Теория познания и основные подходы к познаваемости
Теория познания - это учение о процессе накопления новых знаний и о том, каким образом человечество постигает окружающий мир и причинно-следственные связи, действующие в нем. Никто не сомневается в том, что из поколения в поколение мы передаем нашим потомкам все больший объем знаний. Старые истины дополняются новыми открытиями в разных областях: науки, искусства, в сфере повседневной жизни. Таким образом, познание – это механизм социальной коммуникации и преемственности.
Но, с другой стороны, множество концепций, высказанных авторитетными учеными и казавшихся непреложными, спустя какое-то время выказывали свою несостоятельность. Вспомним хотя бы геоцентрическую систему Вселенной, которая была опровергнута Коперником. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а можем ли мы быть полностью уверенными в том, что наши знания о бытии являются истинными? На этот вопрос и пытается ответить теория познания. Философия (вернее, ее раздел, изучающий этот вопрос, гносеология) рассматривает процессы, происходящие при постижении макрокосма и микрокосма.
Эта наука развивается так же, как и другие отрасли, входит с ними в соприкосновение, берет что-то от них и, в свою очередь, отдает. Теория познания ставит перед собой довольно тяжелую, почти неразрешимую задачу: понять человеческим мозгом, как именно он действует. Это занятие чем-то напоминает историю с бароном Мннхаузеном, и его можно сравнить со знаменитой попыткой «поднятия самого себя за волосы». Посему на вопрос о том, знаем ли мы что-либо о мире непреложно, как всегда, есть три ответа: оптимистический, пессимистический и рационалистический.
Теория познания неминуемо сталкивается с проблемой о теоретической возможности познать абсолютную истину, а потому должна задуматься и о критериях выявления этой категории. Существует ли она вообще, или все наши представления о ней в высшей мере релятивны, изменчивы, неполны? Оптимисты уверены, что наши познания нас не подводят. Гегель, наиболее яркий представитель этого течения в гносеологии, утверждал, что бытие неминуемо раскроется перед нами, чтобы показать нам свои богатства и дать ими наслаждаться. И прогресс науки этому явное свидетельство.
Такому взгляду противостоят агностики. Они отрицают возможность познаваемости бытия, утверждая, что мы постигаем окружающий мир своими ощущениями. Таким образом, когнитивные выводы о чем-либо – это всего лишь домыслы. А о том, каково же истинное положение дел - теория познания не ведает, поскольку все мы являемся заложниками наших органов чувств, а предметы и явления раскрываются нам только в том виде, в каком их образы преломляются в призме нашего восприятия действительности. Наиболее полно выражена концепция агностицизма в гносеологическом релятивизме – учении об абсолютной изменчивости событий, явлений, фактов.