Энне Бурда: биография, история жизни, достижения и интересные факты
Почти каждая женщина знает легендарную издательницу журнала Burda Moden. В советское время модницы могли сшить себе «заграничное» платье по выкройкам «Бурды», ведь в магазинах моделей, хоть немного напоминавших те, что украшали страницы издания, не было и в помине. Как дочка железнодорожника стала главным редактором и издателем самого крупного журнала в мире мод? Как она сделала карьеру? Была ли Энне Бурда счастлива в личной жизни?
Кто это?
Энне Бурда любила повторять, что чудо можно сделать собственными руками. Вся ее жизнь служит подтверждением этих слов. История успеха девушки из простой семьи может показаться сказкой. Она стала известной во всем мире женщиной-предпринимательницей и одной из известнейших фигур в индустрии моды. При этом у нее в помощницах не было доброй феи, которая бы превратила Золушку в принцессу одним только взмахом волшебной палочки. Энне Бурда добилась всего сама.
Детские годы
Анна Магдалена Леммингер родилась в конце июля 1909 года в небольшом провинциальном городке на юге Германии. Еще совсем маленькой девочка решила, что не будет жить так, как ее родители. Отец Энне Бурды был машинистом, а мать – скромной домохозяйкой. Девочка чувствовала, что материнское ангельское терпение и готовность к самопожертвованию будут ей только мешать пробиться наверх. Как и многие карьеристки, Анна была "папиной дочкой". С матерью она общалась редко, та называла дочь "гадкой девчонкой", зато отца Энне безумно любила. Он платил ей такой же сильной любовью и поддержкой.
Юность
После окончания школы при монастыре и получения аттестата Анна прошла курс в местном коммерческом училище и пошла работать кассиром на электростанцию. Тогда юная Энне обрезала косы, чтобы не быть как все. Девушка принимала у местных предпринимателей платежи за электроэнергию. Тогда произошла встреча, которой суждено было стать судьбоносной.
Личная жизнь Энне Бурды наладилась после знакомства с Францем, владельцем небольшой типографии, молодым коммерсантом. 9 июля 1931 года влюбленные сыграли свадьбу.
Девушка родила мужу трех сыновей – Франца, Фридера и Хуберта. Семья могла позволить себе достаточно для нормальной жизни, потому что дела у Франца, мужа Энне, сначала шли довольно-таки удачно. Чего еще оставалось желать провинциалке из бедной семьи? Но Анна не захотела быть супругой известного предпринимателя. Женщина стремилась к большему – успеху, власти и жизни, наполненной событиями. Она знала, что это чудо когда-нибудь случится, точнее, она сама сотворит его собственными руками.
Начало карьеры
История жизни Энне Бурды начала меняться, когда в 1949 году муж купил и передал под ее руководство небольшое издательство в ближайшем городке Ларе. Женщина наняла няню и слугу, а сама принялась за дело, ведь она твердо решила создать собственный журнал мод. Первая редакция располагалась в зале одного из местных кабаков, но этого хватило, чтобы женщина смогла развернуть свой предпринимательский талант. Анна имела в распоряжении несколько портных и одного редактора, но уже очень скоро смогла заработать первые деньги.
Сорокалетнюю мать семейства к издательской деятельности подтолкнула банальная нужда. Практически все простые женщины Европы, утопающей в мировой войне, жили в стесненных условиях. Да и личная жизнь пошла под откос. Франц Бурда изменял жене, причем не один год. Кстати, женщина не только смогла поставить на место неверного мужа, но и отобрать у соперницы бизнес – неприбыльный дамский журнал.
Основание Burda Moden
Энне Бурда, история успеха которой началась с заброшенного издательства, четко проанализировала ситуацию в стране и в мире в целом. Это позволило ей получить один из главных призов в истории издательского бизнеса. Дело в том, что готовых платьев в военной Германии выпускалось крайне мало, а та мода, которую предлагал Париж, немкам не подходила по определению. Нужно было наладить изготовление модной одежды на дому.
Выкройки в журнале – это новинка для тех лет. Это использовалось и ранее, но именно Энне Бурда довела ноу-хау до совершенства. Да и сами лекала для изготовления одежды, конечно, существовали еще со Средних веков. Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром» доставала такие из коробочки, чтобы сделать себе новое платье из портьеры.
Кстати, Энне Бурда, биография которой являет собой историю головокружительного успеха, сама не умела ни шить, ни кроить. Азы мастерства она постигала в процессе работы. Зато она собрала вокруг себя единомышленников, отличалась немецкой целеустремленностью и невиданным энтузиазмом.
Анна испытывала модели на себе, выходя в платьях, созданных по выкройкам из журнала, в свет. Кроме модных идей, в периодическом издании вскоре начали появляться советы по кулинарии, домоводству и рукоделию. Фрау Бурда создала журнал, содержание которого охватывало все сферы домашней деятельности тогдашней представительницы среднего класса в Европе. А еще главный редактор то и дело обращалась к читательницам с советами на морально-этические темы – тоже новинка.
