Евстигнеев Кирилл Алексеевич - летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза: биография, семья, достижения
Кирилл Алексеевич Евстигнеев - известный участник войны против немецко-фашистских захватчиков, истребитель, дважды ему было присуждено звание Героя Советского Союза. Это произошло в 1944 и 1945 годах. В 1966 году получил звание генерал-майора. О самых значимых событиях его судьбы расскажем в этой статье.
Биография летчика
Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в 1917 году. Он появился на свет в небольшом селе Хохлы на территории современной Курганской области. В то время это был Челябинский уезд Оренбургской губернии. Семья Кирилла Алексеевича Евстигнеева была бедной и очень большой. Родители работали крестьянами, у них было двое сыновей и пять дочерей. По национальности Кирилл Алексеевич Евстигнеев был русским. Его мать умерла очень рано - в 1920 году, когда мальчику было всего три года, так что, в основном, его воспитанием занимался папа.
Вплоть до 1932 года отец Кирилла работало на земле, а затем решил поехать на заработки на строительство Яр-Фосфоритной железнодорожной ветки на территории Кировского края. Там он трудился целых два года.
Когда отец уехал, Кирилл остался в семье за главного вместе со своим братом Алексеем, к тому времени они учились в школе, отвечая за своих сестер, вели хозяйство, Отец им регулярно присылал деньги.
Школу Кирилл Алексеевич Евстигнеев оканчивал в селе Малое Дюрягино, которое было покрупнее его родных Хохлов. Вскоре он поехал на строительство дороги, чтобы помогать отцу. Параллельно начал там учиться в средней школе на железнодорожных станциях Песковко-Омутинск, Яр, Кирс. Менять школы приходилось по мере продвижения бригады строителей, которые строили железнодорожную ветку.
В 1934 году герой, которому посвящена наша статья, приехал в город под названием Шумиха, где начал работать путевым обходчиком. К тому времени особенности рабочих железнодорожных профессий были ему хорошо знакомы и известны. Будущий летчик работал на Уральских железнодорожных ветках в основном на участке под названием "Каменная будка". Его отец погиб в годы войны, он скончался на полях сражений в 1943-м.
Образование
Семь классов средней школы Евстигнеев окончил в Шумихинской железнодорожной школе в 1934 году. В том же году переехал в Челябинск, где были принят в число студентов фабрично-заводского училища. Кирилл решить освоить профессию токаря при тракторном заводе. Училище он успешно окончил в 1936 году. За год до этого вступил в комсомол.
Трудовая карьера
Полноценно работать Евстигнеев начал в 1936 году на опытном заводе, расположенном в Челябинске. Примерно через шесть месяцев руководство отметило его трудолюбие и усердие и перевело в цех топливной аппаратуры на базе тракторного завода. В то же время Кирилл начинает посещать занятия в аэроклубе, чтобы осуществить давнюю детскую мечту - покорять небо.
В 1938 году Евстигнеева призвали в армию, он отправился служить от Тракторозаводского района Челябинска, где и работал. До 1939 года он проходил срочную службу на полевой ремонтной базе на Дальнем Востоке в звании красноармейца. В 1941 году успешно окончил военную школу летчиков в Бирмске. В те времена она находилась на территории Амурской области.
На фронте
Когда фашисты напали на Советский Союз, Евстигнеева поначалу оставили служить при той самой летной школе в Амурской области. В должности инструктора он там пробыл до самого конца 1942 года.
Только после этого в биографии Кирилла Алексеевича Евстигнеева происходят значительные изменения. Его отправляют в Москву в главный штаб военно-воздушных сил советских войск, чтобы начать перегонять американские самолеты "Аэрокобра" из Соединенных Штатов Америки, Советский Союз их получает по ленд-лизу. Но Евстигнеев мечтает не об этом, он хочет отправиться сражаться на фронт. Реализовать эту идею ему удается после встречи в столице с известным советским летчиком Солдатенко, который поспособствовал его отправке на фронт.
Примерно в тот же период времени Евстигнеев становится членом Коммунистической партии, которая тогда еще называлась ВКП(б).
Евстигнеев на передовой
На передовой в противостоянии с фашистами Евстигнеев оказывается только в марте 1943 года. Он сразу активно включается в службу, участвует в воздушных сражениях на территории Курской области. Летчик ВОВ Евстигнеев летает на истребителе модели Ла-5.
Уже к концу года он получает звание старшего лейтенанта. К тому времени на его счету 144 боевых вылета, многократно он принимает участие в воздушных сражения, сбив 23 самолета противника, еще три самолета сбивает в составе группы советских истребителей. Уже тогда становится очевидным, что Евстигнеев настоящий летчик-ас.
Звание Героя
Звание Героя Советского Союза Евстигнеев в первый раз получает летом 1944 года. На тот момент он уже командует эскадрильей в истребительном авиационном полку, сражается на Украинском фронте в звании старшего лейтенанта. Помимо почетного звания, ему вручают орден Ленина, а также медаль "Золотая Звезда". Кстати, Евстигнеев уже летает на новом истребителе Ла-5ФН, усовершенствованной версии Да-5.
