Карнизный свес кровли: назначение, устройство, виды и инструкция по монтажу
Кровельный свес является не самой главной частью крыши, однако его можно использовать для широкого спектра разных задач. При условии правильно сделанного расчета, карниз будет выгодно подчеркивать уровни и плоскости скатов, а также выполнять ряд полезных функций. В современных домах подобным элементам уделяется много внимания еще на этапе проекта. Как сделать карнизный свес кровли, чтобы он был максимально практичным и эстетически привлекательным? Для этого нужно сначала определить его конфигурацию, затем параметры и возможности для декоративного оформления.
Какие задачи выполняет карниз?
Пропорции карниза могут менять визуальный образ дома, повышая или понижая его выразительность. Не стоит отбрасывать и стилистические акценты, характерные для конкретного региона. Архитектурные традиции сегодня возрождаются именно в частном жилом секторе, где собственники стремятся подчеркивать особый стиль конкретной местности. Что касается инструментариев достижения того или иного образа, то значение будут иметь и размеры, и форма карнизного свеса. Фото кровли, представленное выше, к примеру, демонстрирует преимущества массивного свеса применительно к маленькому дому. Визуально конструкция становится ниже и шире, что добавляет восприятию сооружения ощущения надежности и добротности.
Функциональные задачи главным образом будут выражаться через конструкционные возможности. В части карниза можно прокладывать коммуникации, устраивать выводы для вентиляции и дымохода, монтировать другие инженерные и технологические каналы. Ширина свеса также повлияет на микроклиматические свойства дома. Дело в том, что длинный вылет карниза затеняет окно, вбирая в себя тепловую энергию. Если речь идет о металлической кровле, то аккумуляция будет происходить очень быстро, пассивно прогревая все покрытие крыши. Данный эффект можно по-разному использовать зимой и летом.
Устройство кровельного карниза
Свес как таковой представляет собой конструкционный узел, в котором сходится скат и горизонтальное перекрытие. В качестве последнего может выступать лишь карнизная планка, выходящая из точки крепления мауэрлата к наружной стене. Конфигурации сопряжения частей стропильной системы могут отличаться, поэтому единого принципа определения элементов данного узла быть не может. Так или иначе, в любой конструкции важную роль будет играть кровельный пирог, образующий свес. Это часть ската, которая выходит за уровень наружной стены по горизонтали в сторону, а в некоторых вариантах может и опускаться значительно ниже уровня чердачного перекрытия по горизонтали.
Теперь стоит перейти к материалам карнизных свесов. Устройство кровли определяется сочетанием несущей базы ската с деревянными (или тонкими металлическими) балками, обрешеткой и наружным покрытием. Внешний слой может быть представлен мягкой кровлей, профнастилом, черепицей и т. д. В сущности, эта комбинация и обеспечит внешний защитный каркас для карниза. Сам карниз образуется за счет нижней планки, которая соединит наружную стену и скат. Она тоже чаще выполняется из древесины, но встречается и пластик.
Разновидности карнизного свеса
Можно выделить несколько вариантов исполнения кровельного карниза, которые отличаются по конструкции и функциональным возможностям. Наиболее распространен обычный замкнутый карниз, в котором предусматривается средний по наклону и длине вылета скат и горизонтальная планка, формирующая софит. Более простая конструкция вовсе обходится без планки. Также по наклонной направляется свес, однако никаких прикрытий с нижней стороны нет – получается открытая конструкция, у которой есть существенные плюсы и минусы. Во-первых, это типовой карнизный свес фальцевой кровли с металлическим настилом. Покрытие довольно хлипкое и малофункциональное, поэтому с таким скатом нет смысла устраивать карнизные закрытые короба. Во-вторых, данное решение требует более высокой степени изоляции в точке схождения мауэрлата и кровли.
Особую группу карнизных свесов представляют кирпичные конструкции. Вместо деревянной планки нижнюю часть от свеса в данном случае будет закрывать кирпичная (или каменная кладка). Применяется этот вариант нечасто, но с его помощью можно создавать оригинальные дизайны фасада.
