Франшиза: как открыть, особенности, плюсы и минусы
Многие люди хотят открыть собственное дело, но никак не могут решиться на этот ответственный шаг. Причиной такой нерешительности является отсутствие идеи или страх потерпеть неудачу. Поэтому в результате новички останавливаются на варианте построения бизнеса по франшизе.
В данной статье представлена информация о том, как открыть франшизу, какие в этом деле преимущества, недостатки и прочие нюансы.
Особенности франшизы
При заключении соглашения франшизы прописываются условия сотрудничества между двумя сторонами. Договор гарантирует франчайзи (обладателю) право осуществлять коммерческую деятельность от лица франчайзера, применяя в работе готовые схемы предоставления услуг или реализации товаров под именем известной торговой марки.
Франчайзером, как правило, является известная компания или корпорация, сумевшая зарекомендовать себя на рынке с положительной стороны. Кроме того, она должна иметь позитивный имидж и хорошую репутацию среди потребителей. Успешные европейские, американские и китайские организации активно занимаются продвижением франшизы, расширяя тем самым географические границы и открывая новые офисы для продажи собственных товаров и услуг. Как же открыть франшизу?
Покупателю франшизы предоставляются исключительные права на осуществление предпринимательской деятельности под брендом торговой марки. Франчайзер со своей стороны обязуется обеспечить следующее:
- Работающий и эффективный бизнес-проект.
- Возможность использования результатов интеллектуальной собственности.
- Фирменный стиль и план техники обслуживания.
- Обучение сотрудников и повышение их квалификации.
- Постоянное взаимодействие, поддержку и консультирование.
- Маркетинговое продвижение.
Все перечисленные инструменты позволяют гарантировать получение стабильной прибыли с общим периодом окупаемости через год-полтора.
Материальная сторона
К примеру, человек решил открыть турагентство по франшизе. Для этого он оформил соглашение и получил готовый бизнес, осталось только взять и начать пользоваться. Но собственник компании делится торговой маркой не просто так, а на определенных условиях. У каждого франчайзера они отличаются, чаще всего используются следующие схемы:
- Выплата паушального взноса. Это первоначальный платеж, который требуется оплатить для заключения соглашения. Это своего рода членский взнос или арендная плата за бренд. Размеры таких взносов бывают настолько велики, что начинающему бизнесмену они просто не по карману.
- Роялти. Выплачивается каждый месяц в пользу собственника. Сумма зависит от процента с дохода франчайзи, прописанного в договоре. Иными словами, предприниматель должен ежемесячно перечислять владельцу торговой марки своеобразный налог с прибыли.
Но не все формы франшизы включают в себя эти понятия. Условия зависят от конкретного случая. Некоторые организации берут только паушальный взнос, у других он, наоборот, отсутствует, но франчайзи обязан выплачивать ежемесячное роялти. Встречаются случаи, когда владелец бренда требует выплаты первого взноса и комиссионных за каждый месяц. Поэтому прежде чем принимать решение о приобретении франшизы, следует реально оценить собственные возможности.
Можно ли открыть магазин по франшизе без вложений? Да, такой способ есть. Его принцип заключается в том, что предприниматель, претендующий на это право, должен убедить владельца торговой марки в своей способности вывести бизнес на новый уровень. Это очень сложная задача. В редких ситуациях франчайзер готов стать инвестором предпринимателя.
Преимущества франшизы
У франшизы, как и у любого другого коммерческого направления, есть свои плюсы и минусы, о которых предпринимателю стоит знать заранее. Открыть франшизу с нуля – это тяжелая задача, включающая в себя урегулирование отношений между владельцем бренда и бизнесменом.
К преимуществам запуска собственного дела по франшизе относится следующее:
- Предприниматель покупает готовый бизнес, успевший зарекомендовать себя на рынке. В него входит помощь в организации, консультирование, поставка сырья и прочих составляющих. Приобретенная торговая марка уже популярна на рынке, поэтому бизнесмену не придется тратить средства на ее продвижение.
- Для этого направления бизнеса считается нормой проведение консультаций собственником франшизы, поддержка при установлении связей с поставщиками, обслуживающими компаниями, рекламщиками и так далее. Франчайзи не нужно заново изобретать велосипед, за него это сделали ранее.
- Кредит для того, чтобы открыть по франшизе турагентство, например, получить гораздо проще. При оформлении займа собственник бренда может выступать гарантом безопасности сделки- это большой плюс. У обычных предпринимателей подобная привилегия отсутствует.
