Германский средний полугусеничный бронетранспортер "Ханомаг" (Sd Kfz 251): описание, технические характеристики

Если при просмотре военных фильмов вы увидели приземистый, удлиненный немецкий автомобиль с довольно мощной броней, то наверняка это был бронетранспортер "Ханомаг". Он широко применялся войсками Третьего Рейха и сумел доказать эффективность совершенно нового вида транспорта – именно после его появления на полях сражений многие союзники и противники Германии также приняли решение о необходимости создания аналогов.

Зачем он был создан

Незадолго до начала Второй Мировой войны немецкие стратеги пришли к мнению, что войска нуждаются в принципиально новом виде военной техники, которая стала бы компромиссом между обычным автомобилем и танком. Так и появился Sd Kfz 251, прозванный в войсках "Ханомагом" – по названию фирмы-производителя.

Он имел весьма необычный вид – вытянутый, приземистый и очень устойчивый. Это позволило ему с успехом выполнять предназначение и стать почти настолько же известным образцом немецкого вооружения, как пистолет-пулемет MP-40 и тяжелый танк "Тигр". Неслучайно он встречается во многих фильмах о войне.

По сути он стал первым в своем классе, так как попал в войска уже в 1939 году – незадолго до начала войны. Следующий бронетранспортер – американский М3 был разработан лишь спустя два года, именно когда американские военные оценили удобства бронированного автомобиля, его надежность и эффективность.

Применялся он как для переброски десанта, так и при перевозке тяжелого вооружения: огнеметов, минометов, крупнокалиберных пулеметов. Разумеется, при наличии достаточного количества бронетранспортеров мобильность любого отряда значительно возрастала. К тому же, он обеспечивал довольно неплохую защиту – как от пуль, выпущенных из пистолетов-пулеметов, так и от осколков гранат. Это было особенно важно, если БТР 251 "Ханомаг" попадал в засаду, что происходило довольно часто на оккупированных территориях СССР и Югославии, где было особенно сильное партизанское движение.

Он доказал свою эффективность и потому был выпущен в действительно большом количестве – больше 15 тысяч штук. По этому показателю среди бронетранспортеров он уступал уже упомянутому М3 – их было выпущено в два раза больше.

Сегодня сохранившиеся экземпляры можно увидеть в музеях военной техники, а также частных коллекциях.

Основные ТТХ

Если говорить об этой машине, то в первую очередь следует перечислить основные ТТХ БТР. Его длина составляла почти шесть метров, а точнее, 598 сантиметров. При ширине 210 и высоте 175 сантиметров. Клиренс составлял 32 сантиметра, благодаря чему машина уверенно двигалась по бездорожью.

Масса заправленного бронетранспортера с вооружением и боеприпасом составляла 9140 килограмм – значительно меньше, чем самый легкий танк, хотя и в несколько раз больше, чем грузовые автомобили того времени, используемые на фронтах.

Защита бронетранспортера

БТР Hanomag приобрел немалую популярность именно благодаря броне. Конечно, от фугаса, заложенного на лесной дороге, или кинжального огня из пулемета она не спасала. Но все-таки шансы на выживание солдат значительно повышала.

Самая мощная броня была установлена на лобовой части – вполне разумно, если учесть, что бронетранспортеры часто использовались при наступлении на позиции противника. Здесь толщина составляла 14 мм. Борта и корма имели менее мощную защиту – всего 10 см. Но везде она была установлена под определенным углом – 14,5-15 градусов. Именно такое расположение обеспечивало максимальную вероятность рикошетов, без пробивания корпуса.

Самая слабая броня, как и у любого бронетранспортера, располагалась сверху и снизу – всего 8 миллиметров. Вполне разумно – сложно представить себе ситуацию, при которой стрельба велась бы по нему под таким углом. А при взрыве фугаса экипаж и машину едва ли спасла бы и куда более мощная броня.

Пару слов о двигателе

Конечно, чтобы бронетранспортер, имеющий массу больше 9 тонн, мог успешно двигаться, развивая приличную скорость, нужен был мощный мотор.

