Неофрейдизм - это... Определение, принципы, представители и особенности
Идеи Зигмунда Фрейда, высказанные им в начале прошлого столетия, всколыхнули мировое психологическое сообщество. Понятия бессознательного, сознательного, психоанализ стали новым явлением в психиатрической науке. Много блестящих научных умов того времени привлекли теории Фрейда. С этого момента метод психоанализа начинает широко изучаться, и внедрятся в психиатрическую практику.
Основные теории З. Фрейда
Еще в конце 19 столетия Фрейд выдвинул теорию влияния сексуальной энергии на расстройства психики. Либидо – центральное понятие психоанализа, означает сексуальную энергию, которая направляется на все то, что можно назвать любовью. Половое влечение, отношения с родителями и детьми на основе любви и привязанности, самовлюбленность, патриотическая любовь к Родине и народу – все это проявление либидо. По мнению Фрейда, либидо участвует в формировании личности человека, а неправильное ее направление приводит к психическим расстройствам и неврозам.
Открытие бессознательного. Как утверждал сам ученый, понятие бессознательного было известно еще древним философам. Но заслуга Фрейда заключается в разработке научного метода психоанализа, позволяющего проникнуть в глубокие неосознанные пласты психики для обнаружения проблем патологии личности. Другими словами, психоанализ помогает понять причины, приведшие к заболеваниям.
В своих работах Фрейд описал психологическую реальность, отличную от представлений того времени. Психика человека рассматривалась как «биологический механизм» с набором инстинктивных и рефлекторных реакций. Фрейд описал внутреннюю картину личности как единый взаимосвязанный живой организм, базирующийся на принципах причины и следствия, непрерывности и последовательности.
Распространение идей
Идеи Фрейда захватили многих образованных людей: врачей-психиатров, психологов, философов-мыслителей, начинают появляться ученики и последователи. Методы психоанализа применяются не только в психиатрии, но и в диагностике психологических проблем.
Открываются институты и научные общества, собираются конференции по изучению и внедрению психоанализа. Однако чем больше и пристальнее изучался вопрос, тем очевиднее проявлялась несостоятельность отдельных моментов теории. По мнению некоторых его последователей, считать, что все проблемы личности возникают из-за фрустрированных желаний либидо – это однобоко и недальновидно.
З. Фрейд ревностно защищает положения теории, не желая прислушиваться к мнению учеников, базирующееся на опытных данных. Вскоре в сообществе ученых, изучающих психоанализ, наметился раскол, приведший к разрыву отношений и зарождению неофрейдизма (от греч. neos — новый + фрейдизм).
Определение неофрейдизма
Неофрейдизм – это новая психологическая школа, ориентированная на рассмотрение личности человека через призму социокультурных факторов.
Основателями данного направления в психологии стали Г. Салливан, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм. Они обратили внимание на то, что не все проблемы с психикой можно объяснить стремлением либидо. Не устраивал и тот факт, что Фрейд основывал свою теорию, изучая отклонения психики у пациентов психиатрических клиник, не принимая во внимание такое явление, как здоровое развитие индивидуума. Однако фундаментом рассмотрения личности остается психоанализ Фрейда. Неофрейдизм переносит акцент на выявление причин личностных отклонений в сферу конфликта между человеком и обществом.
Философская основа
Природа бессознательного намного глубже и шире, его нельзя запихнуть в прокрустово ложе биологического сексуального инстинкта. Поведение человека складывается из многих составляющих и имеет символическую природу - это основное различие между классическим психоанализом и неофрейдизмом.
Общество имеет большое влияние на развитие личности. Человек изначально рождается свободным и имеет независимую природу желаний. Постепенно происходит внедрение в сознание человека общественных ценностей. Философия неофрейдизма наделяет общество враждебной природой. Предъявляя личности свои ожидания и нормы, социум заковывает индивидуум в свои рамки, не позволяя ему самореализоваться. Через исцеление личности должно происходить и исцеление общества.
Теории неофрейдизма
Общество предъявляет человеку много различных требований. Способность личности вписаться в рамки социума, соответствовать его ожиданиям будет говорить о степени адаптивности индивидуума.
Характер формируется с детства на основе культурных, исторических, религиозных и т. д. факторов. Столкновение интересов общества с желаниями личности, их не совпадения, могут привести к внутриличностному конфликту. Страхи, живущие в подсознании, непринятие своих отрицательных качеств, заниженная самооценка приводят к повышенной тревожности и возникновению психологических проблем.
