Познание и творчество. Их роль в изучении окружающего мира
Изучение окружающего мира – это беспрерывный процесс приобретения знаний, который постоянно расширяется, углубляется, становится все более совершенным. Различают эмпирическое и теоретическое познание. Последнее является высшим этапом и заключается в преобладании рационального компонента над чувственным. Это не означает, что чувственная составляющая исключается полностью – она становится подчиненной. Материалистические теории говорят о том, что постижение – это реалистичное отражение внешнего мира человека, а также воспроизведение его таким, какой он существует вне сознания человека.
Теоретическое познание изучает истину и заблуждение, достоверность знаний, а также основные этапы познавательного процесса. Оно использует следующие приемы и методы: идеализация, абстрагирование, дедукция и синтез. Также его характерной чертой является рефлексивность и исследование самого процесса получения знаний. Его формы: теория, гипотеза, проблема, принцип и закон. Очень важно понимать, что четкой границы между теоретическим и эмпирическим уровнем не существует.
Познание и творчество – это два понятия, которые неразрывно связаны между собой. Они представляют собой гармоничное взаимодействие объекта и субъекта, в результате которого человечество получает существенные знания об окружающем мире. Цивилизованных людей во все времена интересовало, какое значение творчество имеет в жизни человека. Есть исторические свидетельства, что этот вопрос люди поднимали еще в античный период. Именно тогда впервые появились такие определения, как познание и творчество. Философия появилась позже и подтвердила истину о том, что человек непрерывно изучает окружающий мир и благодаря этому развивается. По мере того как росло сознание людей, их все более интересовали не просто проблемы бытия, а происхождение мира и то, какую роль в этом процессе играет познание и творчество. Знаменитые мыслители того времени делали интереснейшие попытки дать определение сути эти понятий и их связи с постижением тайн бытия. Диалектико-материалистическая философия понимала познание не как зеркальное отражение или пассивное созерцание, а как процесс активного и творческого отражения действительности. Здесь человек выступает как общественный субъект, который реально влияет на ход исторической действительности.
В настоящее время в связи с беспрерывным потоком новейшей информации и инноваций в науке и общественных отношениях возникает потребность творчески подходить к решению научных и технических проблем. Познание и творчество в этом аспекте являются наиболее важными факторами, активизирующими личность и заставляющими ее раскрыться более полно. В целом это способствует достижению конечной цели.
Если рассматривать такой вопрос, как формирование многочисленных наук и разнообразных видов искусства, то становится понятным, что одну из главных ролей здесь сыграло познание и творчество. Философия впоследствии систематизировала результаты поиска человека. Она смогла обобщить знания и дала возможность определить их взаимосвязь.
Опорой теории познания являются социология, антропология, этика, культурология, а также герменевтика. Казалось бы, при накопленном опыте человечества за многие тысячелетия, учитывая исторические предпосылки, в современном обществе должна была наступить полная гармония. Однако мы в действительности наблюдаем кризис современной личности, который обусловлен повсеместной унификацией интегративных процессов, причем это происходит в масштабах планеты и обусловлено тем, что общество развивается с техногенным уклоном. Несмотря на то, что познание и творчество всегда были движущим фактором развития общества, сегодня мы сталкивается с явным кризисом созидания, который образовался в результате нарастающего духовного вакуума. Преодолеть эту ситуацию может целенаправленное акцентирование внимания на значении духовности для гармоничного развития человека и общества в целом.