Расстроенное пианино: кто играет на расстроенных клавишах?
Несмотря на то, что любой учитель музыки непременно скажет, что играть на расстроенных инструментах категорически нельзя, уже на протяжении почти ста лет расстроенное пианино является самостоятельным клавишным музыкальным инструментом. Кто и зачем играет на расстроенных клавишах?
Когда возник стиль "расстроенной" игры на пианино?
Разумеется, точную дату первого выступления с игрой на расстроенном пианино назвать невозможно. Однако точно можно сказать, что в первом десятилетии ХХ века этот прием уже активно использовался представителями музыкального авангарда.
В поисках новых звуков пионеры музыкального авангарда испытывали все, что попадалось им под руку: играли на бутылках, пилах, наполненных хрустальных бокалах. В то же время Львом Терменом был изобретен удивительный по своему звучанию Терменвокс. И вот, кто-то из таких искателей однажды заметил, какие странные и уникальные ноты выдает расстроенное пианино: звук был идеальным для того, чтобы подчеркнуть постмодернистское звучание любой фортепианной партии - дребезжащая музыка звучала свежо и необычно.
В двадцатые годы использование расстроенного клавишного инструмента стало регулярно практиковаться в музыкальном сопровождении авангардных представлений, например, спектаклей Всеволода Мейерхольда. Звуки такого пианино помогали усилить гротескный эффект происходящего на сцене. Позже использование расстроенных инструментов перешло в такие музыкальные жанры, как джаз и рок-н-ролл - здесь искаженные ноты помогали подчеркнуть экспрессивность и бесшабашность мелодий. На фото ниже знаменитый рок-н-ролльщик 50-х годов Джерри Ли Льюис играет на расстроенном пианино. Он использует не только руки, но и ноги, и голову.
Звук расстроенного пианино
По сравнению с классическими звуками настроенного инструмента, звучащими твердо и чисто, пианино, даже слегка расстроенное, отличается нечеткими, дребезжащими звуками с вибрирующей продолжительностью. Ноты сильно уходят в минор и звучат несколько визгливо. Например, композиция Бетховена "Лунная Соната" на расстроенном пианино приобретет более зловещее и тоскливое звучание. Прослушайте его исполнение на видео, представленном ниже.
Расстроенное пианино в рок-музыке
Кроме уже упомянутого Джерри Ли Льюиса, дребезжащие звуки расстроенных клавиш активно использовались как в 50-х годах в жанре классического рок-н-ролла, так и в конце 60-х, с появлением психоделического рока. Пианино без настройки можно услышать в некоторых композициях из психоделических альбомов The Beatles и The Rolling Stones. Особенно часто этот прием использовал Рэй Манзарек, клавишник группы The Doors.
Использование в театре и кино
Как уже говорилось выше, расстроенное пианино применялось еще в спектаклях Мейерхольда - после него такая музыка стала характерной для авангардного театра и театра абсурда. Музыку расстроенных клавиш используют и многие современные режиссеры, например, Роман Виктюк.
В кино расстроенное звучание чаще всего используется в вестернах, так как напоминает салунное звучание механических пианино, распространенных на Диком Западе. Пример можно увидеть ниже.
Самым известным композитором, использующим пианино без настройки, является Ханс Циммер. Например, в фильме Гая Ричи "Шерлок Холмс", Циммер создал все композиции с использованием расстроенного пианино, скрипки и банджо. Таким образом композитор хотел подчеркнуть безумие главного героя и музыкально изобразить хаос, который творится у него в голове. Для такой цели расстроенное пианино периодически используется в кино: усиливая гнетущий либо сумасшедший эффект, оно становится незаменимым в психологических триллерах и фильмах ужасов.