- Невысокие требования. Для ведения бизнеса по франшизе не требуются специфические знания. Покупателю торгового знака достаточно иметь некоторые познания в выбранной области и элементарном менеджменте. Но не получится обойтись совсем без трат, средства потребуются для улучшения собственного дела.
- Возможность спрогнозировать финансовую ситуацию. При запуске собственного дела очень сложно точно рассчитать прибыль. Но в том случае, если вы приняли решение открыть по франшизе кофейню, к примеру, все будет гораздо проще. Предпринимателю предоставляется большой объем данных, использование которых непременно приведет его к точному прогнозированию ситуации перспектив.
- Отсутствие потребности изучения рынка. Всю необходимую информацию собирает и предоставляет владелец торгового знака. Это огромная экономия времени и гарантия получения результата уже в первый месяц работы.
Недостатки франшизы
Помимо очевидных достоинств, у этой формы бизнеса существуют и весомые недостатки:
- Для того чтобы открыть магазин по франшизе, нужны большие вложения. Покупка готового бизнеса и его запуск требует значительных денежных затрат. Как правило, у начинающих бизнесменов нет крупной суммы или они боятся ее тратить, соответственно, мало кто рассматривает этот вариант.
- Практически полная зависимость от франчайзера. Особенно сильно это проявляется в том случае, если собственник бренда несет убытки. Это неизбежно коснется и предпринимателя.
- Обязательства перед франчайзером. Личный заработок придется делить с владельцем бренда. Но процент его доли совсем небольшой, поэтому предприниматель останется в плюсе.
- Туманные перспективы. Ликвидация сети франшиз ведет к обязательному закрытию бизнеса. Франчайзи имеет право осуществлять деятельность только до того момента, пока действует соглашение.
Как открыть франшизу, с чего начать?
В первую очередь необходимо определиться с направлением деятельности. Эксперты советуют выбирать то, что вызывает интерес и в чем человек разбирается. Особенно если это первое дело. Если, к примеру, будущий бизнесмен ничего не смыслит в компьютерной технике, то не следует открывать магазин оргтехники. Интересуетесь модой – можно смело открыть по франшизе интернет-магазин стильной одежды и аксессуаров. Хотите использовать знания, полученные за годы учебы в экономическом вузе, – изучите предложения кредитных учреждений.
Помимо личных увлечений, необходимо помнить и о финансовой стороне. Приобрести дело по франшизе несложно, но все они различаются по начальной стоимости и последующим вложениям. Самыми дорогими являются предложения ресторанов, гостиниц, фитнес-центров и гипермаркетов. Розничные магазины стоят гораздо дешевле.
Способ покупки
Приобрести франшизу можно несколькими способами:
- Вложение собственных средств.
- Банковский заем.
- Инвестирование собственником бренда.
Самым очевидным вариантом является покупка дела на собственные средства. Но не у всех есть такая возможность. Поэтому большинство предпринимателей начинают строить собственный бизнес на деньги, взятые в заем у банка.
Существует и третий вариант, позволяющий открыть магазин по франшизе без вложений. Он предполагает финансирование со стороны компании, продающей франшизу. Сделать это получится только в том случае, если франчайзи уже работает в нужной организации, и она практикует подобную форму взаимоотношений со служащими. Предприимчивый сотрудник может быть назначен на должность руководителя филиала, а через некоторое время стать его собственником.
Если же этот вариант является неприемлемым, то можно поискать инвестора на стороне. Один факт приобретения франшизы значительно повышает шансы на успех – бизнесмены охотнее вкладывают деньги в зарекомендовавшие себя бренды, чем в стартапы. Объясняется это тем, что успешность последних никто не может гарантировать.
Выбор выгодного бизнеса
Существуют специальные организации, предоставляющие перечень открытых франшиз в России, но можно обратиться к собственнику выбранной торговой марки самостоятельно. Выбор таких компаний велик, но все ли они выгодные? Вот основные признаки того, что выбранный бренд будет приносить прибыль:
- Широкая сеть действующих точек. Когда у компании много открытых точек и все они успешные, то можно сделать вывод о том, что у торговой марки есть будущее.
- Срок существования. Лучше выбирать организацию, которая уже некоторое время работает на рынке и успела окупить вложения. В противном случае велик риск нарваться на тех, у кого не все гладко, и франшизы они продают для покрытия собственных расходов.
