Магистр - ученая степень или нет? Диплом магистра

Образование всегда ценилось в обществе. История государств накладывает свой отпечаток на работу учебных заведений и организацию учебного процесса. В одних сложился магистерский уровень как предшествующий докторскому, в других считалось, что статус магистра - это не ученая, а академическая степень, которую целесообразно получить ранее первой.

В прошлом веке было привычным получить высшее образование, затем учиться в аспирантуре и защитить кандидатскую. Если оставались силы, было желание и появлялись актуальные и общественно значимые идеи, - идти к докторской. В этом веке ситуация улучшилась, образование стало более привлекательным: остались специалисты, но появились бакалавры и магистры.

Ученые степени

Доктор привычно ассоциируется с наукой, обширными знаниями и умениями, признанными фундаментальными достижениями, множеством публикаций и учеников. Чтобы получить ученую степень доктора наук, нужно не просто много работать, но и быть уже признанным автором, иметь реальные достижения и быть известным в научном мире.

Классический путь к ученой степени доктора раньше начинался с диплома, через кандидатскую к докторской. В настоящее время он увеличился на магистерскую диссертацию перед написанием и защитой кандидатской.

Ученая степень кандидата предоставляется на аналогичных условиях, но путь значительно короче. Считается, что уровень кандидатской диссертации - это первая попытка получить признание первого научного достижения на практике и в общественном сознании.

Появление магистратуры стало серьезным подспорьем для будущих кандидатов. Магистерская работа - это уже не диплом, здесь дается квалификация совершенно другого уровня. Диплом - это обязательный элемент для подтверждения высшего образования, а магистерский уровень - это собственное решение идти дальше.

Понятие "кандидат" - это устоявшийся реликт советских времен. Менталитет общественного сознания России не позволит ученой степени кандидата исчезнуть, поскольку это уже ученый. Все, что идет до кандидата, это специалист, преподаватель или магистр. Ученой степени здесь нет, но академический статус признается однозначно.

Логика ученых степеней

Если убрать кандидатов, то «узаконенных» ученых останется очень мало. Соблюсти все требования к докторской диссертации очень трудно: нужны реальные внедрения, научное признание автора, актуальность, новизна и существенная общественная значимость, а это годы жизни и кропотливого труда.

Есть три основных варианта пути после получения высшего образования:

  • специалист (инженер, менеджер, экономист);
  • преподаватель (альма-матер, магистратура, кандидат);
  • ученый (кандидат, доктор, академик).

Интересно, но как и в прошлом веке работает классический советский обычай (правило): «Кто умеет - тот делает сам, кто не умеет - тот учит других, кто не умеет ни того, ни другого - тот учит, как надо учить».

Возможно, менталитет за пределами русского общественного сознания отличается от данного правила. Но магистр у нас - это обучение, совмещающее научную и преподавательскую деятельность.

Высшее образование

Людям свойственно выставлять напоказ свои достижения, знания и умения, но жизнь всегда все раскладывает по полочкам. Изменить традиционную схему образования невозможно:

  • детский сад;
  • школа;
  • вуз;
  • аспирантура (первая ступень);
  • докторантура (вторая ступень);
  • академия (для избранных)

Но внести изменения можно всегда. После окончания вуза раньше было только два пути: остаться в альма-матер или получить распределение. В обоих случаях аспирантура открыта, получение ученой степени доступно.

Для успешной защиты и получения ученой степени не принципиально поступление и обучение в аспирантуре, но наука приемлет жесткую последовательность действий к получению ученых регалий. Возможно, именно так появился магистр. Ученая степень здесь не упоминается. Просто предлагается дополнительное образование в конкретной научной области, совмещенное с преподавательской деятельностью. Научная или научно-производственная деятельность выполняется параллельно и может представлять собой основу для учебного процесса.

Обычная последовательность (вуз и аспирантура) разбавляется промежуточной стадией. Выпускник университета, бакалавр, магистр или специалист - это знания и умения разного уровня, но не факт присвоения ученой степени.

Бакалавриат и магистратура

Модные слова и формальные признаки высшего образования как были данью моде, так и остались. Науку, производство и общественное сознание интересуют специалисты и ученые, а еще важно нравственное воспитание.