Что такое неофрейдизм, в общем смысле понятно, но каждый последователь данного направления привнес свое понимание. Например, К. Хорни, не отрицая идею бессознательного, пришла к выводу, что причины психологических проблем личности будут отличаться в зависимости от национальных, исторических и культурных составляющих. А. Адлер акцентировал внимание на бессознательном стремлении человека к власти. К. Юнг сосредоточился на изучении коллективного бессознательного и архетипов.
Индивидуальная теория личности А. Адлера
Бытующее мнение о том, что Альфред Адлер был одним из первых учеников З. Фрейда, не соответствовало действительности. Еще до знакомства с идеями психоанализа Адлер вел свои научные изыскания в данном направлении. Он влился в общество психоаналитиков, имея уже сформированное профессиональное мировоззрение. Знакомство с З. Фрейдом началось с письма, где мэтр психоанализа выражал свою благодарность молодому человеку, выступившего в защиту его новой книги «Толкование сновидений».
Однако, принимая основные концепции теории бессознательного, А. Адлер никогда не был ортодоксальным приверженцем тезиса об универсальности либидо. Напротив, неофрейдизм Адлера заключался в выдвижении на роль движущей силы в развитии личности энергию творчества. Когда он опубликовал книгу «Исследование неполноценных органов», где изложил свое понимание развития психических процессов, отношение Фрейда к молодому человеку резко ухудшилось. Основатель психоанализа ревностно, где-то, даже болезненно, относился к отклонениям от его теории, не принимая инакомыслия. С такими людьми он предпочитал расставаться, считая их «параноиками», а идеи «непонятными».
Адлер пошел по своему пути. Его неофрейдизм – это рассмотрение расстройств личности с точки зрения бессознательного стремления человека к превосходству над другими.
Индивидуальная теория личности концентрировала внимание на том, что человек творит себя сам, но его свобода ограничена ложными целями, навязанными обществом еще с детства. Проблема невозможности реализации личности в полном объеме заключается в чувстве неполноценности, которое она испытывает в сравнении себя с более успешными людьми и идеалами общества. В результате, человек, чтобы преодолеть это чувство, стремится реализовать фиктивные цели, которые сам себе и установил для достижения превосходства над другими. Власть больше всех отвечает на данный запрос личности. Поэтому человек подсознательно стремится к власти и совершенству, чтобы компенсировать когда-то нереализованные желания в почете и уважении.
Многие идеи, высказанные им в теории, носили автобиографический характер. Например, желание личности быть принятым в общество себе подобных, возможность реализовать свой потенциал, тем самым быть полезным для окружающих, было вложено в идею социального интереса, где подчеркивалась важность общих ценностей и сопереживания друг к другу. В детстве Адлер был слабым ребенком, и он испытывал огромную благодарность детям, которые принимали его в совместные игры. В общении с друзьями он получал ту долю внимания и уважения, которого был лишен в семье.
Теории К. Юнга
К Карлу Юнгу, так же как и к Альфреду Адлеру, нельзя применить в полном значении слово "неофрейдизм". К. Юнг задолго до встречи с З. Фрейдом начал изучать природу «душевных» болезней.
Психиатрия того времени специализировалась в основном на описании симптомов психических отклонений и назначении лечения, которое сводилось к купированию сильных проявлений. Юнг один из первых врачей, которого перестало удовлетворять простое описание состояния пациента. Он хотел знать причину, ту отправную точку, которая послужила толчком для развития заболевания. Первое, что он сделал, стал разговаривать с больными, выясняя обстоятельства жизни, которые предшествовали их появлению в клинике. Благодаря этой простой процедуре, Юнг выяснял, что, несмотря на схожесть симптомов, у некоторых пациентов не шизофрения, как диагностировалось ранее, а психическое расстройство из-за пережитой психотравмы. Соответственно лечение было совсем иным.
На основе бесед с пациентами Юнг разработал метод диагностики, который был назван ассоциативным тестом. Ценность данного теста в том, что он позволяет проникнуть в глубины подсознания для выяснения причин психических проблем.
В те научные изыскания, которые вел Юнг, органично вписывались идеи психоанализа. Естественным образом он заинтересовался теориями Фрейда, и с головой погрузился в их изучение. В дальнейшем их связывали не только рабочие, но дружеские взаимоотношения. Поэтому Фрейд остро отреагировал на «уход» Юнга из классического психоанализа. Хотя Юнг и не хотел причинять другу боль, такова была цена за возможность иметь свое мнение.
Неофрейдизм Юнга выражался в отказе от главенствующей роли сексуальной энергии и выдвижении на первый план социокультурных факторов. Юнг считал, что человек рождается с набором определенных качеств, наклонностей и предпочтений. Окружение, социум не формируют личность, а дают возможность реализоваться уже заложенной индивидуальности.
Юнг идет дальше и разрабатывает теорию коллективного бессознательного, с которым индивидуальное бессознательное имеет тесную связь, и где черпает знания и идеи. Таким образом, неофрейдизм – это расширение понимания бессознательного, которое включает в себя как индивидуальное, где хранятся вытесненные желания, подавленные страхи, неосознанные негативные качества, так и общее, имеющее не только память о прошлом, но и видение настоящего и будущего.
Коллективное бессознательное включает опыт человечества на протяжении всего существования, и оно едино для всех. К такому выводу Юнга привели результаты изучения сказок, мифов, преданий и т. д. разных народов мира. Сняв национальный колорит, он обнаружил поразительное сходство историй и героев. Эти герои явились первообразами многих поколений людей – Юнг назвал их архетипами.
Архетипы, находясь в коллективном бессознательном, влияют на неосознанный выбор модели поведения в разных ситуациях.
Идеи К. Хорни
Карен Хорни - первая женщина в Германии, которой позволили изучать медицину. Имея много внутренних проблем, склонность к депрессии, она увлекается идеями психоанализа. Но, по мере изучения и практики, приходит разочарование и свое понимание природы психологических проблем, что спровоцировало ее исключение из общества психоаналитиков.
Основав Ассоциацию содействия развитию психоанализа, К. Хорни становится вдохновителем течения неофрейдизма.
Неофрейдизм Хорни заключался в видении того, что в каждой стране социальные отношения между людьми отличаются, и соответственно причины неврозов также имеют различную природу. Этот факт был обнаружен после ее переезда из Германии в Америку.
Центром любого невроза является внутренний конфликт. Фрейд считал, что это борьба между вытесненными инстинктивными желаниями и давлением со стороны социума. Карен Хорни не отрицала данного тезиса, но считала его недостаточным для возникновения психических расстройств. Причина внутреннего конфликта, по ее мнению, заключался в тревожности. Чтобы снизить уровень тревоги, включаются защитные механизмы психики, такие как избегание неудач, отрицание и т. д. Защитные механизмы помогают человеку справляться с травмирующими ситуациями, но при этом возникает постоянное чувство неудовлетворенности.
Защитные тенденции Хорни назвала «невротическими наклонностями», подразумевая под ними повторяющиеся, лежащие в основе невроза, подсознательные реакции. Например, потребность в любви и желание власти приведет к противоречию: не получится одновременно заботиться о людях, ожидая от них любви, и «идти по головам». Внутренний конфликт между противоположными наклонностями неизбежно приведет к развитию невротического состояния.
Противоборство противоречивых желаний является частным случаем. Основной или главный конфликт происходит между «Я» и идеальным «Я», который имеет более глубокую природу – это борьба между созидающими и разрушающими силами. По аналогии, соперничество между несовместимыми стремлениями – это, как конфликт между конкурирующими фирмами, где принимают участие только две стороны. Конфликт между реальным и идеальным "Я" – это гражданская война, в которую вовлечена вся страна.
Неофрейдизм Э. Фромма
В отличие от своих коллег, Эрих Фромм не имел медицинского образования. В университете он изучал философию, социологию и психологию. Это наложило определенный отпечаток. В своих работах Фромм рассматривает развитие личности больше с позиций философии и социологии. Здесь его взгляды совпадают с идеями неофрейдизма. Фромм считает, что объяснить все многообразие поведения человека только лишь биологическими инстинктами невозможно.
Человека можно понять через его отношение к миру, к себе, к другим. Становление личности происходит во взаимодействии внутренних побуждений и социальными нормами. Эрих Фромм, как и другие представители неофрейдизма, считал, что психоанализ должен включать в себя:
- Не только понимание биологической природы личности, но и оперировать такими понятиями, как свобода, вера, справедливость, истина и т. д.
- Наряду с методом самонаблюдения, предоставлять возможность человеку выговорится, исповедоваться. Проговаривание болезненных ситуаций позволяют по-другому взглянуть на них, тем самым, снизив их психотравмирующее действие.
- Применять методы психоанализа для оценки исторических и культурных событий.
Заключение
Кратко неофрейдизм можно охарактеризовать, как стремление выяснить причину психических расстройств, изучив влияние общества на человека и природу их взаимоотношений, так как причина многих психических отклонений лежит вне самой личности. Современное общество, с его чисто материальными ценностями, зачастую приводит человека к одиночеству и отчужденности.
Неофрейдизм – это попытка ответить на вопрос, как должен жить человек, чтобы гармонично влиться в общество, не подавляя свою природу.