"Философия денег", Г. Зиммель: краткое содержание, основные идеи произведения, отношение к деньгам и краткая биография автора
"Философия денег" - самый известный труд немецкого социолога и философа Георга Зиммеля, который считается одним из ключевых представителей так называемой поздней философии жизни (иррационалистическое течение). В своем труде он пристально изучает вопросы денежных отношений, социальную функцию денег, а также логическое сознание во всевозможных проявлениях - от современной нам демократии до развития технологий. Эта книга стала одним из его первых трудов, посвященных духу капитализма.
О чем трактат?
В трактате "Философия денег" автор настаивает, что они не только являются средством существования, но и важным инструментом взаимоотношений между людьми, а также между целыми государствами. Философ отмечает: для того чтобы заработать и получить деньги, их необходимо тщательно изучить. Точно так же, как и любую вещь в этом мире. Этому и посвящен труд автора.
В книге "Философия денег" Зиммелю удается сформулировать свою собственную теорию. В ее рамках деньги он рассматривает как часть социокультурной жизни каждого человека.
Основные вопросы трактата
В своей книге философ рассматривает целый ряд вопросов, которые представляют огромный интерес для всех без исключения. В "Философии денег" автор пытается оценить их ценность, обмен, а также в целом существующую на планете денежную культуру.
По мнению Зиммеля, человек живет в двух совершенно независимых одна от другой и параллельных реальностях. Во-первых, это реальность ценностей, во-вторых, реальность бытия. Автор "Философии денег" отмечает, что сама природа ценностей существует как будто отдельно, дополняя окружающую каждого индивида реальность.
Дело в том, что, с точки зрения Зиммеля, предметы существуют в мире независимо друг от друга. Отношения между ними завязываются исключительно с определением собственной личности и возникновением субъективно-объективных связей. При этом мозг человека формулирует мысль об объектах в независимую категорию, которая напрямую никак не связана с процессом мышления.
В книге "Философия денег" описано, что это приводит к тому, что сама оценка превращается в природное психическое явление, причем это происходит независимо от так называемой объективной реальности. Таким образом, можно прийти к выводу, что мнение об объекте, которое сформировалось у определенного человека, и является его ценностью.
Экономические ценности
В "Философии денег" Георг Зиммель стремится сформулировать, что является экономической ценностью. Когда из всех видов существующих объектов только один полностью соответствует требованиям, происходит их дифференциация. Вот тогда одному из них и присваивается особое значение.
При этом субъективный процесс (к нему можно отнести импульс или стремление), а также объективный, то есть необходимость приложить усилия, чтобы начать обладать объектом, составляют его экономическую ценность. В конкретном случае как раз из субъективных импульсов потребности превращаются в ценности, утверждает Г. Зиммель в "Философии денег".
Их появление учитывает необходимость сравнить одну потребность с другой, найти, чем их можно взаимозаменять, а также определить сравнительные выгоды и результаты. В этом и заключаются основные идеи произведения. Сегодня узнать, где найти "Философию денег" Георга Зиммеля, не так-то просто. Ее нет ни в книжных магазинах, ни в Интернете. Поэтому главные мысли этого трактата, изложенные в этой статье, хотя бы позволят вам познакомиться с основными идеями этого произведения.
Обмен
Важное место в парадигме Зиммеля занимает обмен. В результате он становится подтверждением субъективности самой ценности. Выходит, что вся экономика - лишь особый вид взаимодействия, который учитывает, что непосредственно обмену подлежат не только материальные объекты, что очевидно, но и ценности, которые мы можем рассматривать как субъективное мнение людей.
Сам по себе обменный процесс Зиммель рассматривает в сравнении с производством. При этом, пишет он, существует некий импульс, который заставляет людей стремиться получить этот объект, обменивая его на собственные трудовые усилия или другой продукт.
Появление денег
В своем труде излагает автор законы денег и философию. Он подчеркивает, что само возникновение и появление денег "как третьего лица" во всех этих взаимоотношениях становится явлением принципиально новой культурной прослойки, а также следствием тяжелого культурного кризиса. Так, деньги превращаются в общую формулу средств в присвоении целей.