В октябре 1944 года Евстигнеев получает повышение по службе. Он становится гвардии капитаном, совершив за прошедшее время еще 83 вылета, в ходе которых сбил двадцать самолетов противника. Преимущественно летает на Ла-5Ф. Это особенный самолет, который был построен исключительно на средства пчеловода Василия Викторовича Корнева, который работал в колхозе "Большевик" на территории Бударинского района. Это колхоз в Сталинградской области (сейчас этот населенный пункт находится под Волгоградом).
23 февраля 1945 году летчика-аса Евстигнеева награждают еще одной медалью "Золотая Звезда". Он служит на Втором Украинском фронте, руководит эскадрильей авиационного истребительного полка.
К концу войны у Героя Советского Союза Кирилла Алексеевича Евстигнеева, в общей сложности, уже около трехсот боевых вылетов. Всего он принимает участие практически в 120 воздушных боях, лично сбив 52 вражеских самолета. Великую Отечественную войну летчик ВОВ заканчивает в Венгрии, уже будучи заместителем командира истребительного гвардейского авиаполка в 14-й гвардейской авиадивизии. В то время имеет звание гвардии майора авиации.
Воздушные победы
Список воздушных побед К. А. Евстигнеева действительно впечатляет. Если подводит статистические итоги, то всего ас совершил за годы войны 283 боевых вылета, принял участие в 113 воздушных боях.
Всего им было сбито 52 фашистских бомбардировщика, еще три вражеских самолета удалось уничтожить в результате групповых вылетов.
Служба после войны
После окончания Второй Мировой Евстигнеев остался на службе в армии. Он получил должность командующего авиационным истребительным полком. Параллельно повышал уровень своего образования. Например, заканчивает Высшие летно-тактические курсы, еще через шесть лет Военно-воздушную академию.
Начиная с 1955 по 1958 год, проходил службы в должности начальника штаба школы переучивания летного состава, которая располагалась в городе Фрунзе на территории современной Киргизии.
В 1960 году Евстигнеев стал выпускником Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР. После этого начал служить в Качинском высшем военном авиационном училище имени Мясникова, возглавив там штаб. Позже был начальником оперативного отдела в штабе военно-воздушных сил Северо-Кавказского военного округа. Затем был переведен на службу в Киев на должность заместителя командующего воздушной армией № 73.
Постепенно Евстигнеев и в дальнейшем получал повышения по службе. Был начальником штаба военно-воздушных сил Северо-Кавказского военного округа, затем заместителем командующего в этом же штабе, а затем в управлении учебных заведений, которое базировалось при главном штабе военно-воздушных сил Советского Союза.
Звание генерал-майора ему было присвоено за успешное прохождение службы в 1966 году.
В 1972 году был уволен в звании генерал-майора авиации Кирилл Алексеевич Евстигнеев. Причиной стало достижения предельного возраста нахождения на воинской службе. На тот момент героя нашей статьи исполнилось 55 лет.
После отставки
Отправившись в отставку, Евстигнеев поселился в Москве. Жил в самом центре, в Большом Афанасьевском переулке, в доме номер 25. Прямо напротив его дома находилась знаменитая церковь Кирилла и Афанасия.
Евстигнеев был один раз женат. В 1945 году он заключил брак со своей однополчанкой Марией Ивановной Раздорской, которая была на три года его младше. Они прожили вместе всю жизнь. Мария Ивановна пережила мужа на 11 лет, скончавшись в 2007 году.
Летом 1996 году Евстигнеев скончался после продолжительной болезни в возрасте 79 лет. Все это время он оставался жить в столице. Его похоронили на Кунцевском кладбище в Москве.
Память о летчике
Память о Евстигнееве сохранилась во многих частях России. В городе Шумихе Курганской области, где он начал свою трудовую деятельность путевым обходчиком, установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза. Сначала он появился в городском саду, а со временем был перемещен в парк, получивший имя Евстигнеева, у его подножья высадили живые цветы.
В этом же городе на здании школы №2 установлена мемориальная доска. Именно это учебное заведение заканчивал Евстигнеев. В 2005 году аграрно-строительному колледжу в Шумихе было официально присвоено звание Героя Советского Союза Евстигнеева и еще одного знаменитого советского летчика-истребителя Сергея Ивановича Грицевеца, который также был дважды Героем Советского Союза. При колледже организован музей, в котором хранятся личные вещи Евстигнеева. В частности, его шинель, китель, фуражка, а также осколки, которые достали врачи из его многочисленных ран. Их привезли в Курганскую область студенты, которые лично встречались с летчиком еще в 1985 году.
Курганскому авиационно-спортивному клубу присвоено имя Евстигнеева.
В 1982 году в Воениздате вышли воспоминания героя нашей статьи под названием "Крылатая гвардия". В 2006 году книга была переиздана в издательстве ЭКСМО.