Этническая музыка - это... Определение, описание, история и интересные факты
Главная тема настоящей статьи - это этническая музыка, определение термина и его краткая история. Данный вопрос является важным, поскольку многие путают настоящее понятие с другими, такими как народная музыка и музыкальный фольклор.
Музыка мира
Этническая музыка называется именно так в англоязычном мире. При переводе на русский, дабы избежать путаницы, было решено использовать слово, произошедшее от греческого корня «этнос». На западе данное понятие стало употребляться с 60 годов 20 века, когда большую популярность в Европе приобрела музыкальная культура других частей света.
Еще одним событием, с чем связывают создание нового термина, явилось появление номинации премии Grammy, в которой награда вручалась исполнителям фольклора и современных произведений в народном стиле.
Как это по-русски?
В нашу страну данный термин пришел в 1980 годах на смену существовавшим в советское время понятиям народная музыка, и музыкальный фольклор. Новое обозначение потребовалось в первую очередь для тех произведений, которые являются авторскими, но написаны под влиянием национальных традиций.
Итак, этническая музыка - это композиции, созданные тем или иным народом, или написанные профессиональными композиторами. Также это образцы музыкального фольклора в обработке.
Славянская этническая музыка
Известно, что народное музыкальное искусство в любой стране мира первоначально возникает в качестве песен. Поскольку этот жанр не требует обязательного инструментального сопровождения.
То же самое можно сказать и про фольклор славянских народов. Разными видами русских народных песен живо заинтересовались отечественные композиторы девятнадцатого века. Первопроходцем в этой сфере был Михаил Глинка. Он активно использовал в своих операх народные мотивы. Этот композитор впервые стал говорить о необходимости изучать музыкальный фольклор. Широкую известность получило следующее его высказывание:
Музыку сочиняет народ, мы, композиторы, только аранжируем ее.
После него многие отечественные деятели искусства последовали его примеру. Члены знаменитого объединения «Могучая кучка» в числе прочих своих творческих планов имели намерение написать серию опер на сюжеты из русской истории и с использованием достижений музыкального фольклора. Эта задача была выполнена, и русский классический репертуар пополнился такими шедеврами, как «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского и другими.
В каждой из них присутствует этническая музыка в обработке. Например, в последней из названых опер Модест Мусоргский, изображая выпившего беглого монаха, использует в качестве его арии русскую народную песню «Как во городе то было, во Казани».
Таким образом, можно сказать, что этническая музыка всегда присутствовала в творчестве отечественных композиторов.
Следует упомянуть еще об одном немаловажном аспекте этого вопроса.
Народные инструменты
Этническая музыка - это еще и средства, с помощью которых она создается. В России самыми известными народными инструментами всегда считались гудки, гусли, балалайка и домра. Последний из них был незаслуженно забыт после указа царя Федора Михайловича о запрете выступлений скоморохов.
Этот документ нанес большой удар по этнической музыке народов, проживавших на территории современных России, Белоруссии и Украины. Кроме шуточного песенного репертуара бродячих артистов, наполненного юмором на политические темы, были запрещены и инструменты, на которых они играли. В результате такого закона домра была практически полностью исключена из музыкального обихода на три столетия.
Возрождение инструмента
Лишь в девяностые годы девятнадцатого века, когда русский композитор, аранжировщик и музыкант Василий Андреев создал свой первый в стране оркестр народных инструментов, домра пережила второе рождение. А случилось это так. Во время одной из фольклорных экспедиций Васильев обнаружил неизвестный ему инструмент, корпус которого имел форму полусферы. Музыкант реставрировал его, в результате чего появилась домра в ее современном виде.
Элементы славянской народной культуры использовали в своем творчестве такие композиторы, как Антонин Дворжак, Фредерик Шопен и многие другие. В начале 20 века Стравинский создал для серии русских музыкальных представлений в Париже балет «Весна священная», который был основан на русской народной мелодике.
От кубанского хора до «Аквариума»
Говоря об этнической современной музыке нашей страны, в первую очередь следует упомянуть об одном из старейших коллективов, работающих в этом жанре - Кубанском народном казачьем хоре. Этот ансамбль существует уже более двухсот лет. В его репертуар входят как старинные казачьи песни, авторство которых не установлено, а значит, их можно называть народными, так и творения классических и современных композиторов, написанные в фольклорном стиле.
В советское время на просторах огромного многонационального государства существовало большое количество подобных хоров, а также вокально-инструментальных ансамблей, которые включали в свой репертуар песенное наследие своих народов в современной обработке. Также в музыкальном арсенале этих коллективов были их собственные оригинальные сочинения с элементами народной мелодики. В качестве примера можно назвать узбекскую группу «Ялла». В своем творчестве они использовали некоторые музыкальные инструменты востока, например, ситар. А их композиции удачно сочетали в себе достижения современной рок, поп-музыки и песни, взятые из огромного фольклорного наследия стран средней Азии.