Данная схема приводит к тому, что происходит получение объекта, соответствующего нашим потребностям. А вот деньги в современном мире превращаются в конечную и абсолютную цель для всех, приобретая в результате самоценность.
Выводы из трактата Зиммеля
Таким образом, можно сделать вывод, что, с точки зрения философа, если человек начинает придавать меньшую значимость самим деньгам, а больше заботится об объекте и целях, а также путях их присвоения, то сами цели в конечном счете становятся для него более досягаемыми.
Получается, что цель заработать только ради того, чтобы заработать, не ведет к успеху. А надо заработать для того, чтобы реализовать вполне осязаемую и конкретную цель. По мнению философа, такой подход к жизни - это первый шаг к успеху. Так формулирует Г. Зиммель философию денег в теории общества, которое нас окружает.
Биография философа
В этой статье необходимо уделить внимание и биографии этого философа, который стал гуру для многих современных капиталистов во всем мире. Этот немецкий социолог и мыслитель родился в 1858 году. Он появился на свет в Берлине.
Его родители были состоятельными людьми, которые ни в чем не отказывали сыну, поэтому обеспечили ему разностороннее образование. По национальности они были евреями. При этом отец уже в зрелом возрасте принял католичество, а мать стала лютеранкой. Самого Зиммеля в детстве крестили в лютеранской церкви.
После успешного окончания Берлинского университета он остался в нем преподавать. Его карьера оказалась весьма продолжительной (Зиммель работал в учебном заведении около двадцати лет), но из-за антисемитских взглядов его начальства продвигаться по карьерной лестнице ему не удавалось.
Слишком долго он занимал очень низкую должность приват-доцента, несмотря на то, что пользовался популярностью среди студентов и слушателей его лекций. Его поддерживали такие известные ученые того времени, как Генрих Риккерт и Макс Вебер.
В 1901 году Зиммель стал внештатным профессором, а в 1914 году был зачислен в штат Страсбургского университета. Там он оказался в фактической изоляции от берлинской научной среды. Когда началась Первая мировая война, университет прекратил свою деятельность.
Философ Георг Зиммель скончался незадолго до ее окончания. Он умер во французском Страсбурге от рака печени. Ученому было на тот момент 60 лет.
Ключевые философские идеи
Основные философские воззрения, которых в своих трудах придерживался Зиммель, заключались в том, что он относил себя к академической ветви течения "философия жизни". Это было популярное в XIX веке иррационалистическое направление преимущественно в немецкой философии. Среди его ярких представителей можно отметить Анри Бергсона и Фридриха Ницше.
В работах Зиммеля можно отыскать очевидные следы неокантианства, в частности, одна из его диссертаций как раз посвящена Канту. Он выпустил много работ по истории, философии, этике, философии культуры и эстетике. В социологии ученый стал создателем теории социального взаимодействия, также его считают основателем конфликтологии - одного из важных направлений в современной науке.
Мировоззрение Зиммеля заключалось в том, что жизнь является бесконечным потоком наших переживаний. При этом сами по себе эти переживания обусловлены культурно-историческим процессом. Как и непрерывное творческое становление, жизнь неподвластна рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий и многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре можно прийти к интерпретации этого переживания и через него постичь жизнь.
Философ был убежден, что весь исторический процесс подчиняется некой судьбе, в отличие от могущей природы, в которой всем правит закон причинности. При всем этом специфика гуманитарного знания философа была близка к методологическим принципам, сформулированным немецким философом-идеалистом и историком культуры Вильгельмом Дильтеем.
Философия моды
Как это ни удивительно, но одно из направлений работы Зиммеля было посвящено изучению философии моды. Он считал, что она занимает важное место в развитии всего общества. Философ исследовал истоки ее возникновения, анализируя существующую во все времена тенденцию к подражанию. Он был убежден, что привлекательность подражания для конкретной личности состоит в том, чтобы иметь возможность осмысленно и целенаправленно действовать там, где не существует ничего творческого и личного.
Мода сама по себе при этом является подражанием образцу, удовлетворяя потребность в социальной опоре. Это и приводит конкретного человека на колею, по которой следует и все остальное. Мода, согласно Зиммелю, одна из форм жизни, которая способна удовлетворять наши потребности в различии и тягу к выделению из общей массы.