Соколова Ирина и ее "большая жертва" в театре и в кинематографе
На сцене и в кадре Соколова Ирина полагалась на свою хорошую актерскую подготовку и одаренность. Выходец из театральной семьи она будет оттачивать свое мастерство у лучших преподавателей и станет гордостью отечественного кино и театра на десятилетия. Остается востребованной и любимой по сегодняшний день.
Театр по наследству
Будущая актриса родилась в Мурманске перед войной и потеряла своего отца на фронте. В 1940 году в актерской театральной семье появилась на свет одаренная дочь, без отца ее воспитает мама и бабушка. Женщины сумели привить еще с самого детства девочке любовь к актерскому ремеслу и искусству Мельпомены. Стоит отметить, что впервые девочку вывели на сцену еще в раннем детстве в качестве статистки.
Соколова Ирина выбирает профессию по примеру своих родителей: папа и мама у нее играли роли на сцене. После школы она тоже получает хорошее театральное образование при Театре юных зрителей в Ленинграде.
Если не считать студенческих и детских ролей, в 23 года Ирина уже дебютирует на экране в кино и в театре. С того времени будет оставаться одной из наиболее востребованных и успешных актрис 50 лет.
52 года в кино
В разные времена Ирина Соколова, биография которой уместила несколько разных эпох, была известна по неизменно блестящим ролям. В отличии от ее многих коллег, опытная актриса после развала прежней страны не исчезала с экрана или со сцены и умудряется быть на виду. После десятков ролей на службе у «советского экрана» с его цензурой и «черно-белой» моралью Соколова Ирина без жалоб и пререканий перестроится под новые «законы кино», полный перечень ролей до «развала союза» у нее умещает такие ленты:
- "Бухта Елены" (1963);
- "Заячий заповедник" (1972);
- "Разжалованный" (1980);
- "Пацаны" (1983);
- "Страховой агент" (1985);
- "По второму кругу" (1987);
- "Скорбное бесчувствие" (1987);
- "Гнев отца" (1988);
- "Дни затмения" (1988);
- "Закат" (1990);
- "Возвращение в Зурбаган" (1990);
- "Мои люди" (1990).
В 90-х и в новом тысячелетии опытной женщине одинаково легко давались роли в популярных телевизионных сериалах и смелых исторических лентах. В числе ее самых «весомых» работ уже в новой стране отметим:
- "Молох — Геббельс" (1999);
- "Телец" (2000);
- "Война" (2002);
- "Агент национальной безопасности" (2004);
- "Вольф Мессинг: видевший сквозь время" (2009);
- "Тайны следствия" (2015).
Своими ролями на экране Ирина Соколова, фото которой сейчас по праву служит иконой для многих молодых актеров, радовала зрителя 52 года. Последний раз появилась в кино еще в 2015 году, с того времени больше нигде не снимается.
Мастер перевоплощения
В карьере Соколова остается образцом разноплановой актрисы не только на родине, но и в мире. При всей любви к ней массового зрителя, вряд ли обыватели осознают мастерство Ирины в полной мере. Больше ее ценят коллеги и театральная публика, трудно не восхититься разнообразием жанров ее картин и характеров героинь.
Перевоплощение – это главный «конек» актрисы. Следует отметить, что начинала свою карьеру она с героев противоположного пола. Ей доверяли играть мальчиков и мужчин на сцене, а в кино самой весомой работой остается роль Геббельса. Причем в этом образе женщина появилась дважды – в ленте «Молох - Геббельс» и в «Вольфе Мессинге: видевшем сквозь время».
В кино Соколова играла нерегулярно, иногда с перерывами в несколько лет между съемками. Но когда ее не видели в кадре, женщина срывала овации. Конечно, она является в большей степени театральной актрисой и самые яркие образы воплотила в жизнь именно там. Большую часть карьеры посвятила одному коллективу в Санкт-Петербургском Театре юных зрителей.
Личная жизнь великой актрисы
Ирина Соколова, актриса, личная жизнь которой всегда была под «покровом тайны», остается безжалостна по отношению к представителям желтой прессы. Женщина почти ничего не обнародует из ее семейных обстоятельств. Информация на этот счет просачивается в виде отдельных незначительных фактов. Так, известно только, что великая актриса обзавелась за всю жизнь только одним ребенком. И дочь подарила ей уже двух внуков.
В своих интервью Ирина никогда не говорит о своем муже и вообще неохотно выходит из театральной «плоскости» в разговорах на публике. Но известно, что актриса яростно пресекает любые попытки дочери и внучки пойти по ее стопам. А обе девушки в свое время готовы были пойти на такой шаг. Но Ирина не скрывает, что считает свою карьеру большой жертвой и не советует ее никому повторять.
Самая яркая роль в кино
Кроме оваций на сцене Театра юных зрителей, Ирина показала себя не менее ярко и в кино. Ее работу на экране коллеги по цеху и критики оценили особенно хорошо по одной из наиболее успешных ролей. Речь идет о ленте «Молох» российского режиссера о Гитлере и его любовнице. Второстепенный персонаж Геббельс в исполнении Соколовой явно усилил фильм.
В 1999 году эту драматическую картину снял Александр Сокуров на немецком языке при финансовой поддержке пяти стран. Вряд ли широкой зрительской аудитории тогда и сейчас о чем-то говорит ее название. Но искушенные ценители кино и критики, конечно, оценили «Молох».
События второй мировой войны режиссер поместил в альпийское «логово» Гитлера и отвел героям только один день. Смелая лента с такими героями позволяет исполнителям ролей применить все свое мастерство в кадре. В их числе не стала исключением Ирина Соколова. С опытом игры мужских ролей в театре она легко справилась с образом Геббельса и привела в восторг зрителей.
Сейчас Ирина отметила уже 77-й день рождения.