В работе женщина все контролировала сама. Она принимала участие в создании номера, работала над дизайном обложки, строила план, договаривалась со специалистами. Модели для журнала создавали известные дизайнеры того времени. С изданием сотрудничали Вольфганг Йоппом, Хайнц Остергаард, Джил Сандер, Карл Лагерфельд и другие.
Успех и признание
Журнал Burda Moden начал регулярно выходить в свет с 1950 года. Основной идеей Анны было помочь каждой женщине создать свой собственный стиль и самой создавать модную одежду. Издание стало успешным сразу же. Стартовый тираж составил сто тысяч экземпляров, а через год достиг половины миллиона копий.
В обычных киосках купить журнал было нельзя, издание распространялось через профсоюзы. А вот тем, кому не удалось купить номер, приходилось обращаться к спекулянтам. Цена за один экземпляр журнала доходила до трети заработной платы рядового инженера. Женщины обменивались номерами, перерисовывали выкройки, переписывали страницы и другими способами выходили из положения.
С 1950 года журнал продавался во всех немецкоговорящих странах, то есть в самой Германии, а также в Швейцарии и Австрии. Через два года издание начало выходить еще в восьми европейских странах, а с 1953 – в Канаде, США, Аргентине и Бразилии. Сегодня Burda Moden продается более чем в девяноста странах мира на шестнадцати языках.
У Burda Moden не было конкурентов, ведь все остальные журналы мод предпринимательница просто покупала. Но трудности, конечно, были. Предприятие такого масштаба требует постоянного контроля, значительных моральных и физических затрат, трудолюбия. А еще довольно-таки трудно было бороться с зарождающимся масс-маркетом, рынком дешевой и качественной одежды. Многие женщины предпочитали купить готовое платье в магазине, а не тратить силы и время на создание уникального наряда.
«Бурда» в СССР
Советские модницы смогли шить себе модные платья после того, как в Стране Советов начали издавать журнал Burda Moden на русском языке. В 1987 году это издание стало первым западным, выходящим в СССР, а также ярким примером демократических перемен, происходящих в стране. Приход Burda в Советский Союз был связан с личной инициативой Раисы Горбачевой, тогдашней «первой леди» страны, которая получала журнал лично в руки. В те годы это были лишь догадки, но сейчас факт официально признан.
По случаю выхода журнала в СССР в Колонном зале Дома союзов прошло большое мероприятие и показ мод. В Москву приехали лучшие модели мира, а среди приглашенных были только представители партийной элиты. Но все же «Бурду» назвали изданием, которое внесло значительный вклад в демократизацию женщин Советского Союза.
Цитаты великой Энне Бурды «подхватили» и гражданки СССР, а для многих целеустремленных женщин она стала примером успеха. «Важнее всего вера в себя и в собственные силы», - так учила очаровательная немка. А еще она говорила, что «людей объединяет любовь, она противодействует всему, что их разъединяет».
Интересный факт: министр иностранных дел ФРГ сказал тогда Анне: «Вы сделали больше, чем до вас три немецких посла».
Дальнейшее развитие
Годы шли, времена менялись и скоро журнал перестал удовлетворять вкусам большинства. Пришлось переориентироваться на другую аудиторию. На страницах издания женщинам повторяли, что они – «творческая элита». «Бурда» поддерживал творчество. Энне Бурда, биография которой на тот момент уже превратилась в историю жизни крупной предпринимательницы, помогала читательницам заказывать нужные ткани через редакцию и предлагала помощь в создании одежды. В издании появилось больше текста и фото годовых моделей. К созданию номера привлекали известных кутюрье, западных моделей, звезд эстрады и известных манекенщиц.
После выхода на пенсию
Энне Бурда активно участвовала в работе до начала девяностых. Она сама контролировала работу редакторов и писала авторские колонки. После ухода с поста главного редактора биография Энне Бурды (Aenne Burda) наполнилась творчеством. Она наконец-то могла посвятить себя живописи. Этому увлечению положили начало знакомство с художником Хансом Куном и страсть к Италии.
Слава и почести
Фрау Бурда смогла объединить женщин всех континентов и практически всех стран. Жители множества государств навсегда влюбились в очаровательную немку. Женщина стала мировой знаменитостью, а называли ее не иначе как «королевой мод». В родном Оффенбурге ее именем назвали улицу, там же располагается памятная доска. В 1974 году Анне вручили «Большой крест за заслуги перед ФРГ», а через почти тридцать лет – крест «За заслуги».
Энне Бурда умерла в 2005 году от старости. За несколько месяцев до кончины женщине исполнилось 96 лет. Она покинула этот мир в своем родном городе. Анна и сегодня продолжает жить в сердцах тех, кто помнит "королеву мод", и в новых номерах издания, которое регулярно выходит на шестнадцати языках в 90 странах мира. В России от издательского дома «Бурда» выходит 28 журналов.