- Поддержка предпринимателя. Следует детально выяснить, какую помощь собственник бренда готов оказывать покупателю. Все меры поддержки должны быть зафиксированы на бумаге, не стоит верить на слово.
- Бизнес-план. Серьезные учреждения предоставляют готовый бизнес-план и материалы по оценке эффективности выбранного проекта. Однодневные компании только уверяют, что данную франшизу открывать выгодно, не обозначая при этом никаких конкретных цифр и не давая гарантий.
Стоит понимать, что даже самая успешная франшиза не может гарантировать стопроцентного успеха и высокого дохода – бизнесмен должен и сам прикладывать много усилий и стараний. Необходимо тщательно изучать рынок, с которым предполагается работать – есть ли интерес у аудитории на выбранные услуги или товары, существуют ли аналоги, каковы цены и что предлагают конкуренты.
Дальнейшие шаги
Не знаете, как открыть франшизу? После того как все выгоды и риски были просчитаны, а выбор франшизы сделан, потребуется преодолеть еще несколько важных этапов:
- Актуализация коммерческого проекта. Как уже было отмечено выше, собственники бренда, ориентированные на долговременное сотрудничество и получение результата, предоставляют готовый бизнес-план. Он включает в себя финансовое планирование и смету необходимых вложений. Это стандартный проект, который требует некоторых изменений, поскольку условия изменяются в зависимости от города и месторасположения точки. Требования для того, чтобы открыть франшизу в Москве и в Самаре, безусловно, будут разными.
- Аренда и ремонт помещения. Перед тем как выбрать и отремонтировать помещение, а также нанимать сотрудников, стоит узнать о требованиях со стороны владельца бренда. Многие компании устанавливают на этот счет строгие рамки – площадь и местонахождение помещения, дизайн, состав команды и прочее. Некоторые франчайзеры помогают решить все сопутствующие вопросы и предоставляют готовый дизайн-проект. Самые обстоятельные организации самостоятельно обучают сотрудников, присылают мерчандайзеров и организуют торжественное открытие офиса.
- Плановое взаимодействие с продавцом. После покупки и открытия магазина стороны не ограничиваются только регулярными выплатами, собственник бренда принимает активное участие в деятельности новой точки. Франчайзер осуществляет маркетинговую поддержку, проводит обучение и переквалификацию персонала, занимается разработкой акций для стимуляции продаж (специальные предложения и распродажи). Розничные магазины получают рекомендации от байеров по закупке конкретных товаров. Стороны регулярно взаимодействуют по вопросу закупки и доставки товаров.
Окупаемость франшизы зависит от множества моментов, но в среднем эти сроки гораздо меньше, чем при запуске собственного дела, выстроенного с нуля. Да и выгода стабильнее, поскольку предприниматель застрахован от множества сложностей, которые возникнут при самостоятельном ведении дел.
Стоимость франшизы
Размер стоимости выбранного проекта напрямую зависит от сферы деятельности и известности выбранного бренда. Из огромного перечня доступных вариантов самыми популярными и рентабельными являются точки быстрого питания и магазины одежды, а также можно по франшизе открыть аптеку.
Сумма паушального платежа среднего бизнеса начинается со 150 тысяч рублей. Популярная марка типа Adidas обойдется в 20 тысяч долларов, а точка StarBucks - в 150 тысяч долларов. Каждый собственник торговой марки самостоятельно определяет конечную стоимость франшизы с учетом предполагаемой прибыли франчайзи и оценкой экономической эффективности для собственного бизнеса.
Стоит ли строить бизнес по франшизе
Выгодно ли открывать франшизу? Да, если правильно подойти к делу. Прежде чем принять решение, необходимо проанализировать социально-демографические особенности местности и уровень конкуренции. Объективная оценка и детальное рассмотрение рыночной ситуации подскажут начинающему бизнесмену, какое выбрать направление.
Франчайзинг, как форма предпринимательской деятельности, является наиболее перспективным и эффективным способом ведения малого бизнеса. Обе стороны, участвующие в сделке, получают выгодные условия для собственного развития. Продавец, являющийся владельцем бренда, получает возможность расширить границы сбыта и привлечь новых потребителей своего товара. Покупатель франшизы получает в распоряжение проверенную и работающую схему ведения бизнеса, а также активную поддержку франчайзера и содействие в решении важных вопросов.