Для этого был выбран шестицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий водное охлаждение. Его мощность составляла 100 лошадиных сил – очень неплохо для своего времени. Именно этот показатель позволял автомобилю эффективно справляться с различными препятствиями (к этому вернемся чуть позже), а также развивать скорость на шоссе до 53 километров в час.

При этом запах хода по шоссе был весьма впечатляющим – до 300 километров. Это давало транспорту серьезную автономность, позволяя передвигаться на значительные расстояния как в составе колонн, так и самостоятельно.

Экипаж

Немаловажно, что экипаж Sd Kfz 251 Hanomag состоял всего из двух человек. Первым был механик-водитель. Его место не отделялось от десантного отсека, зато между ним и силовым отделением располагалась надежная противопожарная перегородка, что повышало шансы на выживание в случае возгорания.

Бронетранспортер высоко ценился еще и потому, что любой человек, умеющий водить грузовик, легко разобрался бы и с его управлением. Тот же самый руль, три педали (газ, тормоз и сцепление) и два рычага (ручной тормоз и переключения передач) расположенные справа, позволяли очень быстро переучить водителя, не тратя лишние недели и месяцы на обучение.

Вторым членом экипажа являлся командир, также берущий на себя обязанности связиста. При движении находился на своем месте справа от водителя. Однако в некоторых, более поздних модификациях, место командира было перенесено в корму.

Перевозка десанта

Одновременно бронетранспортер "Ханомаг" перевозил до 10 человек (не считая экипажа). При необходимости он мог вместить и больше, однако в этом случае быстро покинуть десантный отсек не удалось бы.

По обеим сторонам отсека располагались скамейки для удобства солдат во время езды. В первых версиях использовались простые скамейки, покрытые дерматином. Но в более поздних модификациях их сменили аналогом, сваренным из толстых труб и обтянутых брезентом. Также было выпущено некоторое количество бронетранспортеров с деревянными скамьями.

Чтобы мотострелкам не приходилось все время держать оружие при себе, на стенках отсека располагались специальные крепления. Они прекрасно подходили для фиксации пистолетов-пулеметов МР-38 и МР-40, а также карабинов Маузер 98К – основного вооружения мотопехоты.

Вооружение

Основное вооружение, каким оснащался Sonderkraftfahrzeug 251, был пулемет Reinmetall-Borsig MG 34 калибра 7,92 мм. Расположенный в передней части боевого отделения, он мог вести подавляющий огонь, делая передвижение бронетранспортера более безопасным. К тому же, он оснащался бронещитом, что существенно затрудняло задачу противника по уничтожению пулеметчика. А мощные пули калибра 7,92 мм могли перерубать кустарник и молодые деревья, крошить кирпич и любые другие препятствия, оставляя врагу немного шансов. Стандартный боезапас к пулемету составлял 2010 патронов.

Кроме того, при необходимости в кормовой части мог быть установлен еще один пулемет MG-34. Он предназначался для ведения огня как по наземным целям, так и по воздушным.

Ходовая часть

Однако немецкие солдаты, воевавшие в разных странах мира, больше всего ценили бронетранспортер "Ханомаг" не за огневую мощь и даже не за броню, а за высокую проходимость. Ее обеспечивало полугусеничное шасси. Пара колес, расположенных спереди, позволяли направлять транспорт в нужном направлении, в то время как благодаря гусеницам обеспечивалась великолепная проходимость. Песок, болота, размокший после дождя чернозем – бронированное детище "Ханомага" чувствовало себя одинаково комфортно в любых условиях.

К тому же, необычное инженерное решение обеспечивало возможность резкого поворота. При обычном (до 15 градусов) поворот осуществлялся только благодаря колесам. Если же угол поворота был большим, то с помощью специального механизма внутренняя гусеница освобождалась, а мощность с нее передавалась на внешнюю. Благодаря этому "Ханомаг" легко мог развернуться на месте – при движении по городским улицам или нападении из засады на узкой лесной дороге это давало дополнительные шансы на выживание.