Влияние народного искусства не обошло стороной и русский рок. В конце восьмидесятых начале девяностых годов двадцатого века появился ряд песен в русском духе. В качестве примера можно привести альбомы группы «Аквариум» «Навигатор» и «Кострома мон амур», в композициях из которых преобладает русская мелодика, а тексты наполнены образами, характерными для былин и сказок: птица сирин, чисто поле и так далее. Исходя из определения, можно сказать, данные песни Бориса Гребенщикова - это этническая музыка.
Зарубежное влияние
Также можно с уверенностью утверждать, что такой выбор творческого пути был выбран отечественными музыкантами под влиянием их западных коллег.
Эстрадные музыканты Европы и Соединенных Штатов Америки еще в начале двадцатого века стали искать материал для себя в музыке не англоязычных стран. Благодаря этому в то время огромную популярность завоевало танго. Оно стало исполняться джазовыми оркестрами, некоторые из которых включали в свой состав также и ударника, играющего на латиноамериканских инструментах, таких как маракасы, конга, бонги и другие.
Эти нововведения, в отличие от барабанов и тарелок классической установки, получили отдельное название. Их теперь стали именовать перкуссией.
Сегодня не все меломаны и даже поклонники латиноамериканских танцев знают, что танго до своего проникновения в Европу и США насчитывало не один век истории.
А значит, произведения, написанные в этом жанре в двадцатом столетии, можно считать этнической музыкой в современной обработке.
Блюз - основа основ
То же самое можно сказать и про джаз, который появился в результате слияния негритянских религиозных гимнов и европейской музыкальной традиции. А произошло это так. В американском городе Новый Орлеан в начале двадцатого века было множество старых духовых инструментов, оставшихся со времени гражданской войны. Поэтому именно игре на них обучались дети многих чернокожих жителей этого населенного пункта. Когда музыканты выросли, они поняли, что духовой оркестр способен исполнять не только марши, но и спиричуэл (церковные песни для хора). Так появилась музыка, которую позднее назвали джазом. Она произошла от песнопений, сочиненных народом.
А значит, ее тоже можно называть этнической музыкой в современной обработке.
Примерно то же самое происходило и с блюзом, который попал на большую сцену с хлопковых плантаций южных штатов, где в свободное от тяжелой работы время, негры выражали свои чувства в протяжных песнях под аккомпанемент гитары или банджо.
Получив популярность среди широкой аудитории, этот жанр лег в основу практически всей американской и европейской эстрады двадцатого века: от рок-н-ролла и ритм-энд-блюза до панк-рока и хип-хопа.
Но на этом творческие искания в области этнической музыки не прекратились. Группа «Битлз» впервые в западной музыке использовала индийский национальный инструмент ситар в песне Norwegian wood.
Причем в мелодии этой композиции явно прослеживается влияние кельтского фольклора. Благодаря такому сочетанию, казалось бы, несовместимых компонентов, нередко появлялись шедевры, которые были затем причислены к музыкальной классике двадцатого века.
Источник вдохновения
Европейские музыканты ездили не только в Индию. Например, участники группы Led Zeppelin однажды отправились в Марокко с целью изучения местной песенной культуры и искусства игры на инструментах.
В результате чего музыка английского коллектива обогатилась восточными ритмами и мотивами. Некоторые критики называют этот коллектив самым фольклорным из всех представителей рок-музыки.
Еще одна замечательная история связана с этнической музыкой индейцев. Однажды участники американского дуэта Саймон и Гарфанкел услышали в исполнении уличного музыканта мелодию небывалой красоты. Они сразу же решили включить ее в свой репертуар. Эта песня имела индейские корни и происходила из Перу. Она называется «Кондор прилетел».
Нельзя не упомянуть и о музыке регги, которая тоже изначально являлась частью культуры, экзотической для европейского слушателя. Но, благодаря огромной популярности короля этого жанра Боба Марли в 70-е годы, она зазвучала не только на Ямайке, но и во всех уголках мира.
Дети этого певца продолжают его славное дело.
Регги сегодня
Альбомы Дэмиана и Зигги регулярно попадают в хит-парады разных стран и удостаиваются престижных премий. Благодаря им, а также некоторым другим музыкантам, жанр регги не только жив и сегодня, но и находится в очередной стадии расцвета. Например, английский певец Стинг выпустил недавно совместный альбом с уроженцем Ямайки Shaggy.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что этническая музыка является главным источником вдохновения для многих других жанров.