Особенности карнизов на мягкой кровле
Данный тип кровельного настила является одним из самых проблемных в том смысле, что материал тяжелый и дает существенную нагрузку на скат. Соответственно, ориентироваться следует на укрепление конструкции снизу и сбоку. Оптимальное устройство карнизного свеса для мягкой кровли может включать подшивку из обрешетки с применением деревянных брусков и металлических крепежей. Силовая основа будет обеспечиваться анкерными соединениями по всей длине крепления обрешетки, а также металлическими уголками и монтажными пластинами, которые выступят в качестве дополнительных фиксаторов.
Особенности карниза плоской кровли
В данном случае конструкция упрощается, так как отпадает необходимость создавать наклонный угол ската с соответствующими оформлениями с нижней части. То есть поддержка и обшивка снизу будет, но реализовывать ее по горизонтали гораздо проще. В простейшем исполнении карнизный свес плоской кровли можно оформить как сочетание прямого ската и перекрытия. Грубо говоря, чердачный пол получит вылет в сторону за границы наружной стены. На верхнем уровне также выйдет кровельный пирог на скате. Далее остается лишь замкнуть обе конструкции сбоку пластиковой или деревянной обшивкой. В итоге получится достаточно функциональный короб правильной формы.
Параметры карнизного свеса кровли
Как и раньше, так и в наше время оптимальным способом расчета ширины карниза является угол свеса. Он может быть разным в зависимости от наклона ската. В среднем же российские дома проектируются с крышами, уклон которых варьируется от 30 до 45 градусов. Какой вылет будет оптимальным? Существует специальный регламент, определяющий диапазон размеров карнизного свеса кровли по ширине от 10 до 70 см. Далее все будет зависеть от типа кровельного материала. Так, самые короткие карнизы используются на крышах из металлопроката – от 10 см. Оцинкованные стальные листы позволяют устраивать свесы минимальной длиной от 15 см. А волнистые асбестобетонные панели делают с шириной от 25 см.
Монтаж карниза
Установка данного элемента по большей части сводится к тыльной обшивке деревянными планками, пластиковыми панелями или сайдингом. Главное - не использовать в этой части металл, поскольку вывод конденсата через софиты создает благоприятные условия для коррозии. Как монтировать карнизный свес кровли? Когда контуры ската и мауэрлата определились и их конструкции готовы, можно приступать к инсталляции несущей обрешетки для подшивки. Желательно использовать мелкоформатный брус. Опорные части фиксируются шурупами к стене или мауэрлату – как позволит конструкция. По линиям несущих планок крепится ряд мелких планок с отступами примерно 20-30 см. На заключительном этапе по всей площади с тыльной стороны карниза выполняется обшивка – пластиком или деревянной вагонкой.
Система карнизной вентиляции
Еще на этапе разработки схемы карниза будет не лишним определить способ реализации системы проветривания. Циркуляция воздуха в подкровельном пространстве необходима для борьбы с сыростью, которая вредна для деревянной стропильной системы. Простейший способ устройства вентиляции в карнизном свесе кровли заключается в изначальном использовании для обшивки перфорированных пластиковых панелей. Они специально разрабатываются как софиты под карниз для организации воздуховода. Если же используются деревянные планки, то предварительно необходимо оставить место для зазоров. Иногда для таких целей просто выдерживают пространство между планками обшивки в несколько миллиметров. Собственно, достаточно, чтобы короб свеса не был полностью герметичным.
Заключение
Карниз – значимая и ответственная часть крыше, но очень деликатная в исполнении. Многое в реализации этого элемента будет зависеть и от соседних материалов конструкции. Например, карнизный свес мягкой кровли невозможно монтировать без учета характеристик покрытия, которые зачастую ограничивают мастеров в выборе технических решений. Для такой крыши лучше обратиться к специальным доборным софитам, которые справятся с нагрузками от тяжелой кровли и обеспечат необходимое пространство для возможной прокладки коммуникаций в коробе.
Если же скат покрыт легким профнастилом, то можно и вовсе обойтись без капитальной поддержки с формированием обшивки. Достаточно позаботиться о механической защите узла и обеспечении свободной циркуляции воздуха в стыковых местах. Но, с другой стороны, отсутствие монтажного короба само по себе исключает целый ряд конструкционных возможностей, также связанных с монтажом элементов водостока и снегозадержателей. По этой причине, рассчитывая на многолетнюю эксплуатацию крыши, стоит продумать роль карниза с точки зрения самых разных аспектов применения.