Интерес представляют реальные знания и умения. Если пройтись по существующим предложениям от учебных заведений, то первую ступень не все именуют бакалавриатом.

Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году повлияло на национальную систему образования, но из социально-экономического оборота слово «специалист» не исчезнет, а навязать вместо специалиста бакалавра и магистра, а затем кандидата и доктора, не получится.

Формула "магистратура - это усиленное движение в науку, совмещенное с преподавательской деятельностью" особенно ничего не изменила. Появилась возможность для тех, кто хочет, быстрее начать работать, а для желающих заниматься научной деятельностью - продолжить обучение дальше.

Новоиспеченные бакалавры и магистры, особенно в области экономики и менеджмента, сразу показали, чего они хотят и как этого собираются достигать. Жизнь показала, что в обыденном сознании красивое слово приобрело собственный статус.

Многие магистры считают себя учеными, но идти в науку не собираются. Использование имиджа для карьеры - хорошее основание повысить уровень знаний. Личное мнение - это важно, но есть точный ответ на вопрос: является ли магистр ученой степенью. Это квалификация. Хотя некоторые учебные заведения приписывают в скобках «степень».

Для примера: кандидат и доктор получают «ученую степень» без скобок.

Логика учебного заведения

Делать науку и учить трудно заставить. Принуждением не добиться творческих результатов, а учить без желания и умения никак не получится. Это все равно, что через полую трубу переливать жидкость: на выходе будет то же, что и на входе.

Магистр и ученая степень - это вещи разные. Одно работает, второе творит и учит. Первое - управляемое, второе - богато неожиданными и интересными решениями. Длительность обучения имеет значение, а появление двухстадийного учебного процесса позволяет отсеять менее настырных от упрямых и практичных.

Пусть бакалавр стремится стать магистром, и ученая степень для него представляет интерес. У учебного заведения с магистратурой гораздо больше шансов получить новых преподавателей и ученых, чем у того, которое осталось в плену у прошлой эпохи, ограничилось сменой «диплома» на «диплом бакалавра» или оставило все как было.

Людьми движет желание показать свою значимость. Не имеет значения, как выглядит диплом магистра, важно то, что слово «магистр» в общественном сознании укрепилось и у него есть положительный рейтинг.

Логика студента

Современная молодежь не стремится в науку. Все норовят быстро получить знания достаточные для работы в строительстве, торговле или финансовой компании (мотив - так хочется ничего не делать, но хорошо жить). Не всем везет, приходится пересматривать жизненную позицию и надеяться, что высшее образование спасет ситуацию.

Получив первое высшее образование, если в дипломе есть слово "бакалавр", молодой специалист часто задумывается о будущем рабочем месте, особенно по менеджменту или экономике. Наниматели обычно считают, что степень магистра - это высшее образование с более перспективным рейтингом. На самом деле все определяют знания и умения, но лишние годы обучения никогда не вредят.

Позиция нанимателя

"Охота" на людей для лучших предприятий в любой отрасли давно стала незыблемым правилом. Самый важный ресурс в бизнесе - это интеллект. Как назвать специалиста, бакалавром или магистром, не суть важно. Важны качественные знания и умения.

Работа с учебными заведениями стала нормой не только для профессиональных охотников за «головами» - кадровых агентств, но и для отделов кадров даже предприятий малого и среднего бизнеса. Без специалиста любое дело не движется, а работа стоит.

Какую доктрину поведения изберет конкретный наниматель, трудно сказать, но следят за учебным процессом многие. Отслеживают:

  • качество курсовых работ;
  • содержание диплома;
  • желание учиться дальше.

Так формируется рейтинг будущего профессионала и создается репутация студента у будущего нанимателя.

Не столь важно, что такое магистр: ученая степень или квалификация. Имеет значение, что этим термином называют специалиста, обладающего крепкими и уверенными знаниями по специальности. Окончить магистратуру престижно, учить в процессе обучения - практично и полезно, а вернуться в русло научного творчества и преподавания никогда не поздно.

Комментарии