Педагогика сотрудничества, общие положения
Педагогика сотрудничества как научное направление со своими тезисами и принципами оформилась благодаря советским педагогам в перестроечных 1980-х годах, однако пропагандируемые ее основателями идеи уважения, взаимодействия на равных звучали в разные времена от разных мыслителей и общественных деятелей, среди которых – Ж.Ж. Руссо, Януш Корчак, К.Д. Ушинский и многие другие.
И все же понятие сотрудничества, которое предложил Симон Львович Соловейчик со своими единомышленниками, гораздо шире, нежели совместная деятельность учителя и ученика. Педагогическое сотрудничество в рамках школы должно осуществляться на всех уровнях, в том числе на уровне педагог-педагог и педагог-родители. Ведь учебный процесс не может осуществляться без влияния всей школьной системы и участия родителей, чей стиль воспитания может быть совсем иным.
Педагогика сотрудничества основным своим положением считала отношение к ученику как к равной, свободной личности. Ее последователи говорили о том, что воспитание, как и обучение, должно строиться не на одностороннем действии педагога на ученика. Симон Соловейчик смог объединить педагогов-новаторов, придерживающихся различных взглядов на обучение, но единых в мысли, что советская педагогика нуждается в гуманизации. Среди его последователей, совместно с которыми в «Учительской газете» в 1986 г. были опубликованы тезисы нового научно-практического направления, были Ш.А. Амогашвили, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Шаталов и другие.
Итак, какими базовыми принципами оперирует педагогика сотрудничества? Это:
- принцип опережения, ориентация на зону ближайшего развития;
- принцип сотрудничества педагога с учениками;
- отсутствие принуждения в учебной и внеклассной деятельности;
- организация материала по блокам;
- использование ключевых слов и опорных конспектов, и др.
Работающие в этом направлении педагоги предложили ряд методик, позволяющих значительно уменьшить время, необходимое для усвоения прежнего объема материала, поддерживая при этом интерес и мотивацию ученика. Этому способствовала и вербально-графическая форма подачи материала, и альтернативный подход к системе оценки, и внимание к творческим способностям ребенка.
К каким школьным предметам и ступеням обучения применима педагогика сотрудничества? Основатели этого направления разрабатывали свои методики и для начальной школы, и для среднего звена. Первоначально предложенные Ф.В. Шаталовым и другими педагогами опорные конспекты предназначались для изучения точных наук, однако позднее появился опыт создания и использования подобных опор и в преподавании гуманитарных и общественных дисциплин.
Педагогика сотрудничества неоднократно критиковалась за излишнее «потворство» ученикам и предоставление их самим себе, что затрудняет обучение в условиях общеобразовательной школы. Это вытекает из излишней, по мнению критиков, идеализации природы ребенка. Кроме того, реализация принципов педагогического сотрудничества требует от педагога особой квалификации и не может осуществляться им в одиночку. Для этого необходимо участие руководства, а также наличие коллектива единомышленников.
Подводя итог, можно сказать, что именно педагоги-новаторы 1980-х годов придали новый импульс развитию педагогической мысли, а методики на основе их идей продолжают разрабатываться и внедряться и сегодня как в школах, так и в образовательных учреждениях следующих ступеней. Более того, сформулированные принципы сотрудничества сегодня для многих становятся нормой организации учебного процесса независимо от их отношения к данному направлению педагогической науки.