Преодоление препятствий

Мощный двигатель в сумме с продуманной ходовой частью позволяли бронетранспортеру эффективно преодолевать любые препятствия.

Например, форсировать водные преграды глубиной до 0,5 метров практически независимо от типа дна.

Рвы глубиной до 2 метров также не доставляли проблем – гусеницы прекрасно показали себя даже на сложных глинистых почвах.

Наконец, резкие подъемы (до 24 градусов) тоже преодолевались без особого труда. При ведении боевых действий на территории СССР подобная проходимость оказалась особенно важной.

Модификации

Все сказанное выше касается именно базовой модели Sd Kfz 251. Однако за последующие годы было выпущено большое количество модификаций – отличалось вооружение, назначение и даже основные ТТХ – вес, габариты. Всего было выпущено двадцать две модификации – одни доказали свою эффективность и выпускались сотнями, в то время как выпуск других ограничивался несколькими пробными десятками.

Расскажем о наиболее интересных из них, пополнивших список бронетранспортеров Второй Мировой войны. Ведь каждый из них заслуживает отдельного внимания:

  • Например, Sd Kfz 251/2 представлял собой полноценный самоходный миномет. Кроме стандартного пулемета MG-34 он комплектовался еще и минометом sGrWr 34 калибра 81 миллиметр с боекомплектом в 66 выстрелов
  • А Sd Kfz 251/3 использовался как машина связи – этот бронетранспортер укомплектовывался различными моделями радиостанций и разными типами антенн. Разумеется, в результате координация действия значительно улучшалась, что позволяло войскам действовать боле слаженно и эффективно.
  • Главным назначением Sd Kfz 251/6 стала перевозка командиров дивизий, корпусов и армий. Она обязательно комплектовалась рациями, благодаря чему командующий мог получать сводки прямо с поля боя, оговаривать дальнейшие действия с другими командирами.
  • Sd Kfz 251/8 использовался как бронированный санитарный автомобиль. Вмещал в себя восемь сидячих раненых или же четверых сидячих и двух лежачих.
  • Sd Kfz 251/9 представлял собой мощную огневую единицу, так как был укомплектован не только привычным пулеметом, но еще и настоящей пушкой! Короткоствольная 75-миллиметровая Kwk-37 с боекомплектом в 52 снаряда не представляла опасности для танков врага, зато прекрасно показала себя при уничтожении живой силы противника, а также укрепленных огневых точек.
  • БТР Sd Kfz 251/11 стал настоящим подарком для связистов. На правое крыло устанавливалась катушка с телефонным кабелем, что позволяло прокладывать его, не выходя из сравнительно безопасного десантного отсека.
  • Sd Kfz 251/16 стал действительно страшным орудием. Кроме двух пулеметов MG-34 он комплектовался двумя 14-миллиметровыми огнеметами. Общий запас огнесмеси составлял 700 литров – этого хватало, чтобы сделать до 80 выстрелов. Причем дистанция поражения была довольно большой – до 35 метров (сильно влияло направление и сила ветра). Однако для уничтожения живой силы, особенно солдат, засевших в окопах, эта модификация прекрасно подходила.

Где применялся БТР

Начнем с того, что немецкий бронетранспортер "Ханомаг" эффективно использовался на протяжении всей Второй Мировой войны – начиная с захвата Польши в 1939, заканчивая обороной Берлина в апреле 1945 года.

При оккупации стран Европы он позволил значительно повысить мобильность, перебрасывая крупные силы в нужные места в самые сжатые сроки.

Но в полной мере оценить ее смогли только главнокомандующие на Восточном фронте и в Африке. Бездорожье, грязь, песок – все это делало применение обычных грузовых автомобилей практически невозможным. А гусеничный привод позволял бронетранспортеру эффективно преодолевать любые препятствия, блестяще выполняя поставленные задачи.

Заключение

На этом мы заканчиваем статью. Теперь вы больше знаете про БТР "Ханомаг", каким может похвастать практически любой музей военной техники Европы. А заодно имеете представление о его ТТХ, броне, вооружении и даже различных модификациях.

Комментарии