Делфтский фарфор: описание, технология производства, история возникновения, фото

Делфтский фарфор представляет из себя керамику, выполненную в сине-белом цвете, которая производится в голландском городе Делфте. Изделия из такого фарфора давно стали городским символом и очень популярным сувениром у туристов. О технологии производства, истории появления и интересных фактах будет рассказано в этой статье.

История появления

Возникновение делфтского фарфора относится к XVII веку, когда гончарное производство в голландском городе под названием Делфт переживало свой золотой век. Одну из главных ролей в развитии производства фарфора сыграл подъем морской торговли.В то время в городе работало одно из шести представительств Ост-Индской компании, и ее корабли завезли в Голландию образцы сине-белых и полихромных керамических изделий с Дальнего Востока.

В этот период гончары из Делфта испытывали острый дефицит глины, поэтому ее привозили из других стран. До 1640 года всего десять горшечников могли вступить в гильдию Св. Луки (цеховое объединение скульпторов, художников и печатников), которая давала им большие преимущества.

Увеличение производства керамических изделий было связано с тем, что качество речной воды было крайне низким. Из-за этого подавляющее большинство пивоварен закрылось, а на их месте были открыты гончарные мастерские. Также большое число пивоварен закрылось после сильного взрыва пороховых складов, который произошел в 1654 году. Обширная часть города была практически полностью уничтожена.

Рост спроса

Необходимость в делфтском фарфоре обуславливалась еще и тем, что все товары в Голландию доставлялись морем, что было связано с большим риском. Доставка керамики из Китая была очень проблематичной, довольно часто корабли не доплывали до Голландии. Как, например, шведский парусник в 1745 году, который налетел на скалу под водой и затонул в 900 метрах от гавани с большой партией фарфора из Китая. Эти события также увеличивали спрос на продукцию мастеров из Делфта.

Одной из технологических особенностей делфтского фарфора было использование многократного цикла глазурирования производимой продукции. Ее осуществляли свинцовой глазурью, а завершающий обжиг производили при низкой температуре, что придавало схожесть изделия по его характеристикам с фаянсом.

Расцвет производства

Производство фарфора в Делфте процветало с середины XVII до второй половины XVIII века. Делфтский фарфор был не очень прочным, в основном выпускали изразцы, которыми облицовывали печи и стены, а также столовую и декоративную посуду. Изначально мастера копировали форму посуды и ее роспись с китайских образцов (орнаменты и пейзажи Китая пользовались спросом). В дальнейшем гончары стали выпускать изделия с сюжетами из Библии и пейзажами, которые присущи просторам самой Голландии (ветряные мельницы, цветочные композиции, рыбацкие лодки и побережье).

Рисунок на производимых изделиях отличался красотой и качеством исполнения, изящная прорисовка тонких линий отличала этот фарфор от любого другого. С 1650 года местные мастера помимо фабричной марки ставили свое именное клеймо. На делфтском фарфоре клеймо гарантировало высокое качество изделия.

Закат популярности

Проблемы с реализацией изделий из фарфора у делфтских мастеров начались с 1746 года, когда английский химик, сэр Уильям Кукворти, изобрел рецепт белой глины. Посуда и изделия из нового материала отличалась большей прочностью. Произведенную продукцию покрывали прозрачной глазурью, что придавало узору глубину, объем, яркость и четкость.

Английская керамика уступала делфтскому фаянсу в художественном оформлении. У англичан рисунок получался не очень аккуратный, а сам фаянс был грубым и твердым, глазурированное покрытие легко трескалось и скалывалось. Однако английская керамика, хотя и отличалась от делфтского фарфора, по-своему была красива. Но главное ее достоинство заключалось в низкой цене, так как она раскрашивалась не вручную, а при помощи печати.

Голландские производители не смогли выдержать конкуренции с англичанами, и гончары из Делфта начали закрывать свои мастерские. В конце XIX века от процветающего производства фарфора осталась только одна мастерская. Ее хозяин сохранил его благодаря тому, что он отказался от традиционной ручной росписи изделий и начал наносить узоры печатным способом.

Технология производства

В самом начале производства делфтского фарфора берутся гипсовые формы и заполняются раствором глины. Гипс очень быстро впитывает излишки влаги, а после застывания в форме образовывается заготовка будущей тарелки, кружки или вазы. Используя нож, губку и воду, мастер отделяет оставшиеся швы от заготовки. Затем будущее керамическое изделие отправляют в печь на 24 часа для первого обжига, выдерживая температуру 1160 °С.

После этого изделие, которое называют бисквитом, отправляют художнику, который его расписывает. Это самая кропотливая и ответственная часть производства делфтского фарфора. Все изделия расписываются мастером вручную, это легко заметить, ведь на керамике остаются следы от кисти.

Роспись и завершение процесса

Краска сразу же впитывается в пористую фактуру глины, поэтому даже несущественную помарку исправить не представляется возможным. Если все-таки художник сделал слегка неаккуратный узор, изделие сразу же теряет в цене.

После того как изделие расписано, рисунок, изображенный на нем, сначала выглядит необъемным и тусклым. И лишь после глазурирования и вторичного обжига при температуре около 1170 °С процесс считается завершенным. Глазурь не только создает защитный слой на фарфоре, но и придает росписи визуальную глубину и объем. На фото делфтского фарфора можно увидеть, какие яркие и объемные рисунки получаются после завершения производственного процесса.

Сохранение традиций

Секрет изготовления этого фарфора мог быть безвозвратно утерян, если бы в 1876 году два нидерландских предпринимателя не приобрели фабрику для сохранения и возобновления старинного производства делфтской керамики.

В 1884 году они создают новый рецепт белой глины, которая по прочности превосходит английскую продукцию. Затем полностью изменили технологический процесс и стали производить керамику. Сразу же после этого продукция начала пользоваться успехом, в Амстердаме делфтский фарфор раскупался многочисленными туристами. Это способствовало росту узнаваемости голландской керамики во всем мире.

В 1919 году бренд «Делфт» получает звание королевского - за сохранение и возрождение гончарных традиций Голландии.

Фабрика и музей фарфора в Делфте

Сегодня процесс производства этой великолепной керамики можно увидеть своими глазами, если посетить Королевскую фабрику в Делфте. Для привлечения покупателей и поддержания спроса предлагается посмотреть, как именно в настоящее время изготавливают делфтский фарфор. Кружки, тарелки, вазы, статуэтки и многое другое создается в вашем присутствии.

При желании можно посетить музей фарфора, где представлены различные керамические изделия, изготовленные в настоящее время, а также более ста лет назад. Некоторые экспонаты — это настоящие шедевры, как, например, плиточное панно, на котором изображена точная копия известнейшей картины «Ночной Дозор», написанной Рембрандтом. Все панно состоит из 480 плиток и выглядит очень впечатляюще.

Наслаждаясь красотами Голландии ее архитектурой, историей и музеями, следует обязательно познакомиться с выставкой делфтского фарфора, ведь он действительно является произведением гончарного искусства.

Комментарии