие от предыдущего варианта, в «Зверобое» появились механизмы поворота.

О ходовой части

САУ «Зверобой» с индивидуальной торсионной подвеской, представленной с каждого борта шестью цельнолитыми двускатными опорными катками малого диаметра. В корпусе напротив каждого катка приварен ограничитель хода. Ведущие колеса расположили сзади. Гусеница танка представлена одногребневыми траками, в количестве 86 штук шириной 65 см. Верхняя часть гусеницы у каждого борта, как и в СУ-152, поддерживалась посредством трех малых цельнолитых катков. Натяжение гусеницы в «Зверобое» осуществлялось механизмом винтового типа.

О вооружении

В качестве основного орудия в ИСУ-152 использовалась гаубица-пушка МЛ-20С калибра 152 мм образца 1937-1943 гг. Вооружение устанавливалось на бронеплиту в лобовой части рубки.

В вертикальной плоскости наводка орудия осуществлялась под углами от -3 до +20 градусов, в горизонтальной – 10 градусов. МЛ-20 обеспечивала уничтожение цели на высоте 3 м прямым выстрелом с дистанции 900 м. Наивысший показатель дальности боя составил 6200 м. Огонь велся механически при помощи ручного или электрического спуска. Кроме основного орудия 152 мм. САУ с 1945 года оборудована крупнокалиберным зенитным станковым пулеметом ДШК калибра 12,7 мм.

Оружие могло иметь открытый или зенитный прицел К-8Т. К стрелковой единице прилагалась турельная установка. Местом расположения пулемета стал правый круглый командирский люк. Кроме крупнокалиберных орудий, экипаж артиллерийской установки располагал двумя автоматами. Преимущественно это были пистолет-пулеметы ППС или ППШ. Также имелись гранаты Ф-1 в количестве 20 штук.

Боекомплект

Из основного орудия можно было осуществить 21 выстрел. По сравнению с боекомплектом для МЛ-20, ассортимент снарядов, буксируемый для МЛ-20С разнообразнее. Стрельба из САУ «Зверобой» велась:

  • Бронебойно-трассирующим остроголовым сгарядом 53-БР-540. Весил он почти 49 кг. Обладал начальной скоростью 600 м/с.
  • Осколочно-фугасным пушечным снарядом 53-БР-540. Масса 43,56 кг. В секунду снаряд преодолевал расстояние в 655 м.

Также вместо острологового бронебойно-трассирующего могли использовать тупоголовый 53-БР-54ОБ, содержащий баллистический наконечник. Железобетонные ДОТы разрушались посредством бетонобойного пушечного снаряда 53-Г-545. Боекомплект зенитного пулемета ДШК представлен 250 патронами. Для самозащиты экипажу артиллерийской установки прилагались диски для ППС и ППШ в количестве 21 шт.

ТТХ

Самоходная артиллерийская установка обладает следующими параметрами:

  • Весит 45,5 т.
  • Длина САУ составляет 675 см, ширина – 325 см, высота – 245 см.
  • В экипаже 5 человек.
  • Боевая машина с запасом хода 165 км по ровной поверхности движется со скоростью 43 км/ч, по пересеченной – 20 км/ч.
  • Показатель удельного давления на грунт составил 0,82 кг/см кв.
  • САУ способно преодолевать метровые стенки, рвы - до 2,5 м.

О боевом применении установки

Как утверждают специалисты, САУ-152 мм «Зверобой» успешно использовалось в качестве тяжелого штурмового орудия, самоходной гаубицы и истребителя вражеской бронетехники, а именно танков. Кроме того, с привлечением установки в 1956 году подавлялось Венгерское восстание.

В данном вооруженном конфликте САУ преимущественно использовали как мощнейшую противоснайперскую винтовку – выпущенными из «Зверобоя» снарядами уничтожались снайпера повстанцев, засевшие в здании. Поэтому, увидя поблизости артиллерийскую самоходную установку, гражданские сами силой выдворяли стрелков из своих домов. САУ использовалась в арабо-израильской войне как огневая точка для стрельбы по берегу Суэцкого канала. При помощи самоходки расчищали завалы и расстреливали бетонные строения, когда ликвидировали последствия аварии в Чернобыле